logo
Сатирическая журналистика в начале XX века

2.2 Программа, содержание, оформление журнала

"Сатирикон" продолжил традиции сатиры, заложенной Новиковым, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. Все пришедшие в журнал молодые люди уже имели газетно-журнальный опыт, были достаточно амбициозны. Поэтический журнал отличался эклектичностью. Кредо журнала: "Смех ужасный, ядовитый смех…".

Основными темами журнала стали:

1. Сатирическое обличение царских сановников, бюрократов, непопулярных промышленников и банкиров;

2. Выступления против черносотенцев-националистов, шовинистов и т.д.;

3. Выступления против реакционной прессы, полемика с другими периодическими изданиями.

В целом сатириконцы называли свое издание беспартийным. "В политике вне партий, в искусстве - вне направлений".

Общественную роль журнала определить достаточно сложно:

1) высокий уровень сатиры;

2) некоторая беспартийность издания;

3) отсутствие положительной программы: критика существующего порядка, но нет предложений.

Итак, новый журнал вышел 3 апреля 1908 г. в самый мрачный период реакции. Учитывая характер времени, он, по замыслу редакции, "должен был соединять олимпийское спокойствие, жизнестойкость, ясность и здравый смысл с критическим изображением современных событий и общественных нравов".

Издание приобрело такое влияние, которого даже не ожидали его создатели и участники. Материалы журнала цитировали с трибуны Государственной думы, читатели горячо обсуждали напечатанное. "Сатирикон" стал значительным явлением не только в истории русской журналистики, но и общественно-политической и культурной жизни страны.

Журнал часто использовал своеобразный прием - выпускал тематические номера, которые сам озаглавливал. Так, после убийства П.А. Столыпина, к деятельности которого журнал относился резко отрицательно, был выпущен "провокаторский" номер. Еще были "военный", "еврейский", "полицейский", "экзаменационный" номера.

Роли текста и рисунка в номере были многообразны. Иногда текст и рисунок тесно увязывались между собой, в других случаях рисунок дополнял текст, часто изобразительный материал существовал самостоятельно, занимая целые страницы. Использовался прием рассказа в рисунках, где подписи поясняли карикатуры. При всей осторожности и умеренности журнал умел придать политическую окрашенность самым нейтральным материалам. Например, в "экзаменационном" номере обыгрывались темы студенческих экзаменов, шпаргалок, зубрежки и прочее. Маленький, занимающий четверть страницы текст "Экзамен на фельетониста" подписан литерой "Ф". Он явно принадлежит Аверченко, который использовал массу псевдонимов. На вопрос экзаменатора будущий фельетонист должен ответить, перечислив ассоциации, вызванные вопросом.

"Теперь внутренняя политика. Кто Пуришкевич?

Балаганный шут, фигляр.

Марков?

Который темные деньги,. курский зубр. реакционные вожделения". Аверченко А.Т. Избранные рассказы. - М.: Сатирикон, 1910, № 20, - 8 стр.

В двух-трех словах даны характеристики самых реакционных деятелей IV Думы. Как и все еженедельники, "Сатирикон" давал приложения - сборники юмористических рассказов самого А. Аверченко и других русских и зарубежных писателей-юмористов.

К 1911 г. политическая острота журнала ослабела, он потерял свою радикальность. Общественный подъем ставил перед редакцией новые задачи. По мнению Аверченко, "Сатирикон" должен был угодить той части общества, которая чувствовала необходимость стряхнуть с души давящий кошмар столыпинщины, свободно вздохнуть, весело засмеяться. Журнал предлагал смех как спасительное средство от тоски и уныния.

В сатирическом журнале на первый план выходила карикатура, рисунок. Очень часто живописная часть формировала журнал, текст только дополнял рисунки. Поэтому участие хороших художников создавало успех журналу.

После подавления революции, "когда наступило северное утро, на том месте, где взвилась ракета, нашли только полуобгоревшую бумажную трубку, привязанную к палке - яркому символу всякого русского шага", - так заканчивал свои воспоминания о сатирических журналах 1905 г.А. Аверченко.

Период столыпинской реакции и последовавшие за ним годы примечательны именно тем, что они завершили процесс размежевания различных групп внутри русской интеллигенции. Значительная часть ее открыто или тайно пошла на службу к захватившей господство буржуазии, незначительное меньшинство примкнуло к движению пролетариата. Наконец, та ее часть, которая хотела остаться "независимой", упорно веря в свое "сверхклассовое" бытие и спасительную миссию, начала медленно гибнуть или разлагаться. К 1917 г., когда размежевание политических партий дошло до высочайшей степени, иллюзорность "надклассового" положения стала очевидной. Но пока этого не случилось, эта часть интеллигенции упрямо верила, что ее позиция единственно правильная и всячески прославляла свою "беспартийность".

Все это следует помнить, говоря о характере и направлении "Сатирикона". Возникшие впоследствии разногласия внутри сатириконской редакции наглядно отразили процесс идейного размежевания русской интеллигенции.

Тем не менее вначале "Сатирикон" активно противостоял двум отрицательным тенденциям в развитии тогдашней сатиры: убогому злопыхательству черносотенной юмористики и беспардонному зубоскальству уличной прессы. Редакция нового журнала поставила перед собой цель - взбодрить приунывшее русское общество с помощью "противления злу смехом" или напоить его "волшебным алкоголем".

Появление "Сатирикона" стало событием в литературной жизни столыпинской России. Читатель, только что переживший эпоху "свободы слова", настоятельно требовал от сатириков злободневных откликов на все волновавшие его вопросы. А между тем последний из журналов, славящих "политическую весну", - "Серый волк" - в 1908 г. был запрещен по распоряжению правительства.

Достаточно точно определил место "Сатирикона" в литературной жизни, как и в редакционно-издательском деле, исследователь того времени Л.Ф. Ершов. По его мнению, "путь от "Будильника" (1865-1918) и "Осколков" (1881-1916) к "Сатирикону" - это движение от развлекательно-увеселительной юмористики, вращающейся в неизменном кругу традиционных тем (дачный муж, злая теща, купец, подвыпивший на маскараде, рождественско-пасхальные квипрокво), к журналу нового типа - своеобразному сатирико-юмористическому обозрению общественно-политической злобы дня". Нельзя не согласиться и с его выводом о том, что в "Сатириконе", учитывая высокое искусство редактирования (ред.А.Т. Аверченко) и высокий профессионализм его сотрудников, появились новые приемы создания комического. Вместо отдельных "смешных" словечек и строк появилось умение пронизывать иронической, насмешливой экспрессией всю ткань стиха, в том числе и пейзаж".

Опыт сатириконцев несомненно сказался на развитии редакторского мастерства, однако в революционной прессе их деятельность оценивалась, главным образом, с политических позиций. Красноречивое свидетельство тому - статья "Сытый смех" Дымов О. Печальная нота. - М.: Правда, 1912, - 7 стр. , в которой журнал воспринимается как адвокатура богатых и власть имущих, поскольку в нем отсутствует критика основ существующего строя и правопорядка.

Однако сама возможность существования той полифонической атмосферы, которой отличалась общественная жизнь и в которой протекала редакционно-издательская деятельность, стимулировала духовное раскрепощение творческой личности, активизировала искания в области форм и средств ее художественного самовыражения. Это коснулось не только авторов и редакторов, но и других участников редакционно-издательского процесса.

Времена становились все суровее. Приходилось все чаще печатать сатиры "на турецкого султана", вводить рубрику "Дела персидские". Журнал все чаще начинал выходить с "белыми пятнами" и объявлениями редакции об изъятых из номера цензурой материалах. Сатира мельчала, обращала свое острие на обывателя и его пороки. В "Сатириконе" смех становился горьким, в нем звучали трагические, безысходные нотки.

В 1913 году был введен новый закон о печати, на который журнал отозвался карикатурою О. Дымова "Печальная нота" с подписью: "Редактор (стоя над черным гробом). Я, конечно, знал, что законопроект о печати будет отложен в долгий ящик, но я не думал, что этот ящик будет такой формы" Бухов А. Сытый смех. - М.: Сатирикон, 13 февраля, 1913, 9 стр. . Тут же сообщалось о смерти Фомы Опискина - это был псевдоним Аверченко, стоявший под наиболее острыми материалами. В этом же году произошел окончательный раскол в редакции "Сатирикона": группа сотрудников во главе с Аверченко начала издавать "Новый Сатирикон", который продержался до начала 1918 года.

Русские эмигранты в 30-е годы попытались возродить "Сатирикон". В 1931 году М. Корнфельд в Париже собрал группу сатириконцев и снова начал издавать журнал. Первый номер возрожденного "Сатирикона" вышел в апреле 1931 года. В нем приняли участие В. Азов, И. Бунин, В. Горянский, С. Горный, Дон-Аминадо (А.П. Шполянский), Б. Зайцев, А. Куприн, Lolo (Мунштейн), С. Литовцев, А. Ремизов, Саша Черный, С. Яблоновский. Художественный отдел составляли А. Бенуа, И. Билибин, А. Гросс, М. Добужинский, К. Коровин и другие. Особого успеха возрожденный "Сатирикон" не имел (вышло всего около 20 номеров). Отсутствие связей с родиной вредило ему гораздо больше, чем отсутствие средств.

Саша Черный в 1931 году в память о дорогом его сердцу журнале сочинил такие ностальгические стихи:

Над Фонтанкой сизо-серой В старом добром Петербурге В низких комнатках уютных Расцветал "Сатирикон".

За окном пестрели барки С белоствольными дровами, А напротив Двор Апраксин Впился охрой в небосклон.

В низких комнатках уютных Было шумно и привольно.

Сумасбродные рисунки Разлеглись по всем столам. Муравьев И.А. Былой Петербург. Век модерна. - СПб.: Пушкинский фонд, 2004, - 9 стр.

Остро критическое отношение ко времени у сатириконовцев перерастало в чувство неполноценности, деградации всего человечества. Отсюда особая восприимчивость к малейшей дисгармонии. Благодаря этой "чуткости" они создают целый спектр образов, в основе которых - попытка изобразить человека без идеалов, полемика среди них: унылый обыватель Саши Черного, духовный горбун Петра Потемкина, провинциальный герой Хоренского. У Аркадия Аверченко это обыватель, ударенный в полемику, дамочки Тэффи, воображающие себя сокровищами земли, патриоты-губошлепы Князьева и т.д.

Несмотря на принятое обозначение, вопрос о жанре "Сатирикона" остается дискуссионным, поскольку применение к "Сатирикону" термина "роман" условно даже в его античном понимании. По форме это смесь стихов и прозы (характерная для менипповой сатуры), по сюжету - своеобразный авантюрно-сатирический роман, пародирующий греческий любовный роман.