logo
Ответы ГОС 2013

6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.

История всей отечественной журналистики началась с 1702 года, когда вышла газета «Ведомости». На периодизацию истории отечественной журналистики 20 века существует несколько точек зрения. Например, Ясен Засурский выделяет 5 периодов развития отечественной журналистики:

1. С 1920 г. по 1985 г. – советский период.

2. С 1986 г. по 1990 г. – пропагандистская машина, ориентированная на гласность.

3. С 1991 г. по 1995 г. – независимые СМИ «Золотой век российских СМИ».

4. С 1996 г. по 2000 г. – экономико-политическая система.

5. С 2000 г. по сей день – «Великая Россия».

На мой взгляд, эта периодизация неполная в силу невключенности первых двадцати лет 20 века. Кроме того, функционирование СМИ в 1 период слишком различно, чтобы включать их в один период. Периодизация журналистики 20 века должна выглядеть таким образом:

1 период: с 1900 по 1914 гг. – устойчивый дореволюционный этап. С 1914 г. по 1917 г. – неустойчивый дореволюционный период.

2 период: с февраля 1917 г. по октябрь 1917 г. – между двумя революциями

3 период: с 1917 г. по 1922 г. – революция, гражданская война и интервенция

4 период: с 1921 г. по 1928 г. – эпоха НЭПа

5 период: с 1928 г. по 1941 г. – эпоха первых пятилеток

6 период: с 1941 г. по 1945 г. – эпоха ВОВ.

7 период: с 1946 г. по 1953 г. – послевоенный период

8 период: с 1955 г. по 1965 г. – оттепель

9 период: с 1965 г. по 1985 г. – застой

10 период: с 1985 г. по 1991 г. – перестройка

11 период: с 90-х г. по наст. вр. – постперестроечная эпоха.

Остановимся подробнее на тенденциях, характерных для СМИ каждого из указанных периодов.

Первый период: 1/5 всех изданий были общественно-политическими, заметное развитие получила региональная печать (Тифлис, Харьков, Баку, Нижний Новгород), разнообразие в идейно-политическом плане (проправительственные, т.е. за царизм «Правительственный вестник» и реакционные «Московские ведомости», либеральные «Русская мысль», «Русские ведомости», марксистский «Жизнь»). Зарождение партийной прессы (меньшевики - «Искра», большевики – «Вперед», эсеры – «Революционная Россия», кадеты - «Народный путь», «Реформа»). С появлением «Новой жизни» (большевистская газета, еще одна) начался период открытого существования легальной революционной социал-демократической журналистики, в период 1 МВ – сокращение числа газет («Правда» в 1914г.)

Второй: С первых дней Февральской революции в печати России четко обозначились три тенденции. Первую выражала буржуазная журналистика. Она считала революцию завершенной и провозглашала дальнейший конституционный путь развития страны. Но при этом обходила стороной пути решения самых насущных вопросов, волновавших массы: о войне, мире, труде, земле. Буржуазная пресса, в том числе и кадетская, выступала за продолжение войны и совместные действия с союзниками. Кадетские газеты: «Речь», «Вестник партии народной свободы».

Вторая тенденция была связана с деятельностью печати меньшевиков («Новая жизнь», «Рабочая газета»), эсеров («Воля народа», «Труд»), анархистов («Черное знамя») – основной части социалистической журналистики. Она призывала к сотрудничеству с Временным правительством за предотвращение возможных путей наступления на демократические свободы. Журналистика этих социалистических партий выражала недоверие большевикам, несогласие с их политикой, преследовавшей цель установления диктатуры пролетариата.

Третью тенденцию выражала большевистская пресса («Правда», «Социал-демократ»). Она отстаивала идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, критиковала социалистические партии за их несогласие с платформой большевиков, обвиняла меньшевиков и эсеров в примиренчестве, соглашательстве с Временным правительством. Большевистская печать выступала как идеологическая и организующая сила в сплочении трудящихся ради победы революции. 27 апреля 1917 г. Временное правительство приняло Закон о печати, провозгласивший беспрепятственный выпуск, распространение и торговлю печатными изданиями любых политических направлений. В социалистической прессе появляются новые лево- и правоэсеровские, анархистские издания, растет сеть солдатских газет, а также органов на национальных языках. Укрепление позиций печати буржуазных партий («Биржевые ведомости», «Речь»). Бурно развивалась региональная печать, особенно в Центральном Черноземье, Ставрополье, Сибири. Журналистика России вступала в Октябрьскую революцию 1917 г. как многопартийная многонациональная дифференцированная система, имевшая в своей структуре газеты и журналы, рассчитанные на имущие классы, массового городского читателя, молодежь, творческую интеллигенцию, солдат, крестьян, женщин. В типологии российской периодики были представлены также профессиональные, литературные, сатирические издания.

