logo
Ответы ГОС 2013

13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.

20в – взлет всех жанров журналистики. Русская сатирическая традиция берет начало в 18 веке. Фельетон – слово из французской журналистики. Это особый раздел в подвале, где можно раскрепоститься. В России само звание фельетониста долго имело уничижительный оттенок, воспринималось как синоним нечистоплотного газетного подёнщика. Рубрика Ф. "русифицировалась" в 20-е гг. 19 в. в газете "Северная пчела" Ф. В. Булгарина, Ф. которого свойственны охранительные и полицейские тенденции, педантичная нравоучительность. Фельетоны Барона Брамбеуса (О. И. Сенковского) в журнале "Библиотека для чтения" высмеивали бездарность и пошлость в литературе; вместе с тем нередко им были присущи художественный консерватизм и беспринципность. Лучшие образцы фельетонной литературы 1-й п.19 в. представлены сатирически заострёнными статьями А. А. Бестужева и А. С. Пушкина (Феофилакт Косичкин).

В 20 веке получили развитие традиции русской фельетонистики: предмет отображения – реальные события, использование средств художественной выразительности.

Эпоха 1905 г. ознаменовалась появлением множества сатирических иллюстрированных изданий: «Пулемет», «Жало», «Топор», «Жупел». Главная мишень — самодержавие, царь, Витте.

Аверченко. «Сатирикон» (1908-1913). В 1908 году группа молодых сотрудников «Стрекозы» решает издавать новый журнал «Сатирикон», секретарём, а вскоре и редактором которого становится Аверченко. За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны. В 1910—1912 Аверченко неоднократно ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами. Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества: в 1912 году вышла его популярная книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу». В августе 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями. Коллектив против Советской власти. Аверченко уехал в Константинополь. В журнале публиковались и Н. А. Тэффи, Саша Чёрный. В "Новом сатириконе" были напечатаны фельетонные стихи В. В. Маяковского ("Гимн судье", "Гимн взятке" и др.), который вместе с Д. Бедным сыграл важную роль в становлении советского Ф.

В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где герои — дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Н. Мещеряков назвал её «юмором висельника». Статья Ленина «Талантливая книжка»: Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем», однако при этом В. И. Ленин нашел книгу «высокоталантливой». В ответ Аверченко пишет рассказ «Приятельское письмо Ленину», в котором подытоживает свой эмигрантский путь «из петербургских „варяг“ в константинопольские „греки“, начиная с запрета большевиками „Нового Сатирикона“ и проведения широких арестов. В том же году Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар». В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного». Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя». В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский.

Михаил Кольцов. За 18 лет работы в «Правде» около 1800 фельетонов. Много работал в жанре политического фельетона. Часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР. Инициатор возобновления издания и редактор журнала «Огонёк», редактор журнала «За рубежом», член редколлегии «Правды» и «За рулем», руководитель Журнально-газетного объединения. Сотрудник сатирического журнала «Бегемот». Создатель сатирического журнала «Крокодил». Создатель и бессменный главный редактор юмористического журнала «Чудак», в котором вёл постоянную рубрику «Календарь Чудака». Одним из основных принципов в работе Кольцов считал выбор темы. Отбирайте до бесконечности, – советовал, ибо какими-то полуударами, настоящий фельетонист не приобретет авторитета. Мишенью были бюрократы, подхалимы, головотяпы, морально опустившиеся типы, жулики, пытавшиеся приспособиться к новому строю. Основным методом литературного «делания» фельетонов Кольцов считал метод столкновения фактов: столкнуть факты так, чтобы они при соприкосновении дали «некую фельетонную искру». Таковы «Воронежские пинкертоны», «Рельсы красного цвета», «Яблони цветут».

Немало фельетонистов-сатириков вырастила газета «Гудок». Здесь выступили Ю. Олеша (псевдоним «Зубило»), Ильф, Петров. Лит деят-ть Ильфа (Ильи Файзильберга) началась в «Гудке» в 1923 г. Он сотрудничает в отделе «Рабочая жизнь» (более известна под названием «четвертой полосы»), правит рабселькоровские письма. Первые фельетоны, написанные зачастую на материале рабкоровских писем, публиковались, кроме «Гудка», в журналах «Красный перец». Против организаторов «всякого рода нелепостей» были направлены лучшие фельетоны Ильфа – «Диспуты украшают жизнь», «Случай в конторе», «Источник веселья», «Новый дворец». Для творческой манеры Ильфа характерны точные и неожиданные эпитеты, стремление воплотить сатирическую мысль в острой комической детали: «в конторе по заготовке рогов и копыт», «это было нелогично, но красиво».

Не менее успешно выступал в «Гудке» Евгений Петров (Катаев), который пришел в эту газету в 1926 г. (до этого работал в журнале «Красный перец»). До сотрудничества с Ильфом опубликовал свыше 50 юмор рассказов в журналах «Красный перец», «Огонек» и в газете «Гудок». Главное внимание он уделял комическому сюжету. Таковы его рассказы «Беспокойная ночь», «Гусь и украденные доски», «Рассказ об одном солнце». Острие сатиры Петров направлял против мещан («День мадам Белополянкиной»), склочников («Его авторитет»). Вершиной художественно-публицистического творчества И-П явились их совместные выступления в «Правде», начиная с 1932 г. Фельетоны «Как создавался Робинзон», «Веселящая единица» и многие другие. Нередко Ильф и Петров прибегают к гротеску.

Один из самых популярных в 30-е фельетонистов - Зощенко. Он создал галерею сатирических персонажей, породивших понятие «зощенский герой»: «лицо официальное», «дама в фельдекосовых чулках и шляпке», «коммунальщик». Зощенко стал создателем оригинальной комической новеллы. В таких фельетонах-новеллах, как «Баня», «Нервные люди», «Научное явление» автор как бы снимает различные социально-культурные пласты, добираясь до того, где гнездятся истоки равнодушие, бескультурья, пошлости. 30-е начинаются репрессии и фельетоны не издаются. Во время ВОВ тоже.

Таким образом, традиции сатирической журналистики, заложенные в 18 веке Новиковым, Фонвизиным, Сумароковым с блеском были продолжены и доведены до совершенства сатириками 20 века.