logo
Ответы ГОС 2013

41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.

Система – некое целое, которое определяет место и роль своих компонентов. СМИ как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

1. сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных СМИ, формируя еди­ное информационное пространство для всех членов общества

2. располагать совокупностью компонентов, каждый из кото­рых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

3. иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, общества;

Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систе­му журналистики. В структурном плане ее представляют 3 груп­пы средств информации:

- печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газет­ного и журнального типов), бюллетени, календари. Процесс чтения предполагает высокую степень абстрактности мыш­ления, активную работу воображения, интеллектуальное напря­жение. Тексты удобны как хранилище информации.

- аудиовизуальные СМИ — радио (оперативность, доступность, выразит. средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка), телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, про­межуточную подгруппу образует телетекст;

- информационные службы — телеграфные агентства, реклам­ные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественнос­тью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

Компоненты системы СМИ являются активными факторами, влияющими на функционирование системы. К ним относятся (по Засурскому):

Техническая база СМИ – материальная основа. Вместе с тем состояние полиграфии сдерживают развитие инфосферы России (используют старые машины для печати, например). Модернизация технического парка может стать стимулом для повышения качества информационных услуг. В эту отрасль нужны крупные инвестиции. Развитие новых информационных технологий и коммуникационных систем – важная мир тенденция.

Экономика СМИ. В 90-е годы в ней произошли сер перемены. Изменились отношения собственности. Наряду с государством и общественными организациями СМИ владеют частные лица. Уменьшилась доля бюджетного финансирования СМИ. На место государственной монополии пришел конкурентный рынок СМИ. Развивается процесс их коммерциализации.

Активно развиваются рекламные и рекламно-справочные издания, эфир заполняют блоки рекламы информации. Реклама вносит заметный вклад в развитие «желтой» прессы. Сокращается выпуск изданий, программ, которые недоходны с точки зрения рекламы. Вместе с тем позитивное влияние экономического фактора неуклонно возрастает. Развитие прессы как отрасли бизнеса способствует созданию моделей качественных СМИ.

Аудиторный фактор. В переходный период его влияние на информационную сферу СМИ возросло. Расширилось тематическое многообразие СМИ: Увеличилось число информационных, художественных, музыкальных, развлекательных и других передач и соответствующих типов изданий. Появляется все больше публикаций по таким интересующим аудиторию темам, как здоровье, домашнее хозяйство, культура, религия и др. Растет число изданий и талерадиопередач, адресованных различным группам населения: этническим, региональным, профессиональным, конфессиональным, возрастным, женщинам и мужчинам, малым группам (семья, клуб) и др.

Вывод: Для системы российской журналистики характерна тенденция к усилению ее внут­реннего многообразия, возникновению новых типов СМИ. С другой стороны, после периода подъема, пережитого, прессой в перестройку, в ее деятельности стали проявляться симптомы кризиса: резкое усугубление производственно-экономических трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-твор­ческого уровня, сокращение объема производства информациии. Некоторые исследователи прогнозируют, что выход современной журналистики из кризиса будет зависеть от опреде­ления и стабилизации нового способа социального устройства.