Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
Предмет АЖ и специфика аналитического отображения действительности. Предметом АЖ выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Для АЖ характерно обращение к вопросам выбора эффективных путей развития общества; выяснение причин, условий развития событий и изменения ситуаций, оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил; выявление современных противоречий тенденций развития, правильности, обоснованности разнообразных точек зрения, идей. Особенности АЖ: 1) Призвана раскрывать причины. Отсюда – наличие в тексте тезисов, аргументов, авторской оценки. 2) Воспроизведение процесса познания стоит на первом плане. Четко прослеживается логика авторских рассуждений для убедительности и доказательности. Широко представлены все методы познания: сравнение, аналогия ,оценка ,детализация , разъяснение ,предсказание ,обобщение .
АЖ отчетливо ориентирована на коммуникацию. Собеседник либо присутствует в тексте, либо подразумевается. В АЖ всегда используется наглядно -конкретный способ изучения материала: объяснение, опирающееся на имеющуюся у собеседника информационную базу, объяснение сложного через простое. АЖ отражает действительность в динамике. Функции АЖ. - Средство социальной ориентации массовой аудитории Только аналитический текст может представить аудитории факты в их причинно-следственной взаимосвязи, дать им развернутую трактовку, оценку, обосновать прогноз развития явлений, план действий, связанный с отображаемым предметом. Поэтому, не отрицая известного значения информационных сообщений в социальном ориентировании аудитории, все же следует признать, что АЖ в данном отношении играет ведущую роль
Аналитические публикации, которые могут вызвать реакцию социальных институтов, делятся на две группы:
1) выступления, исследующие тот аспект общественной жизни, которая является предметом специального интереса и ответственности данного социального института.
2) аналитические выступления, исследующие деятельность самих социальных институтов - Функция интерпретации фактов и событий .
Обозрение как аналитический жанр. Эмпирические и теоретические аспекты в обозрении. Возник давно (Плутарх, Монтень, Мерсье). Белинский: «Когда пресса почувствовала потребность увидеть отрезок времени, появилось обозрение». Пик популярности - XIX век(масштабное изображение картин того времени). Сегодня обозрение популярно на ТВ. Назначение: дать аудитории достаточно полную, цельную картину какого-то отрезка действительности, объяснить связи между фактами, показать динамику, отразить главные процессы
Виды обозрения: - общее (изображение жизни за определенный промежуток времени во всей ее полноте); - тематическое (детальное рассмотрение одного среза жизни); - обзор писем (если письма исполняют роль типических фактов, а у автора есть концепция, их объединяющая). Рецензия. Жанр сформировался в XVIII веке, в XIX веке стал особенно популярным. Определение: материал, содержащий в себе анализ, оценку какого-либо явления духовной жизни, выражающий мнение автора о нем. Р – синтетический жанр, объединяет в себе и аналитику, и информацию. От всех остальных рецензию отличает только то, что ее предметом служит опосредованная реальность, т.е. отражение фактов и явлений действительности в рецензируемом произведении.
Рецензируемое произведение подвергается анализу на предмет его индивидуальности а также выявляются типические черты, кот позволяют судить о неких тенденциях.
Виды статьи. –
1.Передовая (редакционная). Материал, написанный на актуальную, злободневную тему и отражающий официальную позицию печатного органа по этой проблеме. Как правило, публикуется на первой полосе, открывает номер. 2.В советское время называлась «директивной». - Пропагандистская. Утверждает какие-либо идеи. Ее задача – разъяснять, объяснять серьезные вопросы, проблемы, переводить их с теоретического уровня на язык, понятный массовой аудитории. Часто пишется в критическом ключе: утверждение одного через критику другого. 3. Проблемная (постановочная). Задача автора – обозначить проблему как социально важную, доказать, что она действительно требует к себе общественного внимания.
4.Теоретическая. Практически не встречается в массовых изданиях, зато распространена в научных. 5.Публицистический комментарий. Жестко связан с событием: либо предшествует ему, либо выходит одновременно. Оперативен. Структура отличается от традиционной.
Статья как аналитический жанр. Статья – жанр, позволяющий глубоко и полно анализировать актуальные, общественно значимые масштабные явления и процессы, вскрывать причинно-следственные связи событий, выявлять механизм тех или иных событий, в результате – делать масштабные выводы, обобщения, прогнозировать варианты развития ситуации. Жанр сложный, требующий большой работы. Само его появление связано с тем периодом в жизни общества, когда общественное сознание перестало удовлетворяться созерцанием событий и начало пытаться понять суть, узнать, какие скрытые пружины движут событием.
Предмет: Масштабные, общественно значимые социальные события, явления, процессы. Наличие противоречия в высокой стадии развития. Силен субъективный элемент, отсюда - важно собственное видение проблемы. Цель – поиск причинно – следственной связи. Оценка событий. Построение прогнозов, моделей развития. Методы познания - теоретические.
Обзор СМИ: жанровая специфика, особенности развития в современных условиях. Жанр близок к рецензии, тоже призван дать оценку, выделить сильные и слабые стороны. Предмет – вторичная действительность, отраженная в СМИ и сами СМИ. Функция тоже носит двойной характер: 1) повлиять на то СМИ/того автора, что обозревается; 2) помочь массовой аудитории оценить СМИ/автора. Выделяются: - обзоры информационного характера; - профессиональные обзоры (рассматриваются творческие аспекты, цель – помочь журналисту преодолеть негативные стороны творчества); - политические обзоры (деятельность СМИ рассматривается с т. М.б. общий обзор СМИ и тематический обзор СМИ.
Корреспонденция как аналитический жанр. В корреспонденции присутствуют две составляющие: аналитическая и информационная. Предмет корреспонденции – отдельный локальный факт в его максимальной целостности, событие, явление, представляющие общественный интерес, либо группа аналогичных событий, процессов, явлений. Масштаб – пространственно-временная локализация (при необходимости нарушается). Функция – вскрыть сущность значимых фактов или событий, показать их содержание, установить значение, помочь аудитории оценить предмет, о котором идет речь. Присутствие ярко выраженного субъективно-личностного авторского начала. Выражается в авторской оценке и дидактических элементах – прямых предписаниях. Форма корреспонденции подчинена логике авторской мысли.
Методы исследования действительности в АЖ.
Эмпирические методы:
1) Метод наблюдения. Основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Журналистское наблюдение целенаправленно. Классифицируется по разным основаниям. По способу организации(открытое и скрытое). По степени участия( включенное и невключенное). В зависимости от условий изучения( прямое и косвенное) По временному признаку(кратковременно и длительное).
2) Метод проработки документов. Наиб распространенные – интерпретация и контент – анализ. 3) Методы непосредственного контакта с носителем информации. - интервью,беседа,опрос,анкетирование .
4) Метод эксперимента.
Теоретические методы :
1) Формально-логические. Оперируют с известными фактами, путем умозаключений выводя из них новое знание. В их числе :индукция, дедукция, аналогия, сравнение.
2) Содержательно-логические. Учитывают изменчивость, развитие мира, выявляют внутренние и внешние связи. В их числе: анализ, синтез, гипотетический, исторический.
Предпосылки "принятия" аналитического текста аудиторией. Аналитический текст может стать средством ориентации массовой аудитории только в том случае, если будет принят ей. Принятие – это внутреннее согласие реципиента с предлагаемой ему информацией. Существует несколько факторов принятия текста:
1. Наличие у аудитории практической необходимости в данной информации.
2. соответствие текста объективной реальности.
3. определенная организация текста
4. ориентация на доминантные проблемы аудитории
5. соотнесенность с «прошлым опытом» аудитории
6. Описание - есть некая фиксация знания, цель которой – познакомить читателя с предметом, ввести его в курс настоящего разговора, создать наглядный образ. Два метода построения описания: 1) Группировка данных 2) Типологизация
7. Прогноз
8. Оценка.Сильно влияет на систему взаимоотношений «автор-аудитория.Методы выражения оценки: 1) Избирательная 2) Объективно-комплексная. К неприемлемым методам оценки явлений относятся: - Домысел и «передержки, Апелляция к «личности», Апелляция к «публике», Навешивание ярлыков, Сплетня
9. Доказательство Задача доказательства – подтверждение авторских суждений. Состоит из трех элементов: Тезис, Аргумент, Демонстрация. Основные принципы построения аналитического текста. Восприятие текста во многом зависит от его структуры. Хоть к стандартным схемам построение аналитического текста свести нельзя, есть некоторые принципы. Любой текст подразумевает наличие факта (предмет отражения) и комментария (авторская оценка, прогноз и т.д.
Письмо как жанр публицистики. Эпистолярное и дидактическое начала, особенности композиции. Письмо – особый жанр публицистики, имеющий форму личной переписки, но адресованный широкой аудитории.
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики