logo
Ответы ГОС 2013

79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).

Япония. Япония проиграла во второй мировой войне, поэтому её разрешалось тратить только 2% на оборону (у нас 30-40%), как следствие японцы вкладывали деньги в науку и инновационные технологии. Лишь в 1949 году американцы отменили цензуру в Японии, а в 1950 году были отменены квоты на выдачу газетной бумаги. На тысячу человек в Японии приводится 500 экземпляров газет. Япония одна из самых читаемых стран.

Все газеты Японии делятся на общенациональные и региональные.

Общенациональные:

1)крупнейшей общенациональной газетой является «Ассахи Симбун», она рассчитана на средний класс. Возраст аудитории до 35 лет. Тираж 8 млн.экземпляров.

2)«Иомиури Симбун» (Репортер) – 3 млн.экземпляров.

3)«Майнести Симбун» (Ежедневная газеты) – 3 млн.экземпляров.

Все перечисленные газеты имеют одну редакционную политику. Всё одинаково и позиция, и язык, и слова. Одна и та же новость является главной. Содержание одно и то же, не смотря на то, что все газеты являются частными.

4) Другую позицию занимает газета «Никкей» (промышленно-экономическая газета).

Сведения о тиражах и доходах являются засекреченными, поэтому мы можем говорить лишь о приблизительных данных по этим параметрам. Японские общенациональные газеты представляют собой очень качественно-массовые издания. Каждая из них имеет электронную версию, представленную на сайтах в Интернете.

Региональная пресса. Каждая префектура имеет свою газету, все газеты обладают крепкой материальной базой. Всю международную информацию они получают не из столицы, а от американских информационных агентств «Юнайтед Пресс Интернэшнл» и «Ассошиэйтед Пресс». Местные газеты публикуют новости более оперативно, чем это делают общенациональные. Именно благодаря этому местная пресса выдерживает конкуренцию. Кроме газет общего назначения существуют специализированные издания. В Японии более 9 тысяч журналов. Очень много тематических журналов, большое количество комиксов. Национальными медиконцернами Японии являются: Асахи; Иомиури; Майнити.

Телевидение и радио Японии. С 1926 года всем телевидениям и радио занимается одна корпорация – NHK, она живет исключительно добровольных пожертвований, от которых освобождены только пенсионеры и инвалиды. Японцы очень много смотрят телевизор. NHK - общественная корпорация. Частные телекорпорации - мелкие, региональные и не имеют популярности. Национальная радиосеть - «Нэшнл Рэдионетуорк». Телевизионная сеть Эн-Эйч-Кей – общественное телевидение. Вещание «Эн-Эйч-Кэй» состоит из двух общего и образовательного телевещания.

Коммерческие телевизионные компании. В распоряжении коммерческих компаний находятся лишь отдельные местные студии с весьма небольшим радиусом действия. В Токио работает до десятка телестанций, а в каждой префектуре – по одной – две станции. Характерной особенностью частного коммерческого телерадиовещания Японии является его подразделение на зоны, то есть объединение компаний в теле- и радиозоны вещания во главе с ведущими центрами при сохранении финансовой самостоятельности отдельных участников.

Информационные агентства. Японские издания пользуются услугами четырех информационных агентств: двумя местными – Киото Цусим и Дзи Дзи Цусим; и двумя зарубежными Associated Press и United Pres.

Национальные газеты пользуются местной информацией и берут информацию о зарубежных новостях у AP и UP. Региональные издания берут информацию у AP и UP. Сегодня Япония - одна из самых читающих стран мира, поэтому здесь достаточно высокие тиражи. Японцы предпочитают общенациональные качественные газеты. Их особенность в том, что они имеют сходное содержание и одинаковые традиции изложения материала. Большинство жителей Японии считают материалы газет точными и проверенными. Кроме того, у японцев сильна преемственность: если родители маленьких японцев выписывают определенную газету, то и эти маленькие японцы, когда вырастут, станут выписывать эту же газету.

