8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
Гиляровский Владимир Алекс-ч – один из блестящих репортеров 20 века. Родоначальник репортажа. Репортажи: событийные, происходящие помимо воли автора («На Ходынском поле»). Эффект присутствия делает репортаж более динамичным. Кажется, что все происходит на глазах у читателей. Гиляровский очень хорошо образован. Именно в его репортажах впервые звучит русская народная речь, но этот колорит не портит репортажа. Он сам создает нормы. У него впервые появился спровоцированный репортаж. Циклы «Москва и москвичи», «М. театральная», «М. газетная».
Российский репортаж отличается от европейского. У зарубежного – главное показать событие, динамичность. У нашего – оценка действия глазами автора. Самому репортеру выступить полно и ярко. Человеком, определившим принципы и особенности репортажа, стал Гиляровский. Условие успешного репортерства — правдивость, оперативность, высокую осведомленность. Он составил круг надежных источников (это было особенно важно) дополнительной информации, выходившей за рамки сведений официальных городских, полицейских и прочих учреждений.
Как пишет Есин в книге "Репортажи Гиляровского", трем московским изданиям посчастливилось иметь Владимира Алексеевича Гиляровского своим постоянным репортером - "Московскому листку", "Русским ведомостям" и "Русскому слову". Репортажи и другие материалы Гиляровского способствовали популярности изданий, на страницах которых они публиковались. Достаточно вспомнить его репортаж о Ходынской катастрофе 1896 г., напечатанный в «Русских ведомостях», — единственный во всей русской и мировой прессе, в котором была рассказана правда о трагедии, случившейся в дни коронации последнего русского царя — Николая II. Однако свою литературную деятельность, в том числе репортерскую, Гиляровский начал значительно раньше и значительно скромнее в газете «Московский листок». Вернувшись с гастролей осенью 1881 года, он публикует в газете свои первые стихи.
Журналист всегда отличался умением разыскать важный, интересный материал, быть в центре событий московской жизни. Славился Г. своей оперативностью. В "Московском листке" журналист дебютировал театральными анекдотами за подписью 'Театральная крыса". Г. во время работы в "Русских ведомостях" очень детален, ведет здесь городские происшествия. Период активного сотрудничества Гиляровского в «Русских ведомостях» падает на наиболее интересный момент в истории этой газеты. В наследии Г. - журналиста много произведений, отвечающих всем признакам классического репортажа. Гиляровский не столько сообщает о событии, сколько показывает его через свое восприятие. Здесь и широкое использование образных средств, и живой язык, динамичный показ событий. Элемент его репортажа - кусочек живого диалога между участниками события, между журналистом и героем, или же признание самого автора о непосредственном присутствии его на месте действия. Г. часто оказывается в гуще событий, но еще чаще выезжает на место после свершения происшествия. Г. убедительно показал, что материал, написанный после события (даже воспоминания), может быть хорошо передан именно в стиле репортажа.
Газетные репортажи Г. о бурлаках написаны так подробно, что любые вопросы находят разрешение прямо в тексте. Даже некоторые рассказы Г. выдержаны в стиле репортажа (настолько мастерски он владел жанром). Г. не делал тайны из того, что сам был очевидцем событий или, что прибыл после. Многие его репортажи опубликованы не полностью. Прибыв на задание, Г. в первую очередь оценивал возможность оперативной связи с редакцией. Особенностью Г. репортера, корреспондента было то, что он не перегружал свой материал деталями, не относящимися к существу дела. Г. любил точность, это была профессиональная черта. Но в любом событии Г. видел не только сюжетную фабулу, основное его внимание отдано людям, непосредственным участникам событий. Г. не избегает поэтических сравнений, пейзажных зарисовок. Но всему есть чувство меры. Репортаж Г. свободен от программных для того времени мест, он предельно точен, документален.
В репортажах Г., несмотря на их тематику (пожары, убийства, трагедии), нет безысходности. Характерно постоянное внимание к людям, условиям их жизни. Например, цитата из "Катастрофы на фабрике Хлудова": "...Молодой парень из деревни Холмов, прядильщик Семен Петров, зацепившись фартуком за какой-то обломок чугунной колонны, висел в ужасном положении между этажами на высоте нескольких сажен и молил о помощи. А помощь было подать опасно...".
Гиляровский работал и с художниками, и с актерами. В материалах, посвященных жителям трущоб, Г. все внимание держит на людях. Здесь достаточно одного поворота судьбы, чтобы оказаться на дне и оттуда уже не выбраться. "Провинциальные артисты", "Подземные работы в Москве", "Ловля собак в Москве", "Солнечное затмение над Москвой", "Ураган в Москве", "Ураган", "На краю голодной смерти", "У г-жи Маниловой", "" Катастрофа на Ходынском поле".
Периоды творчества: «Москва и москвичи» - нищая Москва, затем «Москва газетная», и «Люди театра» - рецензии.
Особенности репортажей:
1. Документальная основа – стремился запечатлеть факты.
2. Активность самого субъекта – старался сам побывать на всех происшествиях и событиях. Дорошевич вспоминает об убийстве сторожа - его опередил Гиляровский. Стремился быть первым, был свой извозчик.
3. Репотерский метод Гиляровского – внедрил метод включенного наблюдения. Открытое – трагедия на Ходынке, скрытое ловля собак в Москве, где он преставился человеком, потерявшим собаку.
4. Репортажи Гиляровского – это не сухое, а образное изложение фактов. Любил точность, но не избегает зарисовок. Силуэт шара сравнивает с головой в поэме Руслан и Людмила.
5. Репортажи всегда социально-направлены. Пишет о бедняках, сообщает о пожарах и делает акцент на социальных проблемах.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.