Третий: выпуск декрета «О печати» 27 октября 1917 г. (суть: закрытию подлежат лишь органы прессы, призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению правительству), декрета «О введении Государственной монополии на объявления» (цель: лишение оппозиционной прессы, в первую очередь, буржуазной, источников дохода). Протесты привели к тому, что в январе 1918 г. Совнарком принял Декрет «О революционном трибунале печати» (суть: решение о закрытии издания, вынесенное рев. трибуналом не обсуждаются и пересмотру не подлежат), национализация полиграфической базы буржуазных изданий (передача в собственность больш. изданиям). Т.е. в первые месяцы, планомерное и последовательное уничтожение оппозиционной прессы. В сентябре 1918 г. было создано Российское телеграфное агентство (РОСТА) под руководством П. М. Керженцева. РОСТА: появились стенные газеты РОСТА, «АгитРОСТА», «Окна РОСТА» (Маяковский) - специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920, это сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Радио – сведения о мероприятиях правительства и положении на фронте, «Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР». 1918 – организация радиотехнической сети в стране, 1 марта 1920 года сдана в эксплуатацию станция на Шаболовке (радиус действия – 2 тыс. км), новейший канал связи, передача оперативных данных. В годы Гражданской войны особая роль отводится пропаганде красноармейцев и белогвардейцев. Белогвардейская печать – на фронтах гражданской войны, «Голос Сибирской армии», «Вестник Донской Армии». Официальная печать: «Вольный Дон», «Вольная Кубань», поддержка белого движения. Газеты общеполитического направления: «Великая Россия» (Ростов-на-Дону), «Голос жизни» (Керчь), «Голос Юга» (Полтава). Идеологическая борьба с большевизмом. На стороне «белых» была интеллигенция, подогревавшая интервенцию, профессиональные журналисты, много газет, НО из-за разрозненности на всех уровнях и игнорирования интересов широких масс, они проиграли. После изгнания оппозиции из страны окончательное утверждение однопартийной прессы, создание советской системы СМИ.

Четвертый: НЭП провозглашен на 10 съезде партии. Для НЭПа характерен допуск частного капитала, использование наемного труда и либерализация экономики в целом. Начинают выходить «Труд», «Батрак», «Рабочая газета», «Вечерняя Москва», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «Беднота», «Гудок». Но во второй половине 1922 г. печать оказалась в состоянии кризиса. Переход к НЭПу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы, ее полиграфическую и техническую оснащенность. Кроме того, сказались как недостаток журналистских кадров, так и плохая профессиональная их подготовленность. Это наглядно проявилось после перевода периодических органов на хозрасчет, самоокупаемость, существование на средства от подписки. После принятия декрета «О введении платности газет» в конце 1921 г. количество газет стало сокращаться. На базе «Рабочей газеты» были созданы журналы, сначала выпускавшиеся как приложения к газете: «Крокодил», «Работница», ежемесячный научно-популярный журнал «Хочу все знать», ежемесячный детский журнал «Мурзилка», еженедельный иллюстрированный журнал «Экран», «Листок рабкора». Большой популярностью среди транспортных рабочих пользовался «Гудок». Читателей привлекала лаконичность выступлений, простота изложения событий, доходчивый, живой язык. Рифмованные заголовки («У Савки в лавке», «Операции кооперации», «Накупишь на кукиш»), стихотворные фельетоны Зубило (псевдоним Ю. Олеши), материалы рубрики «Рабочий фельетон» создавали предпосылки для появления в «Гудке» сатирического отдела. Успех ему могли принести молодые талантливые публицисты и поэты, работавшие в газете и активно сотрудничавшие с ней: И. Ильф, Е. Петров, Мих. Кольцов, В. Катаев, К. Паустовский, А. Безымянский, Э. Багрицкий, С. Маршак и др. Именно они стали создателями отдела «Рабочей жизни», или знаменитой «четвертой полосы “Гудка”», получившей очень скоро широкое признание. Четвертая полоса «Гудка» заложила фундамент школы советского фельетона, стала колыбелью сатирического таланта многих выдающихся писателей и публицистов страны. В сер. 20-х рост получает республиканская периодика, начинается процесс дифференциации печати, появляются первые издания для крестьян, молодежи, работников народного образования. В 1924 г. из Москвы начались регулярные радиопередачи информации РОСТА для местной печати. Шел поиск приемов, форм и методов работы специально для радио. Так, в результате творческого сотрудничества группы журналистов родилась радиогазета, положившая начало массовому радиовещанию. Он содержал приветствия, телеграммы РОСТА, статью на международную тему, московскую информацию, новости науки и техники, радиофельетон, объявления в 1925 г. на базе РОСТА образовали ТАСС. Количественный рост журнальной периодики в 20-х, складывание толстого советского журнала в первую пятилетку («Красная новь» Воронского, сотрудничал Горький – объединение молодых и известных писателей, литературная преемственность).

Пятый: сложилась четкая дифференциация прессы – центральные и областные руководящие («Правда», «Беднота»), центральные и областные массовые («Труд»), городские и районные («Социалистический Донбасс»). Сокращение количества журнальной периодики в 30-х. СМИ функционировали в рамках тоталитаризма, жесткого контроля (ГлавЛит). Начало работы пропагандистской машины (СМИ создают культ личности Сталина, 3 мифа (о счастливом рабочем, о монументальности Сталина, о светлом будущем). Борьба с инакомыслием (репрессии 1937-1938 гг., реализация принципа революционной бдительности в 30-х г. в освещении врагов народа в разгромном свете, борьба со стремлением врагов народа попасть в СМИ, массовый характер полит. процессов и др.). Новые формы работы СМИ: рабселькоровское движение, смотры производств и быта рабочих (очерки Б. Полевого в «Правде»), переклички, заочные совещания и конференции, выездные редакции («Комсомольская правда» на новостройках, «Правда» в сельских районах), заочное обучение на страницах «Комсомольской правды». Возникновение лагерной прессы («Перековка» не подлежала распространению вне зоны). Радио выходит на 1 план (начало всесоюзного вещания в 1937 г., предварительная цензура радиопередач, увеличение числа разл. радиогазет). Первые шаги делает ТВ (в 1934 г. – 1 передача, а в 1939 – регулярное ТВ-вещание). Путевые и индустриальные очерки в публицистике 1930-х годов (М. Шагинян «Советское Закавказье», А.М. Горького «По стране Советов», Ф. Гладков «Письма о Днепрострое»). Тема «великого-маленького» человека в публицистике А.М. Горького. Развитие советского газетного фельетона в творчестве М. Кольцова, А. Зорича, Л. Сосновского.

Шестой: перестройка печати преследовала цель создать на фронте массовую солдатскую печать, широкая сеть которой позволила бы осуществить влияние на каждого воина; пополнить фронтовую прессу журналистскими кадрами; создать новые органы печати. Сокращение гражданской печати, тиражей и объемов. Военная пресса была хорошо дифференцирована для каждый войск. Ведущее издание «Красная звезда» (аудитория - средний и старший офицерский состав, журналисты - П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург). Партизанская пресса (в тылу врага) «За Советскую Украину», «Коммунист». На начальном этапе войны была предпринята попытка издания газет, рассчитанных на разложение войск противника (идея не принесла результатов, их выпуск был заменен на листовки, обращения, плакаты). Немецкая пропаганда на оккупированной территории: «Речь», «Смоленский вестник». Увеличился объем радиовещания, в т.ч. на иностранных языках. Шел процесс создания фронтовой корреспондентской сети. Основы организационной деятельности журналистов на войне были разработаны в положении «О работе военных корреспондентов на фронте» и в постановлении «О работе на фронте специальных корреспондентов центральных газет и ТАСС». Право иметь постоянных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольской правде». Организация радиопередач нового типа: «Слушай фронт!», «Письма с фронта». ТАСС снабжал фотохроникой («Окна ТАСС» - карикатуры на немецких вождей). Создание СовИнформБюро (24 июня 1941 г.) как монополиста на весь объем и содержание информации и сводок новостей. Первоначально оно состояло из 6 отделов, к 1944 г. стало 11 отделов. Оно работало в 3-х направлениях: руководство освещением международных событий; организация контрпропаганды; освещение событий, военных действий, составление сводок новостей. Ну и жесткая цензура (расстрел всех кто не подчинялся).

Седьмой: главное – перестройка на мирные рельсы. 20 июня 1945 г. – постановление о дальнейшем развитии газет (обозначен твердый график выхода газет, увеличение штата редакции и числа собкоров, восстановление и увеличение корреспондентской сети). Многочисленные партийные директивы призваны были контролировать СМИ. «Культура и жизнь» - орган отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Выполняла функции директивного органа, указания которого обязательны для исполнения. Стала инициатором кампании против журналов «Звезда» и «Ленинград» в 1946 г., многих деятелей культуры и искусства (Ахматова, Зощенко, Шостакович). Кампания по борьбе с космополитизмом в 1948 г. (Рубинштейн). Реорганизация структуры ТАСС, появление республиканских отделений агентства, расширение службы зарубежной информации. После войны возобновляется телевещание. К началу 50-х г.г. его роль заметно возрастает. Вводятся в действие передвижные телевизионные станции (ПТС) – первая внестудийная передача с матча на стадионе «Динамо». В Центральной студии телевидения создаются редакции по образцу газет и радио: промышленности, сельского хозяйства, спорта, науки, пропаганды. 1954 г. – первый телевизионный очерк о строительстве электростанции на Ангаре, автор Е. Рябчиков. Ежедневным становится московское и ленинградское телевидение, вступает в строй Свердловская студия телевидения. Растет объем радиовещания. Основные темы: восстановление народного хозяйства после войны, выполнение нового пятилетнего плана, международная проблематика (Нюрнбергский процесс, движения в защиту мира, строительства социализма в странах Восточной Европы, Корее, Китае).

Восьмой: Начало «оттепели», доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях». Характерные черты «оттепели» - это непоследовательность и ограниченность реформ, обратимость «оттепели» и не доведенная до конца десталинизация (при Брежневе началась ресталинизация). Конец 50-х г.г. – I Всесоюзный съезд советских журналистов. Приветствие ЦК КПСС: «Журналисты – подручные партии». Создание Союза Журналистов СССР. Увеличение количества изданий и их тиражей. Появление новых газет и журналов: «Советская Россия», «Молодая гвардия», появление в 1962 г. радиостанции «Юность», появление новых ТВ-передач, начало ежедневного вещания в 1956 г. Появление ИА «АПН» (Агентство печати «Новости»). Гл. задача АПН – формирование имиджа СССР за рубежом, PR-функции, продвижение советской инфо за рубеж. Это общественное ИА, находящееся под колпаком гос-ва. Яркие издания «Известия» Аджубея и «Новый мир» Твардовского. Обобщая: положительные тенденции – появление новых тем и жанров, аналитичность и дискуссионность публикаций, но в рамках системы, новые формы работы с читателями, отход от схематизма (касается очеркистики). Отрицательные тенденции – СМИ – инструмент идеологического воспитания масс, журналисты – подручные партии, сохраняется мифологизация общественного сознания, всесильность цензуры.

Девятый: начинается экономическая реформа (ликвидация совнархозов, создание отраслевых министерств, выравнивание условий экономической деятельности и улучшение системы оплаты труда, сращивание теневой экономики и административно-хозяйственным аппаратом и правоохранительными органами) в результате чего происходит падение экономического потенциала страны, НО пресса об этом молчит. Гл. тенденция во всей общественной жизни – консервация. Она подавалась как стабильность, т.е. положительно. В этот период с новой силой заработал ГлавЛит (новые указания о цензуре, выпуск перечня запрещенных книг). Годы «застоя» - это начало 3 волны эмиграции, произведения запрещены к печати. СМИ выполняли 3 основные функции: тотальный охват потенциальной аудитории, сообщения должны были наполнять все емкости СМИ, устранение контрсообщений. Действовала добровольно-принудительная подписка. Знаменателен для печати 1984 г. –1 цветной журнал «Собеседник», большие тиражи имели «Крестьянка», «Работница». Прорыв: издание ежемесячного иллюстрированного журнала с приложениями в виде грампластинок. В начале 80-х г. радиовещание велось с учетом часовых поясов. ТВ в эпоху «застоя» расцвело, в 1967 г. – появление цветного ТВ, с 1976 г. – переход на круглосуточное вещание. Четкая структура новостей: парт.съезды, эконом.новости, м/н новости, спорт, погода. Отличит.черта ТВ этого периода – «политическая стерильность». Упоминаем об уникальном явлении – САМИЗДАТе (диссидетство, насильственная эмиграция, книжки малых тиражей, ручной переплет, распр-е из рук в руки). Периодические издания САМИЗДАТа: «37», «Рокси», «Часы», «Диалог», «Хроника текущих событий».