Китай. Богатейшая история прессы Китая, тесно связанная с историей страны. Первая китайская газета «Дибао» появилась 1200 лет назад в годы правления Тай династии. Однако современная печать получила бурное развитие лишь в 20-м веке в связи с масштабным экспериментом, суть которого в переходе экономики от плановой к рыночной при господстве государственного и партийного аппарата. Сегодня в Китае самый большой в мире тираж газет и самое крупное по объемам вещание. 1949 – провозгласили КНР. Была партийная печать по советской аналогии. Главная газета «ЖеньМинь Жибао» (Народная газета). Основана была в 1948 году. К ее образованию и названию причастен Мао Цзе Дун. С 1949 года это общенациональная китайская газета. Сейчас – холдинг. 1967-1976 – культурная революция в Китае происходила. Закрыли телевидение, потом показывали одно и то же. СМИ переживали жуткие времена, становились однообразными, как в СССР. 80е гг – происходят изменения со сменой правительства. Они внесли элементы рынка в социальный строй. Появилась не партийная печать и дочерние газеты (они были посвященные экономике). Первая корпорация печати появилась в 1996 году – «Гуаньчжоу Жибао». China Daily - китайская ежедневная общественно-политическая газета, которая издаётся компанией «China Daily Group». Региональные: Сицзан Жибао, Синьцзянь Жибао, Нэйменгу Жибао, Чапчал Серкин.

Радио и ТВ. С 40х гг. существует в Китае радио. Радио для многих стало единственным источником информации. Ввели практику радиоприемных операторов (специальный человек слушал новости и потом рассказывал их в соседних деревнях, где не было радио). 1958 – появилось телевидение. Это относительно поздно. Оно было государственным, состояло из 10 каналов (5 платных и пять бесплатных). Называлось «Центральное телевидение Китая» (ССTV). Китайцы сами производят контент и сами потребляют. 80е гг. – активно проявляется массовая культура западного образца. Появляются даже скандальные материалы. Пресса рекламирует, развлекает. Появляется коммерческое вещание. Но ни одна из таких станций не вещает на всю страну. В сер. 90х для корпораций печати характерно слияние изданий (зачастую это поглощение партийными газетами непартийных). Китайская пресса постепенно переходит с уровня «объём и количество» на уровень «качество и высокая эффективность». Сегодня основой ТВ Китая являются каналы Центрального телевидения, которые финансируются за счёт бюджетных средств и рекламы. Часть каналов - платные. Пресса стала более специализированной. Появление газетных корпорации свидетельствует о достаточной зрелости рынка. После вступления Китая в ВТО на газетном рынке стали появляться иностранные газеты, увеличилась конкуренция. В 2003 году отменена обязательная подписка населения на многие издания.

Информационные агентства. Синьхуа («Новый Китай») с 1950, входит в восьмерку крупнейших в мире. Чжунго («Китайская информационная служба») с 1952.

Интернет. Интернет с фильтрами у них. Под запретом: ВВС, Рейтер, Нью-Йорк Таймс. Так же стоят фильтры на слова: правозащитник, террорист, Тибет и т.д. Чтобы выйти в интернет, нужно написать заявление, пройти проверку на благонадежность. В фирмах общие е-мейлы. В целях бизнеса для выхода на зарубежные сайты так же нужно написать заявление, рассказать, как долго будешь на сайте и зачем. Больше китайских сайтов, они начинают теснить англоязычные. Можно выйти в Интернет через Тайваньских провайдеров, тогда можно везде выйти, но китайцев за это сажают.

Сегодня: Последнее 25-летие можно считать вершиной развития кит журнальной периодики. С точки зрения разнообразия, числа тиражей и влияния на общество она не имеет прецедента в мир истории. В наст время в Китае уже все ИА, газеты, центр т/станция активно используют Интернет. По данным Китайского центра информационной статистики, свои странички в Интернете имеют 127 изданий страны.