logo
Авторская колонка как журналистский жанр (на примере авторской колонки Дмитрия Быкова в "Новой газете")

1.1.Теоретико-методологические основы исследования жанра «колонка»

Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного материала, определение его идейной стороны. На этих этапах решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений, и с планировкой будущего материала, и с его идейной направленностью, что в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения. До сих пор не выработано единое определение жанра, ведутся споры о его сущности, природе. Если анализировать жанровую классификацию газетных текстов, то нельзя не заметить, что исследователи выделяют разное количество жанров, по-разному называя их. В творческой практике наблюдается постоянное видоизменение, взаимодействие жанров друг с другом. На границах традиционных жанров создаются новые типы газетных текстов. Поэтому в классификациях появляются «жанры-гибриды» типа «информационное интервью», «корреспонденция-раздумье» и т.п. Тенденция к размыванию жанровых границ заметно усилилась. Советские исследователи процессов жанрообразования говорили о том, что «все смешалось в системе жанров отечественной журналистики». Сегодня наряду с советской, уже явно не классической, системой жанров появились, нашли своих сторонников и развиваются подходы, предложенные профессорами Прониным, Кройчиком, Тертычным. Отличительной чертой является и понятие гибридизации: жанры не просто умирают и рождаются, они органично используют друг друга, производя на свет такие жанровые симбиозы, что даже опытный исследователь не может их идентифицировать. Говоря о тенденциях развития современных отечественных массмедиа, стоит отметить и еще одну расширение зоны влияния западных форм журналистики. Благодаря проникновению в отечественную медиасреду западноевропейских и американских (англо-саксонских, «островных») моделей журналистики, в том числе и жанровых форм, в обиходе и теоретиков, и практиков появились новые определения для таких понятий как «колонка», «журналистское расследование». О них, вслед за западными коллегами, заговорили как об особых текстовых структурах. Еще пятнадцать лет назад колонка была знакома российским читателям лишь на примере частного случая, а именно в виде «колонки редактора» какого-либо издания. Но тенденции изменения российского информационного поля, а также общемировые, в том числе постмодернистские тенденции, привели к тому, что сегодня колонкa- одна из самых востребованных на страницах российских СМИ текстовых форм.

Рубеж XX- XXI вв. входит в историю как эпоха эссеизации публицистики: от персонификации повествования до перевода субъекта высказывания в действующее лицо исторического процесса. Мир и субъект, этот мир воспринимающий, в равной степени становятся предметом исследования. Публицист является не сторонним наблюдателем описываемых процессов, а равноправным их участником. Автор предлагает аудитории текст, который перестает быть равновеликим жанру. В поисках форм актуального влияния печатного слова как на мышление отдельного индивида или социальной группы людей, так и на массовое сознание, журналисты все чаще используют такие жанровые ее разновидности, как авторская колонка. Имидж периодического издания находится в прямой зависимости от уровня авторитета и образованности авторов колонок, их прогрессивного мышления и коммуникативной компетенции, речевой культуры и мастерства, психологического воздействия на реципиента. Кроме того, на всесторонне осведомленного приглашенного автора еще и негласно возлагаются обязанности эксперта, «общественного надзирателя» за уровнем объективности оценок событий. Появление такого жанра, как авторская колонка можно объяснить психологическими факторами, в частности особенностями ментальности российского читателя, которому очень важно, в отличие от зарубежного- западного или североамериканского - читателя, узнать авторскую характеристику отраженных событий, чтобы сравнить с собственной или же сформировать свою шкалу оценок.

У современной отечественной колонки в 1920-е гг. был предшественник - фельетон-комментарий, в жанре которого работали молодые тогда М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. Сегодняшняя колонка носит не только иронико-комический характер: она служит и журналисту-политологу, и экономисту, и социологу, и театральному или кинокритику. Именно колумнистика наиболее полно отражает процессы, происходящие в современном информационном пространстве.

Первоначально в отдельной колонке-рубрике печатались самые разнообразные тексты. Со временем сложилась практика публиковать под рубрикой «колонка» тексты, тяготеющие к жанрам с сильным авторским началом (эссе, комментарий, обозрение, рецензия), а затем из этого корпуса выделилась группа текстов, явно схожих между собой и очевидно объединенных совершенно новой жанровой формой - колонкой. Сначала в крайней колонке печаталась информация, на которую редакция газеты хотела обратить внимание. Это могли быть объявления, экстренные новости, официальные сообщения, однако постепенно содержание колонки смещается в сторону частной жизни. В XIX веке большим интересом читателей пользуются колонки сплетен, где публикуются сообщения о текущей жизни горожан - рождениях, свадьбах, помолвках, смертях, поездках, отпусках и проч. Колонка становится местом на полосе, где из регулярно публикуемых фрагментов формируется картина жизни частного человека, и выполняет некую бытописательскую функцию. Затем в колонке-рубрике начинают концентрироваться тексты жанров с ярко выраженным авторским началом. А затем под влиянием процессов жанровой диффузии, изменения самосознания автора и читателя, а также новых тенденций в публицистике, когда интерес к отдельной личности усилился настолько, что стало возможным появление в прессе дневниковых жанров - формируется жанр колонки, фиксирующий переживания автора по тому или иному поводу в максимально личном, интимном, биографическом тексте.

