Актуальные проблемы кинокритики в Интернет-пространстве

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Интернет-кинокритика стала зарождаться в 1990-х годах. У ее истоков стояли обычные зрители, простые кинолюбители, а не профессиональные кинокритики. Связано это с тем, что помимо проката кинематограф стал широко доступен в Сети. Ее абсолютная открытость, демократизм, отсутствие редакторского контроля обеспечили возможность каждому пользователю оставлять отклики, высказывать мнения на тот или иной фильм, зачастую бездоказательные, основанные на выражении эмоций и чувств от увиденного. Это обусловило появление таких нетрадиционных для профессиональной критики форм деятельности, как блоги, чаты, форумы. Таким образом, типичный представитель массовой зрительской аудитории смог почувствовать себя равным кинокритику. С точки зрения лингвистики они в большей степени тяготели к разговорному, а не книжному стилю, даже сленгу. Что выражается в таких фразах, как «аффтор жжет». Поскольку на первом этапе Интернет-кинокритика носила несерьезный, дилетантский характер, профессиональные кинокритики и теоретики этой сферы деятельности игнорировали ее.

С течением времени Интернет-кинокритика приобретала все большую популярность. Отчасти потому, что благодаря новым техническим возможностям, повысившим оперативность информации, Интернет-критика стала доступнее для основной массы людей, чем профессиональная, публикуемая в печатных изданиях, и, как следствие, более значимой, влиятельной для них. По данным американского издания «Hollywood Reporter» 90% граждан Соединенных Штатов Америки при выборе фильма для просмотра используют данные Интернета. В данном случае имеются в виду лица в возрасте от 13 до 34 лет - основная аудитория кинотеатров. В качестве примеров сайтов, которые изменили отношения между зрителями и кинокритиками в существенно лучшую сторону, издание приводит RottenTomatoes.com и Metacritic.com. Изначально автор первого из них разместил на своем Интернет-ресурсе всего 30 обзоров, но при этом значительно повысил качество рейтинговой системы. В настоящее время аудитория RottenTomatoes.com насчитывает 3,6 млн. человек в месяц. [5, с. 254-255].

Превращение кинокритики в Интернете из малозначительного обмена мнениями в неофициальном формате в режиме реального времени в ключевой фактор формирования общественного отношения к тому или иному фильму обусловило новый виток в ее развитии. В сеть постепенно стали перемещаться профессиональные кинокритики. Так, появился ряд авторских проектов. Например, «Кинозал» и www.CINEMA.KM.ru Сергея Кудрявцева, www.exler.ru Александра Экслера. В настоящее время на наиболее рейтинговых, авторитетных сайтах работают профессиональные критики, продолжая вместе с тем сотрудничать с печатными изданиями. На портале www.film.ru работают Виктор Матизен и Валерий Кичин, на «Афише.ру» - Михаил Брашинский, на «Мире кино» -- Нина Цыркун и т.д. Это способствовало увеличению разнообразия типов киноресурсов и многократному повышению их качественного уровня. Помимо любительских сайтов появились профессиональные, например, Интернет-СМИ «КиноИзм», которое ориентировано не только на обывателей, но и на профессиональную среду, лиц, глубоко ориентирующихся в кинематографе, сайты-базы данных кинофильмов. Последние, как отмечает А. Дубинский, служат фундаментальными источниками информации для профессионалов в этой сфере деятельности, в том числе работающих в печатных СМИ.

В данном случае тексты этих критиков уже не отвечают требованиям печатных специализированных изданий, но адаптируются к специфике Интернет-среды, чтобы быть востребованными в «сетевой» аудитории. Расширение аудитории кинокритики в Сети стало причиной частичной трансформации ее некоторых видовых признаков. Произошло снижение ее аналитичности, превращение этой сферы деятельности в инфотейнмент и киножурналистику. У нее появились новые объекты изучения, например, околокинематографическое пространство. Высокая популярность Интернет-критики среди широкого зрителя послужило причиной использования ее в качестве инструмента продвижения того или иного фильма, то есть маркетинговой коммуникации. «Традиционная критическая методология, анализ, опирающийся на конкретные аргументы, критическая интрига, глубина разбора, анализа и оценки, индивидуальный стиль уступают место тому, чем силён PR, призванный представить фильм как выгодный товар и продвинуть его к потребителю», - считает критик Нина Зархи.

Таким образом, Интернет-критика стала весьма неоднородным понятием, достаточно разветвленной системой. Обилие нехарактерных для профессиональной критики, ее теории проявлений стало причиной того, что профессиональные кинокритики и теоретики этой сферы деятельности выносят Интернет-материалы о кино за границы понятия «литературно-художественная критика». Поэтому до сих пор отсутствуют фундаментальные научные работы, посвященные исследованию специфики и структуры этой сферы художественной критики: проблемно-тематического своеобразия, методов изучения кинопроизведений, интерпретационных стратегий.

