48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
Информационные агентства – специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их функция – снабжать оперативной информацией редакции газет.
Информационные выпуски агентств отличаются тематикой (общеновостные и специальные – политическая лента, экономическая, спортивная, международная), объемом (измеряется количеством сообщений или страниц, сейчас часто в килобайтах), периодичностью (непрерывно поступающие сообщения, количество выпусков в день, неделю, месяц), способом передачи (по электронным сетям, а также по телеграфу, телефону, почтой), формой (в электронном или печатном виде: бюллетени, вестники, готовые для эфира сообщения, мультимедиапродукция), ориентация на отдельные группы потребителей (на общенациональные и региональные СМИ, электронную прессу, органы власти, учреждения, коммерческие организации).
Количество и характер информационных продуктов регулярно изменяются. Их изучением и определением приоритетов информационной политики занимаются экспертно-аналитические службы. Успешная работа зависит от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь должного уровня оперативности, быть конкурентоспособным. Тексты агентских сообщений также имеют ряд особенностей. Текущая хроника поступает в форме коротких заметок, построенных по жесткой схеме. Черты: ответ на вопросы, что, когда и где произошло, кто принимал в этом участие; обязательна ссылка на источник информации; детали отсутствуют или сообщаются во вторую очередь. Из других жанров используются комментарий, обзор, интервью, репортаж, политический портрет. Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам и справочно–аналитический материал, специализированную информацию, проводят пресс-конференции, делают заявления. Организуют акции. В структуре агентств нередко представлены как особые подразделения теле- и радиокомпании, редакции газет и журналов, рекламные компании, PR-службы.
Транснациональные корпорации контролируют производство и распространение новостей в мире. Черты мировых агентств – глобальный характер деятельности, быстрота сбора, обработки и распространения информации, стремительность реагирования на технические новшества, обширная и всеохватывающая сеть корреспондентов и представительств, огромные финансовые возможности. К их числу относятся Рейтер (Великобритания), Франс Пресс (Франция), Ассошиэйтед Пресс (США) и ИТАР-ТАСС (Россия). Другие влиятельные агентства Юнайтед Пресс (США), ДПА (Германия), ЭФЭ (Испания), АНСА (Италия), Киото Цусим (Япония), Интерфакс (Россия), «Синьхоа» (Китай).
1866г. была создана отечественная информационная служба – Российское телеграфное агентство (РТА). В 70-80-е гг. XIXв. Действовали также Международное и Северное агентства. Следующий период в истории российских информационных агентств начался с захвата в дни октябрьского переворота 1917 г. наряду с телеграфом, вокзалами, мостами и другими средствами коммуникации и Петроградского телеграфного агентства. В течение короткого времени все информационные учреждения в столице и корпункты за границей были слиты в единый информационный орган – РОСТА, деятельность которого строго контролировалась. С 1925 г – Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС. Длительный период ТАСС оставалось единственным источником официальной информации. В 1961 г. рядом общественных организаций было учреждено АПН, которое по статусу было негосударственным, но жестко контролировалось. Информационный «бум» начала 90-х гг. не обошел стороной и информационные агентства. Новые агентства были альтернативой государственной информационной службе. К настоящему времени в России действуют около тысячи различных служб, называющих себя информационными агентствами. В систему информационных агентств входят:
Крупные общероссийские агентства, дающие универсальную по тематике информацию
(ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Вести»);
Специализированные агентства;
Региональные агентства;
Сетевые агентства.
Информационное агентство ИТАР-ТАСС. Сегодня агентство предлагает своим подписчикам широкий спектр информационных услуг, который обеспечивается деятельностью нескольких его подразделений: службой новостей, включающей тематические отделы, специализирующиеся на сборе текущей информации, самостоятельно действующими агентствами, которые производят международную, экономическую и спортивную информацию, уникальными по своим возможностям и запасам информации справочной и фотослужбой, рекламным и коммерческим центром, а так же другими службами, включая технические, которые распространяют и доставляют продукты подписчикам.
