30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
Восточ.Европа – арена боевых действий, постоянный раздел ее на сферы влияния. Те или иные страны входили в Австро-Венгерскую империю, в Османскую империю, были частью Российской империи. Так было в 17-18-19-20 веках. Собственно политическую независимость эти страны обрели только в 1990е гг. (был еще межвоенный период 1919-1939). Поэтому неудивительно, что журналистика в этих странах развивалась медленно и была фактически лишена национального своеобразия. Отсутствие глубокого образования, широты кругозора, самостоятельности в суждениях – это недостатки прессы Востока. Технич.сторона в неудовл. состоянии. В последние годы журналистика стран Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Польша, Югославия, Албания) и Центр. Европы прошла через серьезные испытания. Журналистика стран Восточной и Центральной Европы развивалась очень медленно. Только в конце 18 в. Стали появляться первые издания. В начале 20 в. журналистика этих стран достигла достойного уровня.
Тем не менее, всю историю развития СМИ в Вост.Евр. можно условно разделить на несколько периодов:
1. Зарождение журналистики (18-19 вв.). Появление первых изданий в разных странах произошло не одномоментно. В некоторых восточноевр.странах пресса появилась еще в начале 18 века (например, в Венгрии – примеры газет). А в других (например, в Сербии, Болгарии, Румынии) в 19 веке пресса находилась в зачаточном состоянии. Развитие венгерской печати объясняется близостью данной страны к Австрии и Германии, где в этот период пресса уже была хорошо развита. + рассказ про Людовига Кошута.
2. Развитие журналистики в 1 половине ХХ века. Межвоенный период, когда большинство восточноевпроп. стран обрели независимость, стимулировал бурное развитие прессы.Межвоенный период становления и развития национальных систем прессы и радиовещания был значимым, но исторически кратковременным (он охватывал два десятилетия – от подписания Версальского договора в 1918 г. до акций, непосредственно предшествующих началу второй мировой войны – присоединения Австрии к Германии в 1938 г., подписания Мюнхенского договора и последующей за этим нацистской оккупации части Чехии в марте 1939 г.). В этот период появляется развитая система изданий. В эти годы получили развитие либеральные, консервативные, клерикальные, социалистические и шовинистические издания (можно с примерами, можно без). Однако начавшаяся 2 МВ свела все достижения межвоенного периода на нет.
3. Развитие журналистики в годы 2 МВ. Было 2 лагеря: профашистский (нацистская печать – например 1-2 издания….) и антифашистская печать (прежде всего социалистического толка – например, 1-2 издания …). События второй мировой войны, жестокий тоталитарный режим третьего рейха, многолетняя нацистская оккупация привели к разрушению довоенных средств массовой информации. Многие восточноевропейские журналисты погибли на поле боя или в нацистских тюрьмах и концлагерях. Почти десять лет – с мая 1935 по сентябрь 1944 г. – нелегально издавалась в условиях фашистской диктатуры газета болгарских коммунистов «Работническо Дело». В этот период получило развитие публицистическое, патриотическое начало в периодике. Прежде всего, хочется упомянуть Юлиуса Фучика и его знаменитый «Репортаж с петлей на шее» (рассказ о нем).
4. Послевоенный период (1945-1990). Страны Вост.Е. вошли в зону влияния СССР и были объединены Варшавским договором. Поэтому неудивительно, что пресса в этих государствах выстраивалась согласно социалистической вертикали.После победы над оккупантами печатные органы антифашистских сил (главным образом – компартий), выходившие ранее в подполье и в партизанских отрядах, получили возможность открытого издания и распространения. Антифашистская революция 9 сентября 1944 г., покончившая с диктатурой, открыла возможность для свободного издания газеты. Газета «Борба», выходившая в годы войны в партизанских соединениях Югославской народно-освободительной армии, начала издаваться в освобожденном Белграде в ноябре 1944 г. 25 марта 1945 г. вышел в свет первый легальный номер газеты венгерских антифашистов «Szabad Nép» («Свободный народ»), созданной в подполье в феврале 1942 г.
Советское руководство провозгласило, что восстановление периодической печати в восточноевропейских странах будет осуществляться на основе демократических антифашистских принципов. Была восстановлена часть довоенных изданий, не запятнанных сотрудничеством с оккупантами. Вновь создаваемые системы периодики включали различные группы изданий, дифференцированные по характеристикам издателя (издающего учреждения), а также по признаку политической и идеологической ориентации: а) издания либеральных и демократических партий; б) печатные органы коммунистических партий; в) печатные органы патриотических фронтов, других общественных организации; г) издания частных издательских компании и групп; д) клерикальная периодика.
С 1945 по 1990 гг. просуществовал т. н. “соцлагерь”, в котором использовалась “Вертикальная” система прессы, заимствованная у СССР. Она выстраивалась в виде своеобразной пирамиды, на вершине которой находился центральный орган партии. Такое строение позволяло осуществлять централизованное управление прессой, но при этом не учитывались местные условия и настроения, вся пресса была несколько однообразной. Коммунистическая монополизация СМИ) на 40 лет:
а) ликвидация печати оппонентов и частной периодики
б) национализация учреждений радиовещания
в) «железный занавес» - невозможность распространение западной прессы в зоне советского влияния.
