Средства массовой информации Франции.
Первые печ.газ. появились достаточно поздно (цензура)
17 в.: Первоначально офиц.пресса Фр.была представлена г-той «Mercure français» («Французский Меркурий», 1611–1644).Став 1-ым министром Фр.в 1624, кардинал Ришелье прибрал к рукам «ФМ».
Он обратил внимание на Т.Ренодо, хорошо журн. работой в «ФМ», и доверил ему создать 1-ую нац.фр.газету. 1-ый номер «La Gazette» - 30 мая 1631 г. Название - мелкая серебр.монета (gazetta). 1630 - Ренодо получил офиц. разрешение на владение Адресным бюро, смог действовать и собирать инф. на всей тер-ии Фр. – монополия на инф-ию. Годовой сборник «LG». Ренодо – выразитель взглядов Ришелье, ко-рый пытался установить монополию на инф. Газ.воспринималась как печ.орган правительства, и с 1762 г. стала выходить в кач-ве офиц.изд.под назв. «La Gazette de France», просуществовав до 1944 г. 1635 – к Ренодо перешел и «Mercure français».
Первая ежедневная г-та – («Парижская газета», 1777). Первый европейский ж-л (!) – («Журнал ученых», 1665–1828). Освещ.и обсуждение научных, критических и лит-х проблем.
Ж-лы лит.-критич.содержания во Фр. ведут начало от «Mercure galant» («Галантный Меркурий», 1672) , издатель - Жан Донно де Визе, лит. противник Мольера.
18 -19 вв.:
Бонапарт захватил власть в 1799 г. «Конституция VIII года» (1799), вопрос о печати вообще обошла. «Консульский указ о газетах» (17 января 1800) - закрытие 60 из 73 газет, издававшихся в Париже; министр полиции д/б следить, чтобы в Париже не появилось ни одной новой газеты.Авторитарн.сист-ма печати по вертикальному принципу (вверху - офиц.орган прав-ва – «Монитёр», ост.полит.г-ты публикуют полит. инф-ю путем перепечатывания из «М-ра»).
В 1804 – г-та была переименована в «Journal de 1'Empire», к ней был приставлен специальный цензор. Введение новых журн.форм и жанров. Возникновение фельетона: 1800 - Бертен стал выпускать добавочные листы к своей газете «Journal des Débates».
3 авг.1810 – наполеон.декрет: (разрешал публиковать полит.изв-ия только 3-м газ., запрет на фельетон).В Париже в 1811 г. остались только 4 ежедневн.газ. – «Journal de Paris», «Gazette de France», «Monituer» («Наставник») и «Journal de I'Empire».
1814 - Конституц.хартия восстановила свободу слова, которая тут же была перечеркнута законом от 21 октября 1814 г., вводившим предв цензуру для всех пер.изд., объем которых не превышает 20 печ.листов. Но даже эти ограничения по сравнению с антижурналистской наполеон.политикой казались послаблениями, и к 1824 г. в Париже выходило 12 ежедневных газет.
Гарантий свободы слова удалось добиться после событий июля 1830 г. Период Июльской монархии, принятие новой Конституц. хартии, в которой было записано, что «цензура не мб никогда восстановлена».
Появление информ.агентств. 1-ое в мире ИА появ.в 1835 г. в Париже, основатель Шарль Луи Гавас, начавший д-ть с «бюро переводов Гаваса». ИА Гаваса получало новости из заруб.газет и широкой сети соб.кор-ов, продавая полученную инф.в газеты. В аг-ве Гаваса получили первые навыки будущие основатели собств.ИА - Вольф и Ройтер.
Лидер фр.«penny press» - Эмиль де Жирарден. Начинал с выпуска журнала мод «La Mode» (1829–1854). Самый успешный изд.проект Ж-на - полит.г-та «La Presse» (1836), оч дешевая. Г-та вызывала раздражение властей 1848 – Ж-н арестован.
1860 - нов.законы более либеральн.хар-ра. Преобладание развлекательной прессы. Олицетворение успеха такой прессы - «Фигаро» Вимессана (с 1826-по сей день!). Основной акцент на вкусах мас.читателя. Газеты все более становятся частью бизнеса, а не полит.борьбы. В этой прессе особый акцент - на описании сенсац.преступлений.
