logo
Ответы ГОС 2013

65. Экономические основы функционирования сми.

Экономика СМИ претерпела в 90г. серьезные изменения: это отразилось на формах собственности. Наряду с государственными и общественными организа­циями собственниками выступают физические и юридические лица. Сократилось количество государственных СМИ, уменьшилась доля бюджетного финансирования, государственную монополию сменил конкурентный рынок. При создании редакции всегда преследуются некоторые цели с точки зрения рыночной экономики.

Производственные и экономические цели. К производственным отнесем производство и сбыт продукции, ↑ тиража, качества продукции. Экономические цели включают в себя ↑ оборота, повышение рентабельности и прибыльности. Причем последние можно отнести к главным целям редакции. Финансово-экономические и социальные цели. К ним отнесем экономическую безопасность редакции, финансовую независимость, справедливое вознаграждение за труд, цивилизованные условия труда, проблемы экономии ресурсов. Каждая из вышеперечисленных целей для их достижения требует затрат значительных ресурсов.

Цель финансовой политики редакции– создание, укрепление и развитие финансовой базы издания. Эта база обеспечивается уставным фондом редакции – совокупностью вкладов учредителей редакции в ее развитие. При недостатке средств приходится искать дополнительные финансовые источники. Таким источником может стать дотирование. Дотация дает редакции возможность регулярно компенсировать часть своих расходов (на бумагу, полиграф услуги). Другим финансовым источником может стать для редакции спонсирование – нерегулярная или одноразовая поддержка издания. Бюджет редакции – важнейший финансовый документ. Редакционный бюджет и баланс состоят из двух частей – расходной и доходной.

Оборот – показатель суммарных продаж за период. Достижение максимального оборота – цель редакции. Его можно определить как валовой доход, валовой объем продаж. Именно оборот является начальным показателем экономической эффективности управления редакцией. Даже при простом сравнивании валового дохода двух редакций можно судить об их финансово-экономических показателях.

Расходы. Эта категория вбирает в себя все денежные суммы, потраченные редакцией в процессе своей деятельности. Рассматривая расходы как экономическую цель, руководитель редакции заинтересован в том, чтобы все они были обусловлены объективной потребностью дела. Произведенные, но не связанные с достижением каких-либо экономических целей расходы могут стать пустой тратой капитала, и редакция может добавить себе проблем в конкурентной борьбе по причине высокой себестоимости своего издания. Прибыль относится к основным экономическим целям редакции. Она образуется из излишков выручки от продаж над затратами капитала.

Природные ресурсы, сырье. Редакция газеты этот фактор ощущает через цену на бумагу, электроэнергию, отопление, воду и ряд материалов, используемых при производстве газет. Именно этот фактор можно отнести к тем, которые тормозят достижение экономических и финансовых целей редакции, поскольку перечисленные источники составляют львиную долю расходной части бюджета редакции, ограничивают прибыль.

Ресурсы человеческого труда. Их состоянием определяется как производительность, так и качество продукции. Для журналистики профессионализм корреспондента важен не только с точки зрения интереса к изданию, но и с точки зрения финансовых результатов. Популярность журналистов поднимает имидж издания, который влияет на объем продаж газеты и прибыль.

Основной капитал редакции (здания, средства производства). Нередко о богатстве предприятия судят по стоимости его производственных мощностей. Но указанный фактор, являясь, несомненно, положительным, может сыграть и роковую роль, если в ходе производства не достигается высокая фондоотдача.

Совокупный спрос. Для газет является почти определяющим фактором. Падение доходов населения сужает спрос на периодические издания, и остаться в числе востребованных газет бывает нелегко.

Если все хорошо, то тиражи растут. У большинства газет тираж состоит из 2 частей – подписки и розницы. На количество продаж (и на рост тиражей) влияют так же контент, то есть содержание, то, что привлекает зрителя, читателя и имидж – образ газеты, который складывается у пользователя.

Экономические модели СМИ:

1. Хозрасчетная (независимое частное СМИ, издат компания, холдинг. Строит бизнес на основе самоокупаемости, от рынка , получая доходы от распространения тиража, рекламы. ИЗДАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В СЛУЧАЕ УБЫТКОв ИЛИ кассового разрыва может брать кредиты в банках, использовать средства учредителей, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ.

2. Дотационная (СМИ с гос участием – либо ГУП, либо суницип бюдж учреждение). Деньги поступают от регион или муницип властей за прямые информ услуги, публикацию офиц документов)

3. Спонсорская – СМИ учреждено компанией, партией или фондом как некий пиар - или просветительский проект. Заведомо некоммерческий характер, планово-убыточна.

4. Затратная модель (средства затрачиваются из фирмы, напрямую не связанной с изда­тельской деятельностью);

5. Коммерческая модель западного типа (за счет западных издательских групп - "Бурда-моден", :'Космополитен");

6. Долевая модель (издание за счет паевых взносов соучредителей).

СМИ включают несколько подсистем:

1. Это информационная система, направл. на сбор, обработку и распространение информации. Требования к ее качеству, полноте, объективности, в ряде случаев – определенные идеологические рамки и требования редакционной политики

2. Это система кадров (журналисты и проч. смежники)

3. Производственная система (полиграфич. база, компьютерное и программное обеспечение, логистика и менеджмент)

4. Финансовая система (комплекс источников доходов – вложения учредителей и инвестиции, доходы от рекламы, распространения, спонсорство, кредиты, гранты, дотации, платежи за публикации офиц. документов)

5. Система дистрибуции (оптово-розничные сети, подписка и взаимодействие с почтовыми операторами)

6. Система «новых медиа» - активный перевод контента на новые мультимедийные платформы – на сайты, на телефоны, айфоны и айпады. Пока это - проба сил и довольно рискованные инвестиции в будущее, пока рекламой они не «отбиваются». Хотя структурные изменения необходимы, так как аудитория перетекает в новые медиа.

Двойственная роль государства: оно и регулятор (законы, постановления, нормы и правила рынка), и активный игрок (собственные СМИ, большие вливания в регион и муниципальные газеты). Нельзя сказать, что это однозначно хорошо или плохо, эта практика позволяет системе местной печати худо-бедно жить, и социально значимая информация по-прежнему доступна. Но с другой стороны, как отмечают независимые издатели, система господдержки СМИ гробит рынок и создает неравные конкурентные условия, а кроме того – позволяет через газеты и ТВ манипулировать аудиторией, пиарить чиновников и препятствует тому, чтобы СМИ были реальной четвертой властью.

Чтобы выжить, многие издания уходят под гос.учредительство и живут в основном на деньги, получаемые от органов власти за публикацию нормативных документов. Все это не позволяет газетам развивать собственную доходную базу (рекламу, новые издательские проекты, совершенствовать сети дистрибуции и новые интернет-платформы).

Второй путь – создание автономных некоммерческих организаций. Многие местные газеты (например, «Змеиногорский вестник») пошли по этому пути. Это позволило не потерять связь с властью (они могут участвовать в конкурсах и их выигрывать) а с другой стороны – быть более свободными, критичными и получать федеральные гранты.

Третий путь – независимые многопрофильные холдинги (Алтапресс) – самый перспективный.

Тенденции – расширение медиа-платформ, стартапы новых проектов и множество бизнес-моделей. Но все это на основе сохранения базовых ценностей журналистики и парадигмы профессии. Т.е, старые ценности и принципы в новой оболочке. Необходимо решать проблему ухода государства из СМИ, а также проблему подписки (прозрачность, равные недорогие тарифы, быстрая доставка газет, создание конкурентного рынка подписки и распространения).