45. Композиционно-графическая модель издания.
Качественные изменения в графическом облике издания начинаются с того момента, когда редакция переходит от импровизации к системному представлению о газете и ее дизайне. Это выражается в создании композиционно-графической модели.
Композиционно-графические модели начинают разрабатываются только в начале 70-х, Киселёв вводит сам термин «КГМИ». Исследователи Табашников, Тулупов заговорили о необходимости закрепления элементов в структуре.
Газетный дизайн предполагает сочетание трех принципов
1. удобства (чтения для читателей, создания и оформления для журналистов, полиграфического исполнения - для полиграфистов);
2. экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов);
3. красоты (исторически сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение).
Модель – образец, «проект» какого-либо тиражируемого объекта, некий аналог этого объекта. В общих чертах, моделирование есть создание образцов, эталонов композиции и графики газеты. Любая модель – это всегда упрощение, схема своего оригинала, поэтому не надо ее абсолютизировать, превращать в схему, не допускающую новаций. Можно выделить несколько целей, которые возлагаются на композиционно-графическую модель издания. Назначение модели:
Модель должна обеспечить индивидуальный облик газеты привлекательный для читателя, легко узнаваемый, отличный от других изданий;
С помощью модели должна быть создана удобная для читателя внешняя форма издания – публикации одной тематики, направленности имеют определенное место на полосе; графические формы подачи понятны, выразительны и постоянны;
Модель призвана рационально организовать работу редакции по выпуску газеты. При работе над очередным номером выбирается приемлемый вариант полосы, в случае необходимости в него вносятся коррективы (например, уточняется площадь текстовых блоков, заменяется рубрика и т. д.), и остается только загрузить новые текстовые и графические файлы и заняться их обработкой. Время верстки полосы существенно сократится.
Композиционно-графическая модель — воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:
а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;
б) шрифтовая политика;
в) подача иллюстраций и инфографики;
г) использование изобразительных средств второго плана (подложек, рамок, линеек и др.).
КГМ складывается из ряда элементов:
Размерные характеристики полосы (ее формат, формат набора, количество колонок, стандартный пробел, модульная сетка).
Структура тематики (организация содержания газеты, распределение материалов по разделам, рубрикам с учетом их тематики, жанров) и композиции полосы.
Логотип издания – это то, что в первую очередь заявляет об имидже газеты, выделяет ее среди других, это мощный графический элемент для первой полосы. Логотип – это собственно название издания, выраженное в графической форме, в целом – это жесткая композиция, состоящая из нескольких элементов. А именно: собственно название, обозначение вида издания, выходные данные, графические элементы. Вид издания – это сообщение о том, какая именно газета (ежедневная, вечерняя, краевая, народная). Выходные данные: год издания, порядковый номер, дата. Графические элементы: линейки, рамки, подложки, рисунки и даже фотографии, хотя может быть создана композиция и без графических элементов. Высота логотипов колеблется от 6 до 10 см. Оптимальное размещение логотипа наверху полосы.
Колонтитул. Его составляющие: логотип или название газеты, набранное каким-то другим шрифтом, порядковый номер страницы и дата выхода данного номера газеты.
Блок «адрес и служебные сведения» размещается через всю ширину последней полосы внизу или вертикальной колонкой (в журнале «Молодежь Алтая» - на второй полосе во всю ширину, в журналах «Космо», «Шейп» - вертикально на второй полосе – тенденция в многостраничных журналах). Информационный объем данного блока различен в разных изданиях, но основная часть его – одинакова для всех, поскольку определена Законом РФ «О СМИ». Логическая последовательность в изложении необходимых данных:
Название газеты, сообщение об учредителе, регистрационный номер и место регистрации, издательский индекс.
Редактор издания, редакционная коллегия.
Адрес редакции, телефоны и другие формы связи, координаты собкоров и представителей газеты.
Дежурная бригада, подготовившая данный номер (при необходимости).
Дни выхода газеты (периодичность), тираж, цена либо пометка «Свободная цена».
Сообщение об издательстве (типографии) с указанием адреса; заказ, время подписи в печать (по графику и фактическое).
Титульные и текстовые шрифты.
Заголовки и другие элементы заголовочного комплекса.
Иллюстрации и инфографика. Компьютерные технологии позволяют не только более активно применять иллюстрации самых разных видов и жанров (штриховые и полутоновые рисунки, фотографии, коллажи, фотоколлажи, фотомонтажи, различные виды информационной графики), но самое главное – использовать сложнейшие приёмы их обработки и представления. Иллюстрации могут иметь любую конфигурацию – прямоугольника, треугольника, круга, овала и т. д. При их постановке можно применить любой угол наклона (вправо и влево), задать любое обтекание текстом, выбрать фон или заказать полутоновое изображение в виде графики (фотографика) и т. д., и т. п. Практически нет ни одной оформительской задачи, которую сегодня не смог бы выполнить дизайнер, владеющий различными программами вёрстки и обработки иллюстраций.
Особые текстовые блоки: анонсы, Лиды, постскриптумы, выносы в тексте, авторская подпись и географическая ссылка.
Линейки и рамки.
Оформительские детали: буквица, украшения.
Реклама. Рекомендации: не использовать в рекламе шрифты, выбранные для набора основного газетного текста и заголовков. Основной принцип подачи частных объявлений в газете определен самим названием этого вида рекламы – рубрика (рубричная реклама). Подача ее должна быть проста и лаконична. Выбирая место на полосе для размещения рекламы, придется помнить о заинтересованности рекламодателя в эффективности рекламы.
Современные тенденции оформления газеты.
ограничивается количество шрифтов, газета не должна быть слишком пестрой.
подача иллюстраций. Роль фотографии возрастает. Фото зачастую как самостоятельный материал на страницах газеты. Первая страница перешла в роль обложки (журнальный прием подачи на первой полосе). Типичный для формата А3 заглавный снимок.
происходит смена формата колонок. Пр.: для аналитики используются колонки пошире
редизайн- переоформление. С 2001 года началась таблоидная революция. Таблоидом раньше считалась желтая пресса, сейчас он снял эту негативную оценку.
Большинство местных газет формата А3 выбирает сегодня шестиколонную верстку. Ее преимущества: экономится газетная площадь, появляется гораздо больше вариантов композиционного размещения материалов.
Оптимальное количество колонок на полосе газеты формата А2 – восемь.
Модульная система нашла применение и в газетно-журнальном производстве. Дизайнеры конструируют полосы журналов или газет на основе модулей, модульных сеток.
Газетная полоса строится на контрастах: текстовые материалы соседствуют с иллюстрационными, которые, в свою очередь, распадаются на штриховые и тоновые; информационная заметка также обязательна в газете, как корреспонденция и статья т.д.
Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся по сути в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц, и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений.
Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую. Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями.
многие «журнальные» приемы дизайна стали активно перениматься газетчиками. Первые полосы многих газет, особенно тех, что используют формат А3, сегодня напоминают обложки (крупные фотографии, развернутая анонсная часть, «шапки» и др.).
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.