Авторская колонка как журналистский жанр (на примере авторской колонки Дмитрия Быкова в "Новой газете")

курсовая работа

Введение

Подходы к жанрообразованию в журналистике на рубеже тысячелетий подвергались изменениям. С одной стороны мы видим тенденцию к его усложнению, и, соответственно, к усложнению жанровой структуры. С другой стороны - к упрощению системы журналистских жанров. Для решения конкретной задачи журналист достаточно часто пользуется элементами практически всех известных ему жанров. Происходит так называемая «гибридизация» жанров, рождаются даже относительно устойчивые «гибридные» формы. Сегодня не выработано единое понятие того, что же такое «авторская колонка»: мнения расходятся. Мы хотим вывести рабочее определение, ведь колонки (а вместе с ними и блоги) все активнее развиваются, привлекая большое количество читателей: этим обусловлена актуальность темы исследования.

Целью данной работы является выявление и изучение особенностей авторской колонки Д. Л. Быкова на примере опубликованных текстов в «Новой газете».

Для достижения этой цели необходимо выполнить несколько задач:

· обозначить теоретико-методологические основы исследования авторской колонки как жанра журналистики;

· вывести наиболее объективное определение для термина «колонка»

· выявить стилистические особенности текстов Д. Быкова- колумниста

· провести контент-анализ, проанализировав наиболее часто употребляемые средства художественной выразительности, которые использует в своих текстах Д. Быков.

· сделать выводы на основе полученных данных.

Объектом исследования является авторская колонка как часть номера периодического издания.

Предметом исследования выступают технологии и приемы создания авторской колонки (на примере текстов Дмитрия Быкова в «Новой газете»).

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе рассмотрены языковые особенности авторского стиля Дмитрия Быкова, то есть результаты исследования могут явиться примером для практической части учебников и учебных пособий по журналистскому мастерству, читателями которых являются не только студенты, но и опытные журналисты. Материалы Д. Быкова в настоящее время не изучаются исследователями на предмет употребления языковых средств выразительности в стиле автора (или по иным параметрам), поэтому работа обладает научной новизной.

При написании работы для осуществления поставленных задач использовались такие методы исследования как исторический, структурный, сравнительный, метод контент-анализа, а также структурный.

Можно выявить некоторые признаки колонки, основываясь на чертах других аналитических жанров как то рецензия, комментарий. Характеристика этих единиц журналистики представлена в книге А. А. Тертычного «Жанры периодической печати».

Теоретической основой послужили труды как то сборник статей под редакцией С. Г. Корконосенко, в одном из разделов которого Л. Е. Кройчик дает такое определение жанру: «Колонка - это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено (по крайней мере - на понимание)» Основы творческой деятельности журналиста / Ред. - сост. С. Г. Корконосенко. -СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - С. 142.. Кстати, раздел именно в этой книге является фундаментальной работой, рассказывающей об авторской колонке.

В материале, датированном февралем 2006 года, журналист Леонид Бершидский пишет: «Колумнист пишет так хорошо, что приобретает право на субъективное мнение. С другой стороны, он пишет так хорошо, что уже не важно, что именно он пишет» Бершидский Л. Почему Карл Иванович Шустерлинг скорее аналитик, чем колумнист / Леонид Бершидский // Ведомости. - 2006. - 17 фев. - С. 15..

Профессор Мадридского университета Мария Иисус Касальс рассматривает колонку, углубляясь в исторический контекст: «Советская публицистика не отличалась наличием авторской оппозиции- государство всегда было правым. В настоящее время развитие информационных технологий позволило вести блоги, а онлайн- СМИ позволяют высказывать авторам личную точку зрения даже в жестких формулировках. Именно развитая площадка информационного пространства дало толчок к новому подходу развитию авторской колонки как журналистского жанра».

Данная работа состоит из введения, двух теоретических глав, одна из которых рассказывает об эволюции жанра авторской колонки и роли в сегодняшней прессе, в то время как вторая повествует о Дмитрии Быкове, публицисте, выступающем в роле комментатора происходящих процессов. В структуру работы входят также практическая часть, заключение, список литературы и приложения. Во введении обозначены цель, задача, объект и предмет исследования, сформулирована актуальность темы и практическая значимость, проведен анализ литературы вопроса. В заключении подведены итоги проведенной работы, сделаны выводы из полученных результатов, и намечено дальнейшее направление нашей работы. Приложения включают в себя одно из стихотворений Дмитрия Быкова, диаграмму, отражающую тематику публикаций, таблицу с данными, полученными в результате контент-анализа, тексты, наиболее ярко отражающие общую тематику публикаций, а также выдержки из интервью с Д.Быковым.

В нашей работе будут рассмотрены различные подходы к определению авторской колонки, а также ее особенности в творчестве Д. Л. Быкова. Данная проблема нова для исследований во многом потому, что степень научной разработанности в данной области сравнительно невелика.

Делись добром ;)