Основное направление деятельности агентства, как и других агентств универсального профиля – производство оперативной событийной информации. Главный информационный продукт ИТАР-ТАСС – «Единая новостная лента (версия 1)» передается в режиме реального времени круглосуточно и сообщает обо всех заслуживающих внимания событиях в России и ближнем и дальнем зарубежье. На основную ленту информации поступают сообщения из всех отраслевых отделов. «Единая новостная лента – 2» формируется только из основных сообщений о событиях в России и реакции на них за рубежом. Она рекомендуется областным, республиканским, краевым, городским газетам и телерадиокомпаниям, СМИ стран СНГ и Балтии. «ТАСС-сигнал» ориентирован на электронные СМИ и дает им возможность быстро компоновать информационные блоки к каждому выпуску новостей. «ТАСС-экспресс» предлагает самые горячие Российские и зарубежные новости, выжимку из «ЕЛН – 1». «ТАСС-анонс» - блок кратких сообщений о событиях предстоящего дня, включая раздел «Этот день в истории», с перечислением основных знаменательных дат. «Московские газеты пишут» - пакет раскрывающий содержание наиболее заметных материалов из «Известий», «Российской газеты» и российских новостей.
«Интерфакс» было создано в 1989 году и сегодня является крупнейшей негосударственной информационной корпорацией. Это холдинг из 15 отдельных компаний. Сначала Интерфакс ориентировался на иностранных дипломатов, специалистов, журналистов, которым не хватало достоверной информации об СССР. Основной статьей дохода агентства является подписка на информационные продукты. Агентство имеет дочерние предприятия: Интерфакс-Америка, Интерфакс-Европа и Интерфакс-Германия, которые распространяют информацию о жизни в России за границей напрямую без посредников. Дистрибъютором информации Интерфакса в Японии является агентство Киото Цусин. В составе группы Интерфакс работают специализированные службы новостей: агентство финансовой информации, агентство нефтяной информации и др. Интерфакс создал отдельные информационные агентства в регионах (Урал, Сибирь, Дальний Восток). Главный информационный продукт Интерфакса – лента политических новостей «Интерфакс-новости», передаваемая как в реальном времени, так и блоками в определенные часы.
РИА «Вести» - государственное информационно-аналитическое агентство, образованное на базе АПН в 1992 году. Это общенациональное агентство универсального типа. Основной продукт – новостная информационно-аналитическая лента «Горячая линия», выходит в двух версиях. Экспресс-информация передается в реальном времени и включает рубрики «Анонс» (информация о событиях предстоящего дня с указанием места и времени), «Основные события дня» - перечень важнейших событий и тем, которые планируется освещать в горячей линии в течение дня и т. д. В прошлом агентство ориентировалось в основном на зарубежных подписчиков. Сегодня РИА «Вести», значительно перестроив свою деятельность и освоив новое пространство, стремится сохранить за собой эту нишу. Часть вестников выходит на иностранных языках. РИА «Вести» издает также журналы «Россия» и «Спутник». У агентства есть собственные информационные службы: компания «ТВ Новости», которая производит и выпускает в эфир на канале «Россия» телепрограммы, радиостанция «РИА Радио», компания «Фотоновости». Службы агентства занимаются маркетинговыми исследованиями, рекламой, переводами на иностранными языки и готовят эксклюзивные материалы и бекграунды (специальные издания к важнейшим событиям в российской и международной жизни).
Важно отметить, что в России сегодня действуют сотни других информационных агентств, соперничающие друг с другом и постоянно обновляющие свою продукцию. Возникла нужда в специализированных агентствах. К ним относятся Агентство экономических новостей, Агентство деловой информации, Агентство социальной информации. Агентство «Турне» и «Интермедиа» специализируются на информации о музыке и кино.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.