Особенности труда в компьютерных сетях и базах данных
Тенденции развития средств массовой коммуникации заставляют редакции и журналистов идти в ногу со временем и активно участвовать в таком перспективном деле, как использование современной вычислительной техники. В первую очередь это касается возможностей Интернета. Любая компьютерная сеть или любой компьютер могут получить так называемый IP (протокол Интернет), адрес и соединиться со всей системой Интернет. Формально Интернет – это самоуправляемая община, представляющая собой огромную и быстро растущую компьютерную сеть, состоящую из сотен более мелких сетей. Каждые 30 секунд включается новая сеть. Более двух миллионов файлов, а также другие данные и программы открыты для пользователей. Наиболее распространенными способами использования сети являются:
связь с помощью электронной почты;
участие в электронных конференциях и дискуссиях;
поиск информации и данных, хранящихся на удаленных компьютерах;
копирование файлов с удаленного компьютера на местный компьютер;
выполнение программ на удаленных компьютерах;
выполнение программ на местном компьютере с помощью удаленного компьютера.
Существуют Общество Интернет (Internet Society – ISOC), Совет по структуре Интернета (Internet Architecture Board –IAB) и Специальная группа по инженерному обеспечению Интернета (Internet Engineering Task Force – IETF), состоящие из добровольцев, которые проводят открытые конференции, где разрабатываются операционные стандарты и решаются другие проблемы.
Появление всемирной сети Интернет внесло качественно новый элемент во всю мировую экранную цивилизацию. Прежде всего, деловые новости из газет, радио и телевидения перекочевали в компьютерные сети. Затем Интернет стал использоваться и как почта, и как универсальная рекламная система. Появились серверы, где можно посмотреть любой новый фильм или ознакомиться с содержанием свежих выпусков газет и журналов. И, наконец, эта сеть стала основой для создания так называемой сетевой экономики. В мире Интернет и электронной коммерции пока что не существует каких-либо ограничений или налогов: важно, чтобы каждый компьютер мог стать окном в любое предприятие. Экономика США, например, во многом зависит от информационных технологий, которые обеспечивают одну треть прироста валового национального продукта. Развитие сетевой экономики тесно увязано с правительственными организациями и их политикой. Сейчас многие правительства стремятся взять под контроль «всемирную паутину». Выгоды от этого очевидны.
В конце 1993 г. в Интернет были включены материалы по России и Восточной Европе – так называемые Домашние страницы были включены в Интернет. Это самое полное руководство по данному региону, и оно включает в себя логическую структуру, перекрестные ссылки, взаимные соединения и согласующие сопряжения. В результате всю необходимую информацию можно получить после первого же запроса, что значительно упрощает операции.
Интернет стал одним из средств массовой информации. Это подтверждается тем, что в России нужно зарегистрировать любое издание, выходящее в «электронном формате», в США на Интернет распространяется действиеПервой поправки к Конституции, декларирующей, в частности, свободу слова и свободу печати. О возможностях его использования в масс медиа и политике красноречиво говорит такой факт. Во время августовских событий в Москве в 1991 г. крошечная сеть Интернет под названием РЕЛКОМ, которая была связана с Финляндией, а через нее со всем миром, оказалась наиболее надежным каналом для получения информации и направления сообщений из российской столицы. Участники РЕЛКОМа направляли сообщения, которые потом помещались в зарубежных газетах, заявления Бориса Ельцина (которые приносили операторам РЕЛКОМа друзья) и личные наблюдения относительно развития событий в Москве[13].
Журналист, работающий в сети, должен знать и уметь значительно больше, чем сотрудник газеты, журнала, радио или телевидения. С одной стороны, необходимо мастерски владеть письменным словом – ведь при помощи сети можно даже выпустить книгу. С другой – хороший компьютер не только не уступает телевизору, но в некоторых своих качествах даже значительно превосходит его. Это значит, что нужно уметь все, что умеют на телевидении плюс специфические знания компьютера. Резко возрастает возможность получения в сети недостоверной информации или вообще откровенной дезинформации. Вот почему перепроверка фактов, цифр, имен и других данных здесь обязательна.
Но этим не ограничиваются особенности работы журналиста в сети. Он может сам направить произведение в известный ему адрес или воспользоваться услугами «электронной конференции», а то и завести собственный сайт. То есть появляется избирательность адресата. Можно полученную из другого источника информацию переработать и распространить в измененном виде, каждый пользователь в той или иной степени становится «сам себе журналист». Все диктуется теми задачами, которые он решает.
В последние годы многие печатные издания стремятся обзавестись своей электронной версией. Возможных вариантов ее создания несколько. Во-первых – распространение содержания газеты или журнала на компакт-дисках. Рентабельнее всего это делать с годовыми подшивками издания, поскольку выбранный носитель вмещает в себя очень много информации. Такой вид распространения удобен для отправки в библиотеки. Именно так поступают многие ведущие газеты России и зарубежья. Во-вторых – распространение по компьютерным сетям (в частности Интернету) в реальном режиме времени. Это очень удобно, поскольку выпуск подобного периодического издания не требует бумаги и типографских расходов.
Любая электронная версия имеет ряд особенностей в подготовке. Прежде всего, она, как правило, отличается от той, которая выпускается на бумаге. Кроме того, существует возможность каталогизировать информацию, снабдить ее научным аппаратом, перекрестными ссылками. И еще одна особенность: электронную версию любого издания можно обогатить цветом, звуком, движущимся изображением и т.п. Естественно, журналист должен не только теоретически знать все это, но и иметь квалификацию программиста.
В последнее время появилось множество мультимедийных изданий как на компакт-дисках, так и в сети. Вот, например, как анонсировался первый номер развлекательного журнала для всей семьи «Магазин желаний»:
У тебя в руках – веселая интерактивная пристройка к твоему жилищу, виртуальное пространство для тебя и твоей семьи. Здесь есть спальня для личной жизни, комната для детей, бар для гостей, шкаф для скелета и склад для подарков...
Смотри, слушай, пользуйся:
«Что подарить мужику на день рождения» – каталог идей;
«Учись водить!» – автосимулятор;
«Детский альбом» – раскраски, картинки и разные зюки;
«Как одна копеечка» – проверка на бережливость;
«А может, я алкоголик?» – тест;
«Шел. Упал. Очнулся...» – гипс;
«Как оценить фигуру девушки» – без комментариев;
«Подбери себе контрацептив – практические советы;
«Собери кино» – видео-конструктор;
«Рестораны Москвы»;
«Столичный эфир»;
«Телефонный справочник»...
Для выпуска подобного журнала необходим большой коллектив специалистов: журналистов, художников, фотографов, программистов, инженеров... Среди особенностей мультимедийных изданий – интерактивность и многовариантность выбора. Это предопределяет и специфику творческого труда журналиста: нужно предвидеть возможные действия пользователя и создавать на эти случаи варианты текста, звука, изображения.
- Общество «знание» санкт-петербурга и ленинградской области
- Глава 1 Виноградова с.М. Слагаемые журналистской профессии
- Информационно-коммуникационная деятельность: у истоков мастерства
- Журналистский профессионализм: вехи становления
- Журналистика: призвание, ремесло, профессия
- Журналист: профессиональные особенности личности
- Журналистика: профессия в зеркале модели мира
- Глава 2 Лазутина г.В. Журналистское познание мира
- Особый статус познавательной деятельности журналиста
- Формы и ход познавательного процесса
- Ориентация в информационной среде
- Методы познавательной деятельности
- Итог познавательной стадии
- Глава 3 Лозовский б.Н. Методика сбора информации
- Работа с источниками информации
- Способы получения информации
- Этические нормы в работе с источниками информации
- Глава 4 Мисонжников б.Я. Отражение действительности в тексте
- Журналистский текст и его функции
- Диалектика текста и диалектика отражения мира
- Создание текста – процесс творческий
- Глава 5 Кройчик л.Е. Система журналистских жанров
- Жанр или текст?
- Оперативно-новостные тексты
- Оперативно-исследовательские тексты
- Исследовательско-новостные тексты
- Исследовательские тексты
- Исследовательско-образные тексты
- Глава 6 Корконосенко с.Г. Правовая и этическая культура журналиста
- Право на информацию и обязанности журналистов
- Система права сми в россии
- Информация ограниченного доступа в сми
- Методика применения правовых норм
- Журналистская этика
- Глава 7 Михайлов с.А. Технологический фактор в деятельности журналиста
- Особенности работы в печатных сми
- Особенности труда на радио
- Особенности работы на телевидении
- Особенности работы для информационных агентств
- Особенности труда в компьютерных сетях и базах данных
- Глобальная коммуникация
- Универсальная подготовка к работе в системе сми
- Глава 8 Орлова т.Д. Сотрудничество редакции с аудиторией
- Адресаты журналистских выступлений
- Двусторонняя природа массовой коммуникации
- Формы вовлечения аудитории в журналистский процесс
- Профессиональная культура работы с почтой
- Организационно-массовая работа с аудиторией