logo
Историко-теоретические аспекты изучения стиля гонзо-журналистики

1. Возникновение и начало развития стиля гонзо-журналистики

Появление стиля гонзо-журналистики связано с именем американского журналиста Хантера Томпсона. Том Вульф в своей книге «Новая журналистика и Антология новой журналистики» Вульф Т. «Новая журналистика и Антология новой журналистики». - М., 2008. считает, что предтечей появления гонзо-журналистики стала книга ХантераТомпсона «Ангелы ада», которая была опубликована в 1966 году в США.

ТомВульф отмечает, что «в окончательной версии книги доминируют эмоции самого журналиста, рассказ ведется от первого лица, с маниакальной, вскипающей от усиленного выброса адреналина страстью. Томпсон, как обычно, умудряется не вызвать раздражения читателя».

Официальной же датой рождения гонзо-журналистики принято считать 1970 год, когда в журнале «ScanlansMonthly» был опубликован материал Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» Hoover, S. (2009). Hunter S. Thompson and gonzo journalism: A research guide. ReferenceServicesReview, 37(3), 326-339.. Этот репортаж Томпсона привлек внимание сотен тысяч читателей и заставил заговорить о возникновении нового направления в журналистике.

В 1970 году редактор издания «ScanlansMonthly» отправил Томпсона в Кентукки с заданием написать репортаж о скачках для спортивного журнала. Том Вульф в своей книге «Новая журналистика и Антология новой журналистики» Вульф Т. «Новая журналистика и Антология новой журналистики». - М., 2008. С. 303., описал процесс создания статьи «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Так, согласно этой книге во время своего присутствия на скачках, Томпсон делал записи в своем дневнике, обращая внимание на наиболее интересные и выразительные детали мероприятия.

Интересното, что Томпсон уделил бомльшее внимание не спортивной составляющей скачек, а тому, что их окружало. Его впечатлило поведение зрителей, огромное количество алкоголя, большая численность правоохранительных органов и многое другое:

«Полный хаос, нельзя увидеть ни забег, ни даже трэк... всем наплевать. Люди стоят в длинных очередях у наружных окошек для ставок, затем встают сзади, чтобы увидеть выигрышные номера на большом табло, словно это гигантское лото.

[…]Бухло здесь не продается, слишком опасно... туалетов тоже нет. Пляжные качки... Вудсток... много мусоров с белыми дубинками, но никаких признаков волнений. Издали, отделенный от нас трэком, клабхаус выглядит как на открытке с Дерби в Кентукки» Thompson Hunter S. 3. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlans Monthly». - 1970. - №6..

Работа над материалом о дерби в Кентукки начиналась с обычной репортерской работы. Однако затем этот материал был написан нетрадиционным образом для журналиста: к тому моменту, когда срок сдачи статьи подошёл к концу - она ещё не была готова. В итоге, Томпсон отправил редактору страницы, вырванные из своего дневника. Эти наброски и детали, которые были довольно жёсткими и имели исключительно субъективную точку зрению, в результате составили текст статьи «Дерби в Кентукки упадочно и порочно».

Оценка со стороны читателей не заставила себя долго ждать: уже сразу после публикации статья вызвала общественный резонанс и была подвергнута разного рода критике со стороны представителей других изданий.

Так, в результате одной из таких критических рецензий, редактор журнала «TheBostonGlobe» Билл Кардозо впервые использовал термин «гонзо». Причем отметим, что Кардозо написал слово Гонзо именно с большой буквы, а добавление в виде «пусть продолжает катиться» послужило своеобразным напутствием к дальнейшему развитию и использованию данного стиля журналистики:

«Вот оно, это чистое Гонзо! Оно стартовало, пусть продолжает катиться»Cardoso B. «The Maltese sangweech and other heroes». - New York., 1984. С. 36..

После чего сам Хантер Томпсон, прочитав эту рецензию, высказался следующим образом: «Хорошо, значит, вот что я делаю. Гонзо»56.

Позже, Кардозо объяснил, что слово «Гонзо» было сленговым в ирландских районах Бостона и обозначало состояние человека, который был способен не только выпить больше всех алкогольных напитков, но и остаться после этого стоять на ногах.

Что же касается непосредственно самой гонзо-журналистики, то она приобрела характер репортажа, исключающего различные правила и противоречащего сложившейся общественной системе восприятия журналистского текста.

После публикации материала «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» Хантер Томпсон стал более тесно сотрудничать с журналом «RollingStone», в котором в 1971 году было опубликовано его «крупнейшее гонзосочинение - «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Вульф Т. «Новая журналистика и Антология новой журналистики». - М., 2008. С. 307..

Благодаря публикации этого романа и тесному сотрудничеству Хантера Томпсона с «RollingStone» в 1970-ые года можно сделать вывод о том, что этот журнал также стоял у истоков гонзо-журналистики.

В 1980-е и 1990-е годы, Томпсон продолжал изредка публиковаться в «RollingStone». Объяснить это можно тем, что дальнейшие работы Томпсона в гонзо-стиле были уже более объемны и публиковались в виде отдельных книг.

Так в 1983 году в свет вышел роман Хантера Томпсона «Проклятие Гавайев», который стал своеобразным продолжением «гонзо-саги» «Страх и отвращение в Лас-Вегасе».

Позже, в период 1979-1994, Томпсон выпустил серию из 4-х книг под названием «TheGonzoPapers», которая предоставила критикам возможность более детально познакомиться со стилем гонзо-журналистики. Книги представляли собой большие сборники старых статей из «RollingStone» и других малоизвестных работ Томпсона, написанных в 1960--70-х. Помимо этого, «TheGonzoPapers» также включал в себя новые и ранее неопубликованные рассказы и очерки Томпсона.

Последователями стиля гонзо-журналистики можно назвать целый ряд журналистов Новой волны. Среди важнейших авторов Новой Журналистики и продолжателей гонзо-стиля выделяют спортивного журналиста Джорджа Плимптона, который известен своими репортажами. Также Том Вульф в своей «Антологии новой журналистики» выделяет Терри Саузерна, который в период своей работы в журнале «Esquire» предпочитал излагать большинство своих историй в виде биографии, пережив событие самостоятельно Вульф Т. «Новая журналистика и Антология новой журналистики». - М., 2008. С. 310.. Тем самым событие приобретало субъективную точку зрения.

В результате, можно сделать вывод о том, что:

Появление стиля гонзо-журналистики обязано по большому счету публикации материала Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно»

Именно после этой статьи общественность впервые смогла познакомиться со стольсубъективным и фривольным журналистским текстом

Таким образом, публикация материала «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» дала толчок к развитию такого направления в журналистике, как гонзо