Киноцитата, интертекстуальность в кино
По книге: Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф (М., 1993).
Цитата – элемент текста, который нарушает его линейное развитие и получает мотивировку, интегрирующую этот элемент в текст, вне его.
Ямпольский проводит анализ на уровне зрительского восприятия кинотекста и работает с постструктуралистской методологией; для него главное – не намерения автора, а как читатель интерпретирует текст в процессе чтения / смотрения. Поэтому цитата фактически определяется как любое явление, выбивающееся, с точки зрения зрителя, из «нейтрального» развертывания сюжета. В то же время если мы какое-либо явление не воспринимаем как нечто выходящее за рамки «нейтрального» повествования, то для нас это цитатой не является.
Пример: Ж.-Л.Годар в «На последнем дыхании» (1959) ввел сцену, когда героиня фильма Патрисия смотрит на главного героя фильма Мишеля, молодого преступника и большого поклонника американских фильмов нуар, сквозь свернутую в трубку афишу; позже она предаст его, позвонив в полицию. Годар в своих комментариях к «На последнем дыхании» пояснял, что это – цитата из фильма-нуар С.Фуллера «Сорок ружей» (1957), где один из персонажей смотрит на своего антагониста сквозь прицел ружья. Цитата позволяет включить фильм Годара в традицию нуара и одновременно углубляет понимание отношений между Мишелем и Патрисией. Однако эта сцена настолько органично вошла в этот эпизод годаровского повествования, что зритель цитату не обнаруживает. Таким образом, смотрение сквозь трубку для него (для его восприятия) не является цитатой до тех пор, пока он не прочтет комментарий Годара.
Гиперцитата – составная цитата, отсылающая сразу к нескольким текстам-прототипам; образуется тогда, когда нам недостаточно одного источника для ее нормализации в структуре киноповествования.
Однако тогда возникает опасность любое непонятное место в тексте наделять бесконечностью значений. Выход из этого есть в ограничении гиперцитаты: мы должны воспринимать в ней только те смыслы, которые структурно схожи со смыслами основного повествования: т.е. цитата – это «текст в тексте», отражающая и трансформирующая смыслы кинотекста в целом. Подобную конструкцию Ямпольский называет геральдической конструкцией (т.к. она исконно разрабатывалась в средневековой геральдике).
С точки зрения семиотики, цитата воспроизводит (репрезентирует) основной текст в трансформированном виде, превращаясь в своеобразный знаковый код (репрезентацию), символически представляющий некие значения, важные для основного повествования.
Одна из важных функций цитаты – быть маркером жанра, направления, кинематографической школы и т.п. (см. выше пример с Годаром); вместе с тем здесь может возникать игра смыслами, т.к. цитата настраивает зрителя на определенные ожидания, которые основной кинотекст, наоборот, потом разрушает.
Цитаты могут быть не только интертекстуальными, но и автотекстуальными – когда происходит внутреннее самоцитирование текста.
- Основные понятия семиотики кино
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 1
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 2
- Киноцитата, интертекстуальность в кино
- Монтаж – 1
- Монтаж – 2
- Перспектива. Композиция кадра. Свет
- Хронотоп. Ритм
- Актер. Жест и мимика
- Точка зрения
- Кинематографические направления (общие типологические сведения).
- Зарождение кинематографических школ. Французская киномысль первой трети XX века
- «Фотогения»
- Формалисты
- Сборник «Поэтика кино» (1927)
- Тынянов ю.Н. «Кино – слово – музыка» (1924)
- Сергей Эйзенштейн
- По ту сторону игровой и неигровой (1928)
- О форме сценария (1929)
- Монтаж (1938)
- Бела Балаш и советские кинотеоретики 1920-х годов
- Бела Балаш
- Рудольф Арнхейм
- Зигфрид Кракауэр
- «Теория фильма» (1960)
- Андре Базен
- «Что такое кино?» (4 тома, 1958–1962)
- Тартуско-московская школа
- «Поэтика композиции» б.А. Успенского
- Умберто Эко
- «Отсутствующая структура» (1968)
- Ролан Барт
- «Проблема значения в кино» (1960)
- «Camera lucida: Комментарий к фотографии» (1980)
- Американская кинокритика
- Жиль Делёз
- «Кино», тт. 1 («Образ-движение») – 2 («Образ-время») (1983–1985)