logo
Ответы ГОС 2013

45. Композиционно-графическая модель издания.

Качественные изменения в графическом облике издания начинаются с того момента, когда редакция переходит от импровизации к системному представлению о газете и ее дизайне. Это выражается в создании композиционно-графической модели.

Композиционно-графические модели начинают разрабатываются только в начале 70-х, Киселёв вводит сам термин «КГМИ». Исследователи Табашников, Тулупов заговорили о необходимости закрепления элементов в структуре.

Газетный дизайн предполагает сочетание трех принципов

1. удобства (чтения для читателей, создания и оформления для журналистов, полиграфического исполнения - для полиграфистов);

2. экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов);

3. красоты (исторически сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение).

Модель – образец, «проект» какого-либо тиражируемого объекта, некий аналог этого объекта. В общих чертах, моделирование есть создание образцов, эталонов композиции и графики газеты. Любая модель – это всегда упрощение, схема своего оригинала, поэтому не надо ее абсолютизировать, превращать в схему, не допускающую новаций. Можно выделить несколько целей, которые возлагаются на композиционно-графическую модель издания. Назначение модели:

  1. Модель должна обеспечить индивидуальный облик газеты привлекательный для читателя, легко узнаваемый, отличный от других изданий;

  2. С помощью модели должна быть создана удобная для читателя внешняя форма издания – публикации одной тематики, направленности имеют определенное место на полосе; графические формы подачи понятны, выразительны и постоянны;

  3. Модель призвана рационально организовать работу редакции по выпуску газеты. При работе над очередным номером выбирается приемлемый вариант полосы, в случае необходимости в него вносятся коррективы (например, уточняется площадь текстовых блоков, заменяется рубрика и т. д.), и остается только загрузить новые текстовые и графические файлы и заняться их обработкой. Время верстки полосы существенно сократится.

Композиционно-графическая модель — воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:

  а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;

  б) шрифтовая политика;

  в) подача иллюстраций и инфографики;

  г) использование изобразительных средств второго плана (подложек, рамок, линеек и др.).

КГМ складывается из ряда элементов:

  1. Размерные характеристики полосы (ее формат, формат набора, количество колонок, стандартный пробел, модульная сетка).

  2. Структура тематики (организация содержания газеты, распределение материалов по разделам, рубрикам с учетом их тематики, жанров) и композиции полосы.

  3. Логотип издания – это то, что в первую очередь заявляет об имидже газеты, выделяет ее среди других, это мощный графический элемент для первой полосы. Логотип – это собственно название издания, выраженное в графической форме, в целом – это жесткая композиция, состоящая из нескольких элементов. А именно: собственно название, обозначение вида издания, выходные данные, графические элементы. Вид издания – это сообщение о том, какая именно газета (ежедневная, вечерняя, краевая, народная). Выходные данные: год издания, порядковый номер, дата. Графические элементы: линейки, рамки, подложки, рисунки и даже фотографии, хотя может быть создана композиция и без графических элементов. Высота логотипов колеблется от 6 до 10 см. Оптимальное размещение логотипа наверху полосы.

  4. Колонтитул. Его составляющие: логотип или название газеты, набранное каким-то другим шрифтом, порядковый номер страницы и дата выхода данного номера газеты.

  5. Блок «адрес и служебные сведения» размещается через всю ширину последней полосы внизу или вертикальной колонкой (в журнале «Молодежь Алтая» - на второй полосе во всю ширину, в журналах «Космо», «Шейп» - вертикально на второй полосе – тенденция в многостраничных журналах). Информационный объем данного блока различен в разных изданиях, но основная часть его – одинакова для всех, поскольку определена Законом РФ «О СМИ». Логическая последовательность в изложении необходимых данных:

  • Титульные и текстовые шрифты.

  • Заголовки и другие элементы заголовочного комплекса.

  • Иллюстрации и инфографика. Компьютерные технологии позволяют не только более активно применять иллюстрации самых разных видов и жанров (штриховые и полутоновые рисунки, фотографии, коллажи, фотоколлажи, фотомонтажи, различные виды информационной графики), но самое главное – использовать сложнейшие приёмы их обработки и представления. Иллюстрации могут иметь любую конфигурацию – прямоугольника, треугольника, кру­га, овала и т. д. При их постановке можно применить любой угол наклона (вправо и влево), задать любое обтекание текстом, выбрать фон или заказать полуто­новое изображение в виде графики (фотографика) и т. д., и т. п. Практически нет ни одной оформительской задачи, которую сегодня не смог бы выполнить дизай­нер, владеющий различными программами вёрстки и обработки иллюстраций.

  • Особые текстовые блоки: анонсы, Лиды, постскриптумы, выносы в тексте, авторская подпись и географическая ссылка.

  • Линейки и рамки.

  • Оформительские детали: буквица, украшения.

  • Реклама. Рекомендации: не использовать в рекламе шрифты, выбранные для набора основного газетного текста и заголовков. Основной принцип подачи частных объявлений в газете определен самим названием этого вида рекламы – рубрика (рубричная реклама). Подача ее должна быть проста и лаконична. Выбирая место на полосе для размещения рекламы, придется помнить о заинтересованности рекламодателя в эффективности рекламы.

    Современные тенденции оформления газеты.

    • ограничивается количество шрифтов, газета не должна быть слишком пестрой.

    • подача иллюстраций. Роль фотографии возрастает. Фото зачастую как самостоятельный материал на страницах газеты. Первая страница перешла в роль обложки (журнальный прием подачи на первой полосе). Типичный для формата А3 заглавный снимок.

    • происходит смена формата колонок. Пр.: для аналитики используются колонки пошире

    • редизайн- переоформление. С 2001 года началась таблоидная революция. Таблоидом раньше считалась желтая пресса, сейчас он снял эту негативную оценку.

    • Большинство местных газет формата А3 выбирает сегодня шестиколонную верстку. Ее преимущества: экономится газетная площадь, появляется гораздо больше вариантов композиционного размещения материалов.

    • Оптимальное количество колонок на полосе газеты формата А2 – восемь.

    • Модульная система нашла применение и в газетно-журнальном производстве. Дизайнеры конструируют полосы журналов или газет на основе модулей, модульных сеток.

    • Газетная полоса строится на контрастах: текстовые материалы соседствуют с иллюстрационными, которые, в свою очередь, распадаются на штриховые и тоновые; информационная заметка также обязательна в газете, как корреспонденция и статья т.д.

    • Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся по сути в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц, и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений.

    • Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую. Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями.

    • многие «журнальные» приемы дизайна стали активно перениматься газетчиками. Первые полосы многих газет, особенно тех, что используют формат А3, сегодня напоминают обложки (крупные фотографии, развернутая анонсная часть, «шапки» и др.).