г) пристальный партийно-государственный контроль (цензура, сведение идейного плюрализма к нулю)
Печатная периодика представлена:
а) печатные органы правящих коммунистических и рабочих партий;
б) издания – печатные органы государственных организации и учреждений, а также близкие к ним партийно-государственные издания (являющиеся одновременно печатными органами партийных организаций и государственно-административных структур);
в) издания «союзных» партий (о них пример);
г) печатные органы патриотических фронтов и массовых общественных организаций, подконтрольных правящим партиям.
5. Постсоветский период (с 1990 г.) Крушение социалистических режимов (1989) привело к тому, что печать вынуждена была развиваться в новых условиях. Разрушена прежняя система журналистики. Это во многом напоминает процессы, происходящие в России (приватизация, правительство больше не финансирует СМИ, не контролирует цены на бумагу и т. д.). После крушения социализма правящие партии утратили былые позиции. Растет авторитет либеральных, демократических партий. Появляется оппозиция. Появляется частная пресса, радио и телевид, частные коммерческие радиостанции, спутниковое телевид. Поначалу СМИ остались без инвестиций (у государства не хватает средств их содержать). Но в результате реформ рынок стал работать более активно, и СМИ начали приносить реальную прибыль, так что вкладывать в них средства стало выгодно. Кроме того, после реформ рынок СМИ в бывших соцстранах открылся для западных инвесторов, и это создало дополнительный приток капиталов.
1. резкое сокращение тиражей и влияния периодических изданий бывших правящих партий, переживших острый политический и идейный кризис, а также стремительным изменением общего ландшафта национальной периодики.
2. уничтожена система партийно-государственного контроля над прессой, упразднена цензура.
3. автономность многих бывших союзных газет
Пример: «Gazeta Wyborcza» – печатный орган польской «Солидарности» – после прихода этого движения к власти превратилась в одну из крупнейших (и экономически процветающих) газет Польши, имеющую 17 региональных вариантов, «привязанных» к локальному рекламному рынку.
4. Оппозиционные в прошлом политические силы, пользуясь открывшимися возможностями свободного издания печатных органов, создали газеты и журналы различной идейно-политической ориентации – праволиберальные, монархистские, издания экологистов – «зеленых» и т.д. – вплоть до ультранационалистических и анархистских.
5. появление частной прессы, появилась бульварная пресса
Пример: В Польше были приватизированы газеты и журналы, принадлежавшие ранее издательскому концерну ПОРП. Приватизация коснулась 85% польских СМИ, некоторые из которых оказались в собственности иностранных владельцев.
6. рост числа газет и журналов:
7. увеличению стоимости типографских материалов и услуг, доставки тиража подписчикам.
8. не выдерживают конкуренции нерентабельные газеты
9. интенсивной экспансии западных медиакорпораций на национальных рынках СМИ
Например: В Венгрии крупные пакеты акций ряда известных и влиятельных изданий оказались в руках западных корпораций, руководимых Р. Мердоком, лордом Ротермиром и др.
В Польше в результате экспансии норвежских и германских издательских корпораций под их контролем оказалась значительная часть печатных изданий, включая региональные газеты. Больше половины акций влиятельной «качественной» газеты «Rzeczpospolita» («Республика») перешло в собственность норвежского концерна «Оркла».
10. полит и культ переориентация способствует необходимости тесных отношений экономического и военно-политического партнерства и сотрудничества с США и объединенной Европой.
Это повлияло на решение ряда государств, некогда входивших в советский блок, о вступлении в НАТО и ЕС.
СИСТЕМА СМИ ВОСТ.ЕВР:
1) Так же, как и периодика КПСС, печать «братских» партий в обязательном порядке включала такие типы изданий, как ежедневная руководящая газета – орган Центрального комитета партии (прототип – газета «Правда» примеры из 2-3 стран)), теоретический и политический журнал (по аналогии с советским журналом «Коммунист»), политический и организационный журнал, посвященный вопросам внутрипартийной работы (аналог – журнал КПСС «Партийная жизнь»). Как и в Советском Союзе, издавались партийные журналы различной периодичности, специализированные на вопросах пропаганды и агитации, политического просвещения: «Propagandista» («Пропагандист») в Венгрии, «Политическая просвета» («Политическое просвещение») в Болгарии и др.
2) Значительную часть периодики восточноевропейских стран составляли печатные органы массовых общественных организаций
Цель: общественные организации были призваны оказывать идейно-воспитательное и пропагандистское воздействие на различные группы населения, дифференцированные по половым, возрастным, профессиональным признакам.
Пример: («Отечествен фронт» в Болгарии, «Szabad Föld» («Свободная земля») и «Magiar Nemzet» («Венгерская нация») в Венгрии, «Romania Liberá «(«Свободная Румыния»), «Bashkimi» («Единство») в Албании) были призваны способствовать национальной консолидации на основе признания политической монополии правящей партии.
3) оппозиционная печать в восточноевропейских странах социалистического периода существовала только в форме самиздата.
Исключение: Польша. католическое клерикальное издание «Tygodnik Powszechny» («всеобщий еженедельник»), которое на протяжении многих лет было фактическим легальным печатным органом польской оппозиции. В восьмидесятые годы, вплоть до победы «Солидарности» на выборах 1989 г., печатные органы этого объединения издавались и распространялись открыто, несмотря на отсутствие соответствующего официального разрешения. Созданная «Солидарностью» «Gazeta Wyborcza» («Выборная газета») сыграла большую роль в победе объединения на выборах 1989 г., открывших путь к демонтажу «реального социализма» в Польше.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.