logo
Ответы ГОС 2013

31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.

В большинстве стран Азии и Африки журналистика возникла в условиях колониального господства европейских метрополий.

Осн.проблемы: 1) экономическая отсталость; 2) массовая неграмотность населения; 3)устаревшая полиграфическая база прессы; 4) разноязыковость населения.

Общая специфическая черта развития журн-ки в Азии и Африки до достижения ими независимости - наличие двух противоборствующих отрядов прессы:

1. в колониях были представлены издания, выступавшие на стороне метрополий и проводимой ими политики

2. органы печати, отразившие интересы и устремления коренного населения. Во многих странах Южной Азии – Индии, Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке, Малайзии, Сингапуре и др. бывших британских владениях – сильны традиции, сформировавшиеся под влиянием английской школы журналистики. Многие крупные издательские компании и периодические издания были созданы в этих странах еще в колониальный период.

Печать в Японии достигла невероятного развития во второй половине 19 века. В конце 19 века упразднили предварительную цензуру. Техническое исполнение СМИ - по европейскому образцу, большая часть содержания заимствовалась у европейской прессы (сейчас большинство газет Японии пользуются услугами европейских информагентств). Крупнейшая газета Японии – Асахи Симбун. Также Иомиури Симбун, Майнити Симбун, Никкей. Исключительно свой контент в японском телевизоре. Радио и телевещанием занимается общественная корпорация NHK. ИА Японии: Киодо Цусин и Дзи-дзи Сусин.

Печать в Китае. В конце XIX в. в китайской печати формируется группа реформаторских изданий, выступавших за возрождение и модернизацию Китая. На их страницах публиковались материалы о жизни и общественном устройстве стран Европы и США, переводы выдающихся произведений западной науки и литературы, оказавшие большое влияние на состояние тогдашней интеллектуальной жизни Китая. Большинство реформаторских изданий много внимания уделяло событиям за рубежом, главным образом в европейских странах и США. Все это способствовало преодолению пагубных последствий государственного и духовного изоляционизма. Появившиеся в этот период патриотические газеты провозглашали необходимость просвещения китайцев, убеждая читателей, что распространение научных знаний будет способствовать укреплению самостоятельности страны, осуществлению ее модернизации путем радикальных реформ на основе овладения достижениями европейской науки и техники. С 12 января 1896 г. в Шанхае выходила реформаторская газета «Цянсуэбао» («Газета усиления государства»). Ее издатель Кан Ювэй в редакционной статье, открывающей первый номер, провозгласил просветительскую направленность деятельности этого издания: «Лучше поделиться знаниями с группой людей, чем пользоваться ими одному, но еще лучше делиться знаниями с миллионными массами, чем пользоваться ими в пределах своей группы».

Большую роль в углублении реформаторского движения сыграл патриотический еженедельник «Шиубао» («Дух времени») – неофициальный орган шанхайской Ассоциации укрепления государства, выходивший под этим названием с августа 1896 г. «Шиубао» издавался под руководством Лян Цичао. Этот публицист – просветитель убеждал китайцев осознать необходимость реформ и совершить их собственными силами – иначе перемены будут произведены иностранцами насильственно, в результате окончательного превращения Китая в колонию. Лян Цичао призвал к созданию в стране широкой сети «научных обществ» – просветительских организаций, которые были бы способны справиться с задачами распространения научных и технических знаний, пробуждали бы интерес молодежи к образованию. Просвещение народа публицист считал обязательным условием приобретения массами политических прав. Пока же в стране царит невежество, введение демократии и парламентаризма по западному образцу, по мнению Лян Цичао, будет означать только торжество анархии. Публицист писал: «В нашем непросвещенном народе мало кто понимает истинный смысл свободы. Если вспыхнет революция, она не только не принесет успеха, как в США, но причинит разрушения больше, чем во Франции и Испании». «Шиубао» превратился к апрелю 1898 г. в одно из крупнейших китайских изданий: он выходил тиражом свыше 10 тыс. экз. и имел общекитайское распространение.

