Условия прагматической адекватности.
Создание текста в расчете на повышение информированности аудитории – основа деятельности журналиста. Работа над текстом – не различные акты творчества, следующие один за другим, а единый процесс, в котором все проблемы решаются одновременно. В этом процессе прагматический аспект творчества(забота об аудитории, о ее информированности) является центральным.Прагматика – отношение текста с аудиторией.Достижение высокой прагматической адекватности требует от журналиста знания факторов, которые действуют в сфере отношений «текст-аудитория», влияют на эффективность контактов с читателем и определяют информативность текста. При этом для различных слоев аудитории журналист обязан по-разному готовить информацию, учитывая интересы, потребности, уровень подготовки.Добиться прагматической адекватности можно лишь при следующих условиях:1.Небанальность – оригинальность сведений, сообщаемых аудитории. - Новизна информации, наличие сведений, которыми еще не располагает читатель – наиболее простое проявление небанальности, но не единственное.- Небанальна и та информация, которая возрождает в памяти сведения, напоминает их содержание и значение- небанальна информация, актуализирующая известное, помогающая использовать ранее полученные сведения для осмысления текущих событий и проблем.- небанальная информация, которая полнее и строже систематизирует ранее полученные сведения, связывает их в систему.- небанальная информация, которая перестраивает ранее выработанные представления и дает другую, более верную интерпретацию фактам. 2.Декодируемость – доступность сообщения, понимание его аудиторией, извлечение из текста заложенного смысла.- использование доступного для аудитории языка – словесного, письменного, изобразительного. Начинать разговор с аудиторией всегда надо на ее языке, а затем при необходимости постепенно вводить новые слова, неоднократно поясняя их значения.- ориентация на эмоциональный опыт аудитории и соответствующий образный язык. Его игнорирование может вызвать обратную эмоциональную реакцию.- ориентация на тот уровень знаний, которым располагает аудитория- ориентация в социальной позиции собеседников, знание их образа жизни.Неадекватная интерпретация текста приводит к несогласию с мнением автора и складывается ситуация, когда журналист начинает работать против себя. 3.Релевантность – ценность и значимость для аудитории сообщаемых сведений. Таким свойствам обладают тексты, которые соответствуют ее потребностям и интересам. Необходимость удовлетворять интересы и потребности требует серьезных творческих усилий. Движущий стимул обращения аудитории к информации – ее соответствие интересам. Интерес руководит поиском информации.Интересы и потребности могут расходиться. Творческая задача журналиста - стремиться соединять одно с другим, направляя внимание аудитории на важные стороны жизни общества.
.Пражурналистские явления. Предпосылки возникновения журналистики.
Устные формы массово-информационной деятельности.В первичных формах труда появилась необходимость обмена сообщениями. А потребность в обмене информации привела к развитию форм знакового общения. Информационное общение, в котором задействованы зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей.На первых этапах истории возникли информационные потоки, направленные на формирования общественного мнения. С появлением государства главную роль в распространении информации играли ораторы. Они целенаправленно распространяли в массы сведения, оказывающие идейное воздействие и побуждающие к действиям.Письменные формы массово-информационной деятельности.Государственные институты и церковь рассылали документы. Появилось подобие газеты виде сводок актуальных материалов разного рода и форм.(В Риме в эпоху Цезаря в людных местах вывешивались письменные сводки о происшествиях в сенате. Это были деревянные щиты с гипсовым покрытием (1 век до н.э.)В Японии газетами служили оттиски с обожженных глиняных досок (1615 г.) В Англии распространялись рукописные листовки.В России при дворе царя выпускались рукописные «Куранты»)С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах информационной службы. В средневековой Европе создаются цехи писателей новостей, тогда же возникло и слово газета от названия монеты.Пражурналистские явления характеризуются ограниченным и непостоянным тиражом и периодичностью.
Предпосылки возникновения журналистики
Техническая. Иоганн Гуттенберг изобрел печатную машину, что позволило делать большие тиражи
Социальная. Формирование системы регулярной почтовой связи
Социально-экономическая – рост экономики, развитие промышленности, рост городского грамотного населения, что привело к массовой потребности в информации.
Политическая – формирование наций и государств, газеты создаются властью для идеологической обработки народной элиты.
- Вопросы к экзамену по курсу «Основы теории журналистики»
- Массовая информация. Качества массовой информации.
- Семантический аспект массовой информации
- Условия прагматической адекватности.
- Исторические типы журналистики.
- Журналистика как социальный институт
- Журналистика в тоталитарном и демократическом обществах
- Сущность и механизм информационного управления
- Социальная ответственность сми и журналиста
- Результативность журналистики
- Информационная и коммуникативная функции журналистики.
- Культурно-просветительская, рекреативная и рекламно-справочная функции журналистики
- Непосредственно-организаторская функция журналистики.
- Проблема принципиальности современной журналистики. Конформизм, нонконформизм, догматизм, беспринципность.
- Свобода журналистского творчества как фактор свободы сми
- Информационная политика и формы ее реализации.
- Творческие факторы эффективности сми
- Виды творческой деятельности в журналистике. Специфика и сложности журналистского творчества.
- 3. Авторская – (от лат. Создатель)
- Важнейшие гражданские и профессиональные качества журналиста
- Проблемы взаимодействия сми в современных условиях.
- Типологическое разнообразие изданий как результат дифференциации.
- Современная российская журналистика как журналистика переходного периода.
- Теория социальной ответственности прессы