Десятый: новый курс партии: гласность и перестройка. Гласность открыла не только новые возможности для СМИ (анализировать события и явления, поднимать серьезные проблемы и предлагать пути их решения). На первый план в СМИ выступали задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм, но и новые проблемы (интересы КПСС защищал ГлавЛит, НО уход от предварительной и усиление последующей цензуры). Печать: увеличение количества изданий, рост тиражей, многонациональная печать, рост популярности литературно-художественных журналов («Литературная газета», «Литературная Россия»), «альтернативная пресса» как отражение свободы слова и плюрализма мнений (в её структуре религиозная, общественно-политическая, литературная пресса). 1990 г. – изменение статьи Конституции о руководящей роли КПСС – ликвидация монополии КПСС на издание СМИ. Первые негосударственные и независимые СМИ: радиостанция «Эхо Москвы», «Телеканал 2х2», газеты «Куранты» и «Независимая газета». Реклама – главный источник дохода для частных изданий. Публикация ранее «запрещенной» литературы («Архипелаг ГУЛАГ», «Доктор Живаго» Пастернак и др.). Разрушение единого информационного пространства Советского Союза. Помимо ТАСС и АПН появляются новые информагентства: «Интерфакс», «Постфактум», «ИМА-Пресс» и др. «Интерфакс» основан в 1989 г. и уже за год по достоверности и оперативности информации вышел на первое место среди негосударственных агентств, показал высокопрофессиональную работу в дни путча. С начала 90-х в журналистике три направления: политические, но не связанные с какой-либо организацией («Московские новости», «Известия» и др.), новые общественно-политические деловые («Коммерсант», «Сегодня» и др.) и партийные издания (Правда). Проведение первых телемостов (1986, 1988 гг.).

Последний: принятие закона «О СМИ», которое регулировало их деятельность (описывать закон не буду, сами почитайте вкратце). Отмена цензуры (ликование журналистского сообщества), приостановка издания «Правды» (типа она поддержала ГКЧП, Ельцин её прикрыл на мал. период времени). Формирование многопартийной системы СМИ («Левая газета», «За Родину, за Сталина» и др.). Появление новых типов печатных СМИ: деловая пресса («Коммерсантъ», «Финансовые известия»), рекламная пресса («Всё для вас», «Из рук в руки»), экологические издания («Зелёный мир»), религиозная печать («Радонеж», «Русь православная»). Участие иностранного капитала и иностранных компаний в создании СМИ. Рост бульварной прессы. Развитие региональной журналистики. Возвращение в Россию изданий русской эмиграции. Журналы «Посев», «Грани», «Континент» в системе российской журналистики (это журналы рус. эмиграции). Создание сети региональных телестудий. Переход к прямому эфиру, теледебаты и телемосты, альтернативные передачи и альтернативное телевидение (рассказываем об НТВ до Путина). Расширение международного радиовещания («Голос России»). Преобразование в информационной службе общества («Интерфакс», «Постфактум», «ИМА-Пресс», «ИТАР ТАСС»). Широкое распространение рекламы на телевидении и радио. Начало развития Интернет-технологий. Начало информационных войн (чеченская кампания, НТВ давало трибуну террористам). Создание крупных медиа-холдингов (Газпром-медиа, Ред-медиа, СТС медиа-холдинг. Государственное доминирование в СМИ и свобода слова. Становление общества потребления и проникновение стандартов массовой культуры в различные сферы общественной жизни, в том числе и в журналистику.

Таким образом, мы выделяем этапы развития отечественной журналистики в непосредственной связи с историческими событиями, которые определяли вектор развития литературы и журналистики в то или иное время.