logo
Ответы ГОС 2013

47.Современное телевидение России. Структура и система организации.

В истории отечественного ТВ 50-60 годы отмечены не только бурным развитием местного ТВ, но и радикальными процессами его централизации. На помощь пришла техника: сначала при помощи радиорелейный линий, затем строительство ретрансляционной сети, а впоследствии благодаря созданию спутниковых систем связи преодолевался островной характер телевизионного вещания. Система центрального ТВ дала возможность распространения информации по всей территории страны и в тот период имела прогрессивный характер, поскольку отражала и достаточно полно реализовала телекоммуникационную природу телевещания.

В 1986 году было принято важное правительственное решение о расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до этого не было. Несмотря на повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных телеприемников, имеющихся у населения, на 2\3 оставался черно-белым.

Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточном состоянии, хотя для его возникновения существовали необходимые предпосылки: кроме центрального ТВ, ТВ-программы производили многочисленные региональные организации. За последние годы ТВ-пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях, если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого.

Экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в ТВ-производство, изменение форм собственности - вот что привело к сегодняшнему телеизобилию. За короткий срок, именуемый переходным периодом, отечественная система ТВ проделала гигантский путь преобразования: перестало быть партийно-государственной монополией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей и вещателей. В результате возник рынок программ.

Если все разнообразие советского ТВ сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х годов характеризуется более сложной классификацией:

1) По способу трансляции:

- эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя),

- спутниковое (например, «Космос ТВ» - совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных телекомпаний; в России эру непосредственного спутникового вещания в конце 1996 года открыли 4 телеканала «НТВ плюс»),

- кабельное («Спорт» ВГТРК «Россия» - кабельные сети в городах России).

2) По типу деятельности:

- вещательные (универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

- программопроизводящие (продюсерские фирмы),

- дистрибьютеры (своеобразная телеструктура телевещания).

3) По принципу образования:

- из старых структур (ВИД, АТВ);

- новообразованные («7ТВ» и др.).

4) По охвату аудитории:

- общероссийское («Россия» - аналог Центрального телевидения в большей степени относится к следующему пункту),

- межгосударственные (с натяжкой можно отнести Первый канал), региональные («Афонтово», Красноярск),

- местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона; «ТВ-9» Заринска, «ТВ-Камень» в городе Камень-на-Оби).

5) По способу распространения телесигнала:

- общенациональные (Первый канал и канал «Россия»),

- сетевые (СТС, ТНТ)

- местные (АТН, ТВ «Город»).

6) По специализации программ: общие (ВИД) специализированные («Спорт», «7ТВ»).

7) По форме собственности:

- государственные («Культура»),

- негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью. – смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.

8) по аудиторному (адресному) признаку (для детей, молодежи, женщин, пенсионеров);

9) по учредителю – это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов;

10) по национальному признаку – республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований;

11) по территориальному признаку – общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир»);

12) по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный – функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой; общественный – существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц; коммерческий – самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы; арендный – политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.

Основные тенденции:

1. Глобализация. Выход на международные стандарты вещания и производства информации.

2. Регионализация: телевидение делится на две категории - частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовложений, и государственное, подчиняющееся местной власти. Региональное ТВ, по сравнению с ТВ московским, российским имеет преимущества в плане поддержания контактов с аудиторией, но проигрывает с точки зрения размещения рекламы и возможности развития собственной продукции. По части финансирования государственные телекомпании существенно уступают частным. Если говорить о влиянии ТВ на население, основными носителями информации в регионах являются местные телеканалы. Местное ТВ уделяет больше внимание локальным проблемам, сохраняет национальные традиции.

3. Переход от жесткой вертикали СМИ к горизонтальной (вершина пирамиды - Гостелерадио, которому подчиняются республиканские, краевые, областные и городские телерадиокомитеты теперь заменяется связям между различными телеорганизациями; освоение хорошо знакомого на Западе, но принципиально нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм. Самая молодая российская телевизионная сеть СТС, созданная на средства американской телекоммуникационной телекорпорации, контролирующей более 40 телеорганизаций Восточной Европы. Вещает на территории России от Калининграда до Красноярска.

4. Телевидение становится частью медиахолдингов, которые создаются не только в столице, но и в регионах. 5. Коммерциализация ТВ, внедрение рекламы.

6. Шоу-концепция. Аудитория у государственного и коммерческого телевидения одна, привлекают информационными и развлекательными программами.