logo
Ответы ГОС 2013

8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского

Гиляровский Владимир Алекс-ч – один из блестящих репортеров 20 века. Родоначальник репортажа. Репортажи: событийные, происходящие помимо воли автора («На Ходынском поле»). Эффект присутствия делает репортаж более динамичным. Кажется, что все происходит на глазах у читателей. Гиляровский очень хорошо образован. Именно в его репортажах впервые звучит русская народная речь, но этот колорит не портит репортажа. Он сам создает нормы. У него впервые появился спровоцированный репортаж. Циклы «Москва и москвичи», «М. театральная», «М. газетная».

Российский репортаж отличается от европейского. У зарубежного – главное показать событие, динамичность. У нашего – оценка действия глазами автора. Самому репортеру выступить полно и ярко. Человеком, определившим принципы и особенности репортажа, стал Гиляровский. Условие успешного репортерства — правдивость, оперативность, высокую осведомленность. Он составил круг надежных источников (это было особенно важно) дополнительной информации, выходившей за рамки сведений официальных городских, полицейских и прочих учреждений.

Как пишет Есин в книге "Репортажи Гиляровского", трем московским изданиям посчастливилось иметь Владимира Алексеевича Гиляровского своим постоянным репортером - "Московскому листку", "Русским ведомостям" и "Русскому слову". Репортажи и другие материалы Гиляровского способствовали популярности изданий, на страницах которых они публиковались. Достаточно вспомнить его репортаж о Ходынской катастрофе 1896 г., напечатанный в «Русских ведомостях», — единственный во всей русской и мировой прессе, в котором была рассказана правда о трагедии, случившейся в дни коронации последнего русского царя — Николая II. Однако свою литературную деятельность, в том числе репортерскую, Гиляровский начал значительно раньше и значительно скромнее в газете «Московский листок». Вернувшись с гастролей осенью 1881 года, он публикует в газете свои первые стихи.

Журналист всегда отличался умением разыскать важный, интересный материал, быть в центре событий московской жизни. Славился Г. своей оперативностью. В "Московском листке" журналист дебютировал театральными анекдотами за подписью 'Театральная крыса". Г. во время работы в "Русских ведомостях" очень детален, ведет здесь городские происшествия. Период активного сотрудничества Гиляровского в «Русских ведомостях» падает на наиболее интересный момент в истории этой газеты. В наследии Г. - журналиста много произведений, отвечающих всем признакам классического репортажа. Гиляровский не столько сообщает о событии, сколько показывает его через свое восприятие. Здесь и широкое использование образных средств, и живой язык, динамичный показ событий. Элемент его репортажа - кусочек живого диалога между участниками события, между журналистом и героем, или же признание самого автора о непосредственном присутствии его на месте действия. Г. часто оказывается в гуще событий, но еще чаще выезжает на место после свершения происшествия. Г. убедительно показал, что материал, написанный после события (даже воспоминания), может быть хорошо передан именно в стиле репортажа.

Газетные репортажи Г. о бурлаках написаны так подробно, что любые вопросы находят разрешение прямо в тексте. Даже некоторые рассказы Г. выдержаны в стиле репортажа (настолько мастерски он владел жанром). Г. не делал тайны из того, что сам был очевидцем событий или, что прибыл после. Многие его репортажи опубликованы не полностью. Прибыв на задание, Г. в первую очередь оценивал возможность оперативной связи с редакцией. Особенностью Г. репортера, корреспондента было то, что он не перегружал свой материал деталями, не относящимися к существу дела. Г. любил точность, это была профессиональная черта. Но в любом событии Г. видел не только сюжетную фабулу, основное его внимание отдано людям, непосредственным участникам событий. Г. не избегает поэтических сравнений, пейзажных зарисовок. Но всему есть чувство меры. Репортаж Г. свободен от программных для того времени мест, он предельно точен, документален.

В репортажах Г., несмотря на их тематику (пожары, убийства, трагедии), нет безысходности. Характерно постоянное внимание к людям, условиям их жизни. Например, цитата из "Катастрофы на фабрике Хлудова": "...Молодой парень из деревни Холмов, прядильщик Семен Петров, зацепившись фартуком за какой-то обломок чугунной колонны, висел в ужасном положении между этажами на высоте нескольких сажен и молил о помощи. А помощь было подать опасно...".

Гиляровский работал и с художниками, и с актерами. В материалах, посвященных жителям трущоб, Г. все внимание держит на людях. Здесь достаточно одного поворота судьбы, чтобы оказаться на дне и оттуда уже не выбраться. "Провинциальные артисты", "Подземные работы в Москве", "Ловля собак в Москве", "Солнечное затмение над Москвой", "Ураган в Москве", "Ураган", "На краю голодной смерти", "У г-жи Маниловой", "" Катастрофа на Ходынском поле".

Периоды творчества: «Москва и москвичи» - нищая Москва, затем «Москва газетная», и «Люди театра» - рецензии.

Особенности репортажей:

1. Документальная основа – стремился запечатлеть факты.

2. Активность самого субъекта – старался сам побывать на всех происшествиях и событиях. Дорошевич вспоминает об убийстве сторожа - его опередил Гиляровский. Стремился быть первым, был свой извозчик.

3. Репотерский метод Гиляровского – внедрил метод включенного наблюдения. Открытое – трагедия на Ходынке, скрытое ловля собак в Москве, где он преставился человеком, потерявшим собаку.

4. Репортажи Гиляровского – это не сухое, а образное изложение фактов. Любил точность, но не избегает зарисовок. Силуэт шара сравнивает с головой в поэме Руслан и Людмила.

5. Репортажи всегда социально-направлены. Пишет о бедняках, сообщает о пожарах и делает акцент на социальных проблемах.