20 -21 вв.: В к.XIX – н.XX в.. - превращение периодики в СМИ под воздействием индустриальной рев-ии и рыночных отн-ий. Рост тиражей, обр-ие журн.союзов.– Междунар.Федерация журн-ов (со штаб-квартирой в Париже) -задачи защиты прав и свобод, чести и достоинства ж-ов при исп-ии проф.обязанностей, борьбы против влияния капитала на прессу.
Сейчас печ.изд.Фр.подразделяются на столичные и региональные, местные. Из группы столичн.СМИ в опр.момент выделилась группа нац-ых газет, распр-ие ко-рых уже не огранич.только Парижем, а осуществлялось в общенац.масштабе (г.«Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите» (Жан Жорес, 1904, комунистич.г-та)). В ряду рег-х изд. - газ-ты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди».
Фр.печать находится под контролем нескольких медиа-объединений:
Группа АШЕТТ, осн-ль Луи Ашетт (1826) – периодика, книги. Связи с корпорациями Великобритании, Испании, США, представлена на рынках Вост.Европы благодаря местным версиям своих журналов и муз.радиостанций. Продолжает расширять деятельность в Азии (в Японии – ж-л «Премьер»).
Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневн.газет («Франс Суар», «Фигаро») и др.периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Фр-ии.
Группа Ф. АМОРИ - управляется старыми консервативн.методами. Изд: «Париэьен», еженедельное приложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», еженедельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы издательской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».
БАЙЯР-ПРЕСС (1873 г) – выпуск католич.прессы. Ж-лы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Имеет представительство в Нью-Йорке.
ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН - общество, объединившее 5 предприятий по выпуску ежедневн.прессы — парижской и провинциальной, в частности столичной «Монд».
Париж.г-ты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям.
«Elle» («Она») - популярный журнал для женщин, принадлежащий изд.группе Ашетт. В настоящее время выходит в 22-х странах, в том числе в России (с 1995-го г.)
Аудиувизуальные СМИ Франции развивались в почти непрекращающихся кризисных условиях. Стремление гос-ва контролир СМИ, использовать их полит влияние просматривается в большей степени, чем в других странах Европы.
Франц телевидение. На сегодня фр.правительство отдало на откуп частным инвесторам развитие кабельно-спутникового ТВ не отказываясь, однако, от привычн.роли регулирующей инстанции. Фр.прав-во хочет иметь к.-н.централизованный орган, осуществляющий распределение и управление теле- и радиочастотами (“Ажанс де жестьон дю спектр). 1994 г. - переломный с т/зр соотношения гос.и частн.каналов в пользу первых. Отныне государственный сектор французского телевидения включает 3 канала
Во Фр.есть квоты на показ и произв-во нац.телепродукции (благодаря им рынок Фр. является наиболее защищенным извне), специальный протекционизм в области культуры. Все каналы обязаны показывать 50% фр.программ. Прав-во по-прежнему защищает режим квот, хотя эта система задерживает развитие кабельного и спутникового ТВ: национальная продукция часто намного дороже импорта.
В области кааб.ТВ Фр.занимает едва ли не последнее место в Европе.Эра тематических каналов.
Фр. довольно успешно распространяет свои программы по всему миру. АРТЕ - французский канал европ.направленности - группирует программы гос.каналов Фр.
Экономический и юридический статут фр. радиовещания и телевидения, сложившийся после войны, обусловливался запрещением частного радиовещания и провозглашением гос.монополии на передачу сигнала. Гос.монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звук.или телепередачи, но право распр-ть их было предоставлено только госуд.службам. Выход: частные периферические радиостанции, передатчики которых расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Сеть частных коммерческих радио- и телестанций: Радио-Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.
К марту 1985 г. Высший совет по аудиовизуальным средствам (КСА) выдал 1268 разрешений на частное радиовещание.
С прош сессии:
1ая вечер газета. Система франц периодики. Marie Claire
Основа - общенац изд.
Газеты, вышедшие из сопротивления — сильны поз соц-тов.
90-г 20в - «Фигаро» - сам уважаем из общенац газет.
«Mond” (19440 - сейчас на 1 месте по тиражу из общенац.
«Либерасьон» (1973) — общенац.
60е-70е гг - кризис газет из-за ТВ.
Оч хар-на специализир пресса (жен, молодежн). Экономич пресса: «Эко», «Нувель Экономист». Развлек - «Пари Матч». Крупнейш в мире католич газета «Круа» (1880), еженедельник «Ви», «Юманите» - еле выжившая (коммунисты), «Революсьон» (социалисты) — тоже трудности.
Трад способ выживания для фр газет — полная смена формата, дизайна. Посл тенд: кач газ превращ в масс (2000-01)
1995г - «Монд» 1ая обновила формат: аналитика стала еще кач-е (7 нов разделов -междунар, культ... крупнее шрифт, фото, стала поступать в продажу раньше — днем) . 2000Г — наоборот, стала массовой. 1 из 1ых начала продавать архивы в инете.
1944 — Франс Пресс (на базе Гавас) — крупнейш мир ИА.
1935 — Эйфелева башня — ТВ передатчик TF-1.
80-е г — полемика вокруг перед TF-1 – в частн руки; 87г — это произошло.->спутник. 1ый частный - «Канал +».
Гос радиовещ («Франс Мьюзик», «Радио Блю») - 50 корпор. Частное радиовещ — региональное. Возникло оч быстро — круп регион газеты приобр регион радиост.
Концерны:
групп «Ашетт» к кон 20в контролир все крупн изд-ва. Почти моноп на выпуск учебников, моноп на продажу книг; в знач степ контролир распр-е газ и жур. Серии изд («Худ-ки», «Музеи мира». «Журналь дю диманше», «Эль». Оч популярны Тв-еженед-ки «теле-7 жур»
группа Робера Эрсана (теперь — сын Филипп) нач с «Отто Журналь». Более 20% всей газ-жур прод-ии Фр. Бельгия — тж многое контролир. «Фигаро», «Франс Суар», «Паризьен либерье». Гренобль - «Дефини Либерье», Руан - «Пари-Норманди», Бордо - «Зюйд-Вест». ! Ые по рекл обороту. «Сон Пресс» - филиал, затем выделилась в особое изд-во: 18 ежед газет, 7-10 еженед-ков, спец ж-лы.
1970е — пришел нем концерн Бертельсмана (специализир — жен), 1990е -англ концерны — стали совлад фр журналов.
1993-97 г — внедр в газ-жур ТВ-групп. «Алькатель Альстон» приобр 26 % акций «Гаваса» - конвергенция.-усил изд-е книг, ТВ Euronews контрол вместе с Алькатель.
«Ашетт» выходит за гр-цу, кон 90-х приобр у Мердока ж-л Мирабелла, Исп, США. Россия — сотруд с КП, ж-л Эль.
21в - экон и содерж изменения. Газета West France — 1ая регион газ Фр: заяв что несм на трудности, всегда ориентир на этич кодексы и интересы ауд. Многие газ начали наращ тиражи, сниж цены — но это не раб.
Монд - №1 по тир и распр.
крупнейш спорт газ Экип (общенац)
Фигаро
Либерасьон
Франс Суар
Эко
… нюи
Круа
Трибьюн
Юманите
Крупнейш регион газ — West France (г Ренн)+ макс ауд.
паризьен
зюйд вест
дефини либерье
Нач 20в — 1 из 5 франц чит нац прессу, регион — кажд 2ой, большая молодеж ауд, ориентация на них. «Экип» - макс ауд, 1ая по читаемости из общенац.
Уменьш распр фрз ПИ за гран (раньше колонии, до сих пор распр в Марокко, Алжире). Осн — Бельгия, Швейцария (фр яз).
Смена форматов
90е гг — падала ауд газ Фигаро. 2001 — обновление — новый макет, разраб с газ Daily Telegraph. Логотип — газета, сам близкая к читателю, «глубокая эволюция», больше открытости. 1стр — междунар инф. Полоса о Европ соб. (кач аналитика). Новый разворот «Дебаты и мнения». Больше инф о региональных событиях. Четче разведены факты и мнения. Новости — певичны.Редакц статья — 304 полоса. Приоритет междунар событиям. Трад — мнения завуалированы, теперь — доскон объясн позиции. Больше внимания будничному, повседневному (здоровье...)
Монд — тож сменила формат, аналитич приложение.
Группа Эрсана продала Фрасн Суар бывш вл-цу газеты Трибьюн за 1 франк.
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики