47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
В истории отечественного ТВ 50-60 годы отмечены не только бурным развитием местного ТВ, но и радикальными процессами его централизации. На помощь пришла техника: сначала при помощи радиорелейный линий, затем строительство ретрансляционной сети, а впоследствии благодаря созданию спутниковых систем связи преодолевался островной характер телевизионного вещания. Система центрального ТВ дала возможность распространения информации по всей территории страны и в тот период имела прогрессивный характер, поскольку отражала и достаточно полно реализовала телекоммуникационную природу телевещания.
В 1986 году было принято важное правительственное решение о расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до этого не было. Несмотря на повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных телеприемников, имеющихся у населения, на 2\3 оставался черно-белым.
Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточном состоянии, хотя для его возникновения существовали необходимые предпосылки: кроме центрального ТВ, ТВ-программы производили многочисленные региональные организации. За последние годы ТВ-пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях, если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого.
Экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в ТВ-производство, изменение форм собственности - вот что привело к сегодняшнему телеизобилию. За короткий срок, именуемый переходным периодом, отечественная система ТВ проделала гигантский путь преобразования: перестало быть партийно-государственной монополией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей и вещателей. В результате возник рынок программ.
Если все разнообразие советского ТВ сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х годов характеризуется более сложной классификацией:
1) По способу трансляции:
- эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя),
- спутниковое (например, «Космос ТВ» - совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных телекомпаний; в России эру непосредственного спутникового вещания в конце 1996 года открыли 4 телеканала «НТВ плюс»),
- кабельное («Спорт» ВГТРК «Россия» - кабельные сети в городах России).
2) По типу деятельности:
- вещательные (универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
- программопроизводящие (продюсерские фирмы),
- дистрибьютеры (своеобразная телеструктура телевещания).
3) По принципу образования:
- из старых структур (ВИД, АТВ);
- новообразованные («7ТВ» и др.).
4) По охвату аудитории:
- общероссийское («Россия» - аналог Центрального телевидения в большей степени относится к следующему пункту),
- межгосударственные (с натяжкой можно отнести Первый канал), региональные («Афонтово», Красноярск),
- местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона; «ТВ-9» Заринска, «ТВ-Камень» в городе Камень-на-Оби).
5) По способу распространения телесигнала:
- общенациональные (Первый канал и канал «Россия»),
- сетевые (СТС, ТНТ)
- местные (АТН, ТВ «Город»).
6) По специализации программ: общие (ВИД) специализированные («Спорт», «7ТВ»).
7) По форме собственности:
- государственные («Культура»),
- негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью. – смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.
8) по аудиторному (адресному) признаку (для детей, молодежи, женщин, пенсионеров);
9) по учредителю – это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов;
10) по национальному признаку – республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований;
11) по территориальному признаку – общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир»);
12) по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный – функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой; общественный – существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц; коммерческий – самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы; арендный – политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.
Основные тенденции:
1. Глобализация. Выход на международные стандарты вещания и производства информации.
2. Регионализация: телевидение делится на две категории - частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовложений, и государственное, подчиняющееся местной власти. Региональное ТВ, по сравнению с ТВ московским, российским имеет преимущества в плане поддержания контактов с аудиторией, но проигрывает с точки зрения размещения рекламы и возможности развития собственной продукции. По части финансирования государственные телекомпании существенно уступают частным. Если говорить о влиянии ТВ на население, основными носителями информации в регионах являются местные телеканалы. Местное ТВ уделяет больше внимание локальным проблемам, сохраняет национальные традиции.
3. Переход от жесткой вертикали СМИ к горизонтальной (вершина пирамиды - Гостелерадио, которому подчиняются республиканские, краевые, областные и городские телерадиокомитеты теперь заменяется связям между различными телеорганизациями; освоение хорошо знакомого на Западе, но принципиально нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм. Самая молодая российская телевизионная сеть СТС, созданная на средства американской телекоммуникационной телекорпорации, контролирующей более 40 телеорганизаций Восточной Европы. Вещает на территории России от Калининграда до Красноярска.
4. Телевидение становится частью медиахолдингов, которые создаются не только в столице, но и в регионах. 5. Коммерциализация ТВ, внедрение рекламы.
6. Шоу-концепция. Аудитория у государственного и коммерческого телевидения одна, привлекают информационными и развлекательными программами.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.