logo
Ответы ГОС 2013

32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)

Крупнейшие транснациональные мегамедиакорпорации – это многоступенчатые предприятия СМИ, действующие на различных рынках – вещательном, печатном, кинопроизводства, звукозаписи. В число мегамедиакорпораций до 2002 года входили следующие концерны: АОЛ – Тайм Уорнер; Бертельсманн; Ньюз корпорейшн; Виаком; Вивенди Юниверсал; Уолт Дисней.

AOL-Тайм Уорнер. Образовалась из слияния в 90х Time и Worner. В начале 2000х к ним присоединилась AOL и получился самый большой медиамагнат в мире. Time Worner принадлежала Тэду Тернеру (он предложил СиЭнЭн и кабельные каналы «Тернер Брэдкастинг»). AOL принадлежат он-лайн сервисы. Worner принадлежат видеокомпании. Time принадлежат газета Time, Life и т.д. Time Warner - AOL имеет: киностудия братьев Уорнер, глобальная сеть новостей CNN, интерактивные услуги (America online ); телесети (Turner broadcasting, Home Box Office); издательская группа (Time Inc., Time Warner Trade Publishing); звукозаписывающая компания ( Warner Music Group ); кинокомпании (Warner Brothers, New Line Cinema); кабельные системы (Time Warner Cable, CNN).

Уолт Дисней Компани. Благодаря усилиям братьев Дисней появилась в 1923 г. Важнейшие подразделения корпорации сегодня: общенациональная телерадиовещательная сеть ABC; спортивные телесети ESPN; несколько парков развлечений внутри и вне США (это способствовало популярности видеопродукции компании, различных товаров с ее символикой). Другие компании, входящие в корпорацию – Walt Disney Pictures, Miramax, Hyperion Books, Walt Disney World.

Бертельсманн. Карл Бертельсманн основал в 1п.19в. книжное издательство, которое стало основой медиакорпорации. Но это не медийный, а сопутствующий бизнес. Концерн Bertelsmann начал изменение ассортимента продукции уже во 2п.20в. Входят: амер. издательства Bantam Books, звукозапис.компания RCA Records, слияние с RTL, клуб Bertelsmann в Китае, медиамагазин «БОЛ», действующий на рынках Германии, Нидерландов, Великобритании, Испании.