Современные колонки генетически связаны с жанром передовой статьи - неизменным атрибутом прессы советской эпохи. Ее отмечали «призывная, менторский стилистика» «публицистичность», «ярко определенные политические ориентиры», полная или почти полное отсутствие авторского «я» и обязательная публикация на первой полосе. Как указывает исследователь современных информационных и аналитических жанров М. Василенко, «во времена тоталитарной системы передовая статья могла быть и часто выполняла функции методической разработки, квалифицированного советчика, мини-справочника, по которому партийный пропагандист готовился к выступлению» Василенко, М.К. Динамика развития информационных и аналитических жанров в украинской прессе: Монография / М. К. Василенко. - Киев: Издательство КНУ имени Т. Г. Шевченко, 2006. - С. 36..

Колонка получила широкое распространение только в постперестроечный период российской журналистики. В газетно- журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов (так на западный манер называют авторов колонок в каком-либо издании, от англ. сolumn- колонка) выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк. Ещё в 1926 году в США была издана книга «Колонка» (англ. «The Column»), в которой подробно описаны особенности этого ремесла. Колумнист необязательно работает штатным журналистом, обладает самостоятельным мнением. В 2002 году читатели «Известий» обогатили свой словарный арсенал довольно редким словом «колумнист», когда под «Колонкой обозревателя» прочли фразу «Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции». Образ автора в колонке может быть интересен публике благодаря авторитету колумниста (на Западе эта роль крайне почетна и предоставляется исключительно ведущим сотрудникам редакции, а также признанным политикам, экономистам, ученым, культурологам) либо благодаря избранной им «маске».

Колумнистика - чаще всего атрибут качественной прессы, которая оказывает свое влияние на общество информированностью, аналитичностью, способностью предвидеть будущее, а не громадными тиражами. Кроме того, качественная пресса способна влиять на умонастроения элиты, принимающей важные решения.

В последнее время в американской прессе идет активная дискуссия по поводу исчезновения колумнистики, ее исчезновения именно в ежедневной городской газете, в которой колумнист - есть голос и совесть гражданского общества.

Говоря о появлении колумнистики в российской публицистике, в первую очередь стоит сказать о тех изменениях современного информационного поля, которые пережила Россия в начале 1990-х. Наиболее полную характеристику этих изменений мы находим у Л. Е. Кройчика. Так, он говорит о существенном отличии постсоветской журналистики от ее предшественницы: «Во-первых, на смену директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю. Во-вторых, современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор перестает быть обезличенным ретранслятором передаваемой информации - он все явственнее становится ее интерпретатором. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе…» Основы творческой деятельности журналиста / Ред. - сост. С. Г. Корконосенко. -СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - С. 127.

Персонификация текста вызвана к жизни не только общим процессом демократизации постсоветского общества, но и тем, что в условиях существующего ныне рынка информации товаром становится не просто новость, а новость, «упакованная» в публицистический текст. Публицистический текст, как известно, напоминает двугорбого верблюда: первый горб - факт, второй - отношение автора к факту. Спрос на личностную журналистику в условиях растущей конкуренции СМИ создал прецедент выбора. Публицист откликается на этот спрос предложением собственного имени. Имя (в широком смысле этого слова) становится знаком издания или канала, представляющих это имя.

Согласно Л.Е. Кройчику, современная российская пресса - «работает в режиме диалога с аудиторией. Диалогичность рождает многоголосие, возникает эффект субъективности; полифонизм звучащих голосов, предлагающих различные точки зрения, побуждает аудиторию к самостоятельному определению собственной позиции. Учитывая это, настраиваясь на волну ожиданий аудитории, пресса одновременно ориентируется и на более занимательную, более остроумную форму подачи материала. Диалог с аудиторией предполагает ее отклик на предложенный текст, интерес к нему. Интерес возможен тогда, когда публицист не просто предлагает факты, заслуживающие, с его точки зрения, внимания, но и сообщает о них в яркой, воздействующей на эмоции аудитории форме».

Четвертая особенность современной публицистики - «возросшая роль приема в обработке материала. Текст приобретает черты литературности: меняется его стилистика, слово становится более экспрессивным, более эмоциональным и остроумным» Основы творческой деятельности журналиста / Ред. - сост. С. Г. Корконосенко. -СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - С. 129..

Если проанализировать эти выводы в контексте нашего исследования, то можно немного переиначить слова Л.Е. Кройчика, заметить, что все это дает возможность для развития не только эссеистики и фельетона, но и для колонки. Поскольку колонка как раз и берет свое начало с одной стороны с сугубо практического оформительского момента, а с другой - ее родоначальниками во всем мире являются как раз жанры эссе, фельетона, комментария.

Итак, жанр категория устойчивая, но изменяющаяся; с течением времени жанры могут умирать, рождаться новые, могут появляться гибридные формы. Значит, можно выделить новый жанр, если он отвечает определенной классификации или определенным категориям. Количественное соотношение текстов различных жанров на страницах газет, которое может свидетельствовать об устаревании одних жанров, актуализации других в связи с изменением языкового вкуса, переосмыслением роли печати в обществе и другими экстралингвистическими факторами. С появлением Интернета лишь небольшое время отделяло нас от того момента, когда колумнисты получили возможность публиковаться в глобальной «паутине». Объединившись, колонка и Интернет подарили миру блоги. Именно они дают возможность получить в сети информацию о том, как относятся к этим фактам те, чье мнение по многим вопросам совпадает с вашим собственным.