logo
Билеты ВСЕ

Государственная информационная политика и практика ее осуществления.

Государственную информационную политику можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих технических средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, научно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встраивающих институты и структуры власти в наднациональные (глобальные) информационные процессы.

В более широком смысле ГИП - это "особая сфера жизнедеятельности людей..., связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями".

Сложный, комплексный характер этих постоянно решаемых государством задач в информационной сфере требует и достижения ряда более частных, вытекающих из его ролевых обязанностей целей. К ним могут быть отнесены:

■ обеспечение юридических прав граждан на получение информации в соответствии с принципами свободы слова и охраны тайны личной жизни и интеллектуальной собственности;

■ обеспечение населению технических возможностей для получения информации на современном уровне;

■ защита подрастающего поколения от агрессивной информации;

■ постоянное совершенствование систем образования и здравоохранения на основе внедрения технических достижений в информационной сфере;

■ удешевление государственной информации граждан, трансформация функций государственных органов на основе постоянной передачи информации ее потребителям в электронной форме;

■ препятствование незаконному обороту информации;

■ постоянное совершенствование организационных и кадровых структур, обеспечивающих эффективное достижение целей информационной политики.

Однако информационная государственная политика — и чем дальше, тем больше — выступает в качестве системообразующего элемента совокупной деятельности государства в целом, средства поддержания публичного диалога власти и общества.

Для эффективного осуществления информационной политики необходимы соответствующие условия:

- наличие карты информационного поля, раскрывающей диверсифицирование (разнообразие) информационных потоков и дифференциацию (сегментирование) целевых (контактных) аудиторий;

- создание информационной инфраструктуры, способной обеспечивать в рамках информационного пространства интеграцию информационных потоков с управленческими решениями и позициями;

- создание системы взаимодействия со СМИ как инструментом связей с общественностью и формирования публичной известности;

- постоянное проведение мониторинга по вопросам реализации информационной политики, проводимой внутри и во вне организации.

Наука выделяет три основные парадигмы информационной политики: тоталитарную, механистическую; манипулятивную; дискурсную, диалоговую. Если доминируют первые две или их смешанный вариант при дефиците третьей, то неизбежно с течением времени формируется низкий рейтинг доверия к СМИ (особенно в условиях, когда власть авторитарно подчиняет себе СМИ), медиакратии, который переносится посредством механизма трансфера на доверие к власти. В итоге происходит коммуникативный разрыв между властью и народом.

В реальном, а не виртуальном информационном обществе подобные проблемы разрешаются как бы сами собой. Но для этого нужна соответствующая государственная информационная политика, нужен постоянный дискурс между властью и общественным мнением, направленных на развитие органического единства электронно-технической и гуманитарной составляющих информационных технологий.

По Концепции государственной информационной политики, государственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих. Государственная информационная политика рассматривается в качестве важной составной части внешней и внутренней политики государства, охватывающей все сферы жизнедеятельности общества. Ее долгосрочной стратегической целью провозглашено построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество; она может быть эффективной, если носит комплексный, системный характер, открыта и направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.

В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере средств массовой информации:

1) недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на средства массовой информации.

2) регулирование уровня концентрации и монополизации средств массовой информации.

3) защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;

  1. 4) совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации.