logo
Ответы ГОС 2013

54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.

С начала 1990-х годов отечественные средства массовой информации освободились от цензурных ограничений, от монопольного управления сверху. Это привело к изменению характера изданий. Они стали лучше удовлетворять информационные потребности читателей. Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия. Аудиторию следовало бы охарактеризовать как неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступаю­щих во взаимодействие со СМИ.

Новые формы взаимодействия:

-Организация горячих линий. Рядом с публикацией помещается адрес электронной почты автора. Читатели сами создают новости.

-Внештатные отделы.

-Переписка с читателем (вопрос-ответ «АиФ», например).

-Для привлечения аудитории практически вся печать, а также электронные СМИ стали проводить конкурсы, разыгрывать лотереи, приглашать к участию в игровых клубах.

-Отдел писем.

Аудитория – многочисленная группа людей, вступающая во взаимодействие со СМИ. Каждое журналистское произведение существует в системе отношений журналист – аудитория. Газетный текст, радийный или телевизионный материал создаются журналистом и предназначены аудитории. Однако они могут не дойти по назначению, оставить равнодушными, не быть воспринятыми. Главный посредник между журналистом и аудиторией – текст – может содержать ценные сведения, но потребитель их по каким-либо причинам не примет.

Общих представлений о том, каковы ожидания и предпочтения аудитории, примерных прикидок недостаточно. Залог успеха газеты, радио- или телепрограммы – постоянная включенность редакции в заботы и интересы своих читателей, слушателей, зрителей. Для этого требуется специальное изучение, которое дает журналисту возможность добиться высокой результативности труда. Редакции побуждают аудиторию к действиям через словесные, звуковые, изобразительные тексты.

Еще одна новая форма взаимодействия - интерактивная журналистика. Она подразумевает изменение отношений между редакционным коллективом и аудиторией, замену однонаправленного воздействия СМИ на массы, на их взаимодействие, переход от монолога журналистов к диалогу со своими читателями, слушателями, зрителями, совместному общению и производству ин­формации, взаимному обмену ею. Такие субъектно-субъектные отношения превращают их в равноправных информационных партнеров.

Интерактивное телевидение (ИТВ) этому термину четыре десятка лет. Еще в 60-е годы были передачи, когда телезритель был активным. Телезритель актив­но нацелен на теледействие и т.о. участвует в создании телепередачи. Это явление в 60-е годы называли контактным (в60ег. г. в эфире шла передача «Вечер веселых вопросов»). И только во 2п. 90г. появился термин «интерактивное телевидение».

Не менее важен диалог и в печатных СМИ. В ряде исследований, проведенных на факультет журналистики МГУ по результатам контент-анализа содержания газетных текстов, обнаруживалось абсолютное доминирование монологической формы публикаций.

В теории коммуникации наиболее известные три модели взаимодействия :

- Линейная модель (Лассвелла и Ньюкомба, 50-е гг. XX века) - впервые процесс коммуникации стал рассматриваться как ряд этапов: Кто — Что говорит — По како­му каналу — Кому — С каким эффектом.

- Интеракционистская (Ньюкомб), связана с поиском точек согласия между коммуникатором и аудиторией. И первая, и вторая модели предполагают воздей­ствие.

- Диалогическая модель (80-е гг. XXв. Дридзе), прогресс общества, развитие нового качества сознания людей сегодня возможны только при утверждении диалога, основанного на взаимопонимании и партнерстве. СМИ избе­гают таких форм общения с аудиторией, которые связаны с воздей­ствием и манипулированием, учитывают в своей информац. по­литике интересы, вкусы и ожидания всех групп аудитории.

Мутовкин Леонид Ал.:С демократизацией общества, переходом его к самоуправлению СМИ превращаются в СМК — инструмент самоуправления народа, который он использует для обмена информацией в ходе общественной самоорганизации.

Этому вполне может служить так называемая электронная пресса в Интернете, способная действовать в глобальном масштабе и в мультимедийном режиме. Как бы бурно не реагировала массовая аудитория на информацию, получаемую по каналам СМИ, она остается в позиции реципиента. Иные возможности — активного пользователя, сочетающего роли и отправителя, и получателя, и мультимедиатизатора многообразной информации. Абоненты Интернета отличаются от аудитории СМИ возможностью индивидуального доступа, индивидуального выбора и индивидуального оперирования информацией.

Это уже хорошо понимают издатели электронных изданий в сети. Они полагают, что их новые предприятия могут утвердиться на рынке, только если каждая электронная газета сумеет стать центром общения, что подразумевает предоставление читателям возможности налаживать обратную связь со своей газе-той, организацию «круглых столов» для обсуждения местных проблем, а также предложение коммерческих услуг. Поэтому многие издательства были вынуждены еще нанять новых журналистов и согласиться с тем, что электронная версия газеты может включать дополнительные секции помимо взятых из «бумажного» оригинала. Так, по сообщению «Нью-Йорк тайме», помещенному в сети Интернет, на электронную версию газеты в апреле 1997 г. работало 40 специально нанятых репортеров, а в «Вашингтон пост» — более 20. В этих газетах открыты виртуальные комнаты для разговора с пользователями и обмена мнениями: читатели могут побеседовать в режиме «онлайн» с дежурными редакторами и журналистами.