Степень изученности темы. На данный момент фундаментальных научных работ, посвященных актуальным проблемам Интернет-кинокритики нет. Вопросы, связанные с этой сферой художественной критики, находят свое отражение лишь в эпизодических материалах, появляющихся на страницах специализированных киноведческих изданий. Среди них можно выделить статью А. Дубинского «Критика и зритель в пространстве Интернета», опубликованную в журнале «Киноведческие записки». Автор представляет свою классификацию Интернет-киноресурсов с развернутыми характеристиками выделяемых типов, исторический анализ развития кинокритики в Интернете.

Также интерес представляет «круглый стол» «Кинокритика: версия 2.0», проведенный журналом «Искусство кино». Его участники обсуждают специфику зарождения, формирования кинокритики в Рунете, преимущества и недостатки различных типов киноресурсов. Данные тексты в основном посвящены лишь проблемам типологии, классификации кинопорталов. Акцент сделан на историко-типологическом анализе. В них не представлено исследование практики кинокритики в Интернет-пространстве, фактически не получила отражение ее характеристика как принципиально новой формы деятельности: с иными видовыми признаками и методологией анализа, чем в печатной профессиональной критике.

Значимость для данного исследования представляют работы, посвященные анализу актуальных проблем современной кинокритики. Анализ практики Интернет-кинокритики в соответствии с выявленными в рамках этих источников критериями помогает определить специфические видовые признаки Интернет-кинокритики. Среди таких работ можно выделить статью Н. Ивановой «Кому она нужна, эта критика?». Здесь раскрываются причины снижения доли профессиональной критики. В «круглом столе» «Критика как PR» участники обсуждают проблему коммерциализации критики. Л.П. Саенкова в статье «Литературно-художественная критика и журналистика: историко-культурный аспект» анализирует проблему снижения аналитичности в критике, ее превращения в арт-журналистику, приобретения ею информационно-развлекательного характера.

Методологическую основу дипломной работы составляют монографии по истории литературной критики: «История русской литературной критики» под редакцией В.В. Прозорова и «История русской критики XVIII-XIX веков» В.И. Кулешова; работы по теории художественной критики: Баранов, Бочаров, Суровцев «Литературно-художественная критика», Т.С. Щукина «Теоретические проблемы художественной критики», Корнилов Е.А. Становление публицистической критики и структурное формирование жанра рецензии». Анализ данных источников позволяет выявить критерии анализа Интернет-кинорецензий, в результате которого станет возможным доказать несоответствие между практикой Интернет-кинокритики и существующей теории художественной критики.

Эмпирическую базу исследования составляют критические тексты, взятые с Интернет-ресурсов с наибольшим индексом цитируемости. Они отобраны в соответствии с их классификацией, представленной в параграфе 1.2. Так, для проведения анализа были отобраны критические тексты из следующих групп Интернет-киноресурсов: электронные периодические издания; сайты, посвященные киноиндустрии в целом; сайты-базы данных; сайты-«киноафиши»; сайты-авторские проекты; сайты кинотеатров; блоги; чаты и форумы. Такой подход к отбору текстов обусловлен целью максимально полноценно отразить наиболее характерные тенденции Интернет-кинокритики. Хронологические рамки исследования - 2001-2012 годы. Выбор именно этого, достаточного большого, периода связан со стремлением отразить те черты и особенности сетевых критических текстов, которые характерны для современного этапа развития Интернет-кинокритики и тем самым повысить актуальность исследования, сделать его значимым с точки зрения сегодняшнего дня и одновременно представить масштабную картину происходящего в Интернет-кинокритике.

Объект исследования - кинокритика, представленная в Интернет-пространстве.

Предмет исследования - специфические видовые признаки и жанровое своеобразие Интернет-кинокритики.

Цель дипломной работы - установить соответствие между теорией и практикой Интернет-кинокритики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать основные вехи формирования теории литературно-художественной критики;

- охарактеризовать особенности развития и многообразие форм кинокритики в Интернет-пространстве;

- произвести анализ видовых признаков Интернет-кинокритики на соответствие признакам, обозначенным в общепринятой теории;

- произвести анализ жанрового своеобразия Интернет-кинокритики на соответствие теоретическим требованиям к жанрам художественной критики.

Структура работы. Она состоит из двух глав. В первой главе обобщаются научно-теоретические исследования о видовом своеобразии литературно-художественной критики в печатных изданиях и Интернет-сетях. Во второй главе предпринята попытка соотнесения устоявшихся теоретических представлений с практикой функционирования кинокритики в Интернете. Методы исследования. При проведении исследования были использованы следующие методы: сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, филологический, анализ и синтез.

Делись добром ;)