В 1898 г. императрица Цыси совершила дворцовый переворот, за которым последовали гонения на сторонников реформ и их печать. Указом императрицы 1898 г. в Китае была запрещена периодическая печать современного образца. В результате репрессий многие реформаторы были казнены, а издание на территории Китая реформаторских изданий прервалось. Части публицистов-реформаторов, в том числе Лян Цичао и Кан Ювэю, удалось бежать в Японию. В дальнейшем произошла радикализация оппозиционной китайской журналистики, приведшая к появлению в эмиграции антиколониальных национальных изданий, которые активно пропагандировали требования независимости, республиканские и демократические идеи (одним из ведущих изданий такого рода стала «Минь Бао» («Народная газета»), созданная в 1905 г. в Токио Сунь Ятсеном – будущим первым президентом независимой китайской республики). В 20 в. появляется коммунистическая пресса. В 60гг. началась культурная революция. Сокращается количество периодических изданий. Пресса становится неинтересной, бесцветной. Вводится обязательная подписка. Правительствотво закрыло все ИА, конфисковало все техническое оборудование. 1980 гг. – период реформирования китайской журналистики. Активно проявляется массовая культура западного образца. Появляются даже скандальные материалы. Пресса рекламирует, развлекает. Крупнейшая газета Китая Женьминь Жибао. Радио начало вещать в 1945г. ТВ появилось поздно – в 1958 году, в 1980 году появилось спутниковое, кабельное. Развитие Интернета началось в 1996 году. Интернет – закрытая зона почти, нельзя выходить на сайты иностранных компаний и т.д.

Печать в Индии в основном на английском языке, так как она долго была английской колонией. Колониальный характер миссионерских изданий косвенно подтверждается и тем фактом, что они обычно издавались с одобрения и при поддержке администрации колоний. Так, в британской Индии в первой половинеXIXв. английские издатели У. Корей и Дж. Кларк выпускали на бенгальском языке газету «Samashar Durpan» («Новости»), которая вела миссионерскую пропаганду среди европеизированных местных чиновников и образованных индийцев, пользуясь при этом негласной официальной поддержкой.

Бенгальский просветитель Рам Мохан Рой создал в 1821 г. в Калькутте газету «Sambad Kaumudi» («Светоч разума»), выходившую на персидском языке, который служил в тот период языком-посредником в общении между народами Индии. Это издание, как и выпускавшаяся впоследствии газета Роя «Mirut ul Akhbar» («Зеркало новостей») – также на персидском языке, – использовалась издателем не только для борьбы против миссионерской пропаганды, против сохранившихся в Индии религиозных предрассудков и изуверских средневековых обычаев, но и для ознакомления читателей с европейским опытом, для популяризации идей социального реформирования и синтеза высших достижений европейской культуры с моральными и культурными ценностями индийцев.

Рой использовал печать как средство распространения патриотических идей. Его газеты осуждали кастовое деление, присущее индийскому обществу, и призывали преодолеть это разъединяющее людей архаичное явление, мешающее патриотическому сплочению всех индийцев. Вместе с тем Рой признавал право английских монархов на управление Индией. Такая позиция довольно характерна для первых патриотических изданий. Осуждение системы угнетения, насаждаемой «своей» метрополией, могло сочетаться в них с выражением надежд на милость иноземных правителей или тщетных упований на помощь других колониальных держав в борьбе против угнетателей. Несмотря на умеренность патриотических изданий, колониальные власти рассматривали их деятельность как нежелательную и враждебную интересам метрополии. Газеты, стоявшие на стороне коренного населения, нередко подвергались разного рода репрессиям. Выход в свет в Камбодже первой патриотической газеты на кхмерском языке «Нагараватта» («Страна пагод») способствовал пробуждению национального самосознания камбоджийцев. Однако ее деятельность вызвала раздражение французской колониальной администрации. Газета была закрыта, а ее создатели подверглись тюремному заключению. Эту судьбу разделили и десятки других патриотических изданий и журналистов в различных колониальных странах. Рой в 1830отбыл в Англию, чтобы представить перед Парламентом точку зрения коренного населения Индии. В то время Парламент обсуждал мандат Ост-Индской компании. Рой написал статью о положительном и отрицательном влиянии английской колонизации, выдвигая технический и научный прогресс в качестве положительного фактора. Рай был основателем первых в Индии национальных газет, его считают родоначальником современной бенгальской прозы. Они были созданы для ознакомления читателей с европейским опытом, для популяризации идей социального реформирования и достижений европейской культуры с моральными и культурными ценностями индийцев. Его газеты осуждали кастовое деление, присущее индийскому обществу, и призывали преодолеть это разъединяющее людей архаичное явление, мешающее патриотическому сплочению всех индийцев. Вместе с тем Рой признавал право английских монархов на управление Индией.

В 19 веке в Индии было множество восстаний против гнета Англии. В 1881 г. радикальный деятель индийского антиколониального движенияТилак приступил к изданию двух газет – «Kesari» («Лев») на маратхском языке и «Mahratta» – на английском языке, которые сразу же приобрели большую популярность. Оба издания, первоначально выступавшие за развитие образования коренного населения, требовавшие реформ и политических свобод для индийцев, в дальнейшем перешли на позиции непримиримой борьбы против британского колониализма, за национальное освобождение, в результате чего Тилак неоднократно подвергался тюремному заключению. Впоследствии борьбу, начатую изданиями Тилака, продолжили газеты Индийского национального конгресса – организации, возглавившей антиколониальную борьбу.Махатма Ганди – один из лидеров национально-освободительного движения в Индии. С 1904 года выпускал еженедельную газету «Индийская мысль», «Хариджан» (Божьи дети) и протестовал против Британии. Существенный след в истории индийской национальной прессы оставила газета Махатмы Ганди «Young India» («Молодая Индия»), статьи из которой в период борьбы за независимость перепечатывались десятками газет и сыграли важную роль в организационном сплочении участников антиколониального движения. В 1947 году Индия получила независимость.

Сейчас существует три главные газеты (одновременно медиаконцерны): Хинди, Таймс оф Индия, Индиал Экспресс. Есть даже свои ИА: «Пресс Трас оф Индия» (ПТИ) и «Юнайтед Ньюс оф Индия».

Печать в Африке. Следует отдельно рассматривать Центральную и Южную Африку. В ЮАР выше уровень жизни, а в центральной Африке до сих пор главным СМИ считается радио. Кроме того, в Африке очень много языков, поэтому сложно проследить единую систему СМИ. Вся Африка долгое время была колонией. Поэтому собственных СМИ здесь не было, были только газеты метрополий. Миссионерская деятельность и европеизированное образование дополнялись в колониальном обществе выпуском периодических изданий, адресованных местным жителям и призванных воспитывать их в духе покорности иностранному господству.

Именно с этой целью в Алжире в колониальный период издавались газеты «Al Mubashir» («Радостная весть») и «Al-Akhbar» («Новости»). Их арабоязычные издания, распространявшиеся среди коренных жителей, прославляли цивилизаторскую миссию Франции, в приукрашенном свете характеризовали результаты деятельности колонизаторов на территории страны. Во второй половине 19 века Африканские колонии получили независимость. Издания, отчетливо выразившие стремление коренного населения к освобождению от господства европейских метрополий и к самоуправлению, в концеXIX – началеXXвв. появились в колониях и зависимых странах Азии и Африки, в арабских странах.В Тунисе и Египте были созданы типографии. Первые африканские газеты (1801г.): «Королевская газета», «Кейптаун».

Создается крупная монополия в области газетно-журнального дела - "Африкин стандарт". В 19 веке распространена миссионерская печать (содействовала осуществлению политических целей). С возникновением антиколониальных организаций усиливается вклад газет в просвещении африканцев. 1960 годы укрепляются позиции печати на национальных языках, появляются национальные ИА, создается Ассоциация африканских журналистов, в 1965г. - Федерация арабских информационных агентств - Фана, объединившая информационные агентства 14 арабских стран. 1983г. - ПАНА - Всеафриканское информационное агентство (ИА 40 африканских стран).

В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных кадров, высокий процент неграмотности среди населения. Ведущее место в Египетской журналистике занимают газеты "Аль-Ахрам", "Аль-Ахбар". В Кейптауне издается 9 газет. Самые популярные «Роял газет» и «Свера Лиона Эдвертайзер». Телевидение и радио (его транслируют на местном диалекте) влияет на жизнь африканцев значительнее, чем пресса, в 1990-е годы период стремительного подъема ТВ. Сегодня ТВ Африки – это Apple Vision. Южноафриканские вещательные корпорации: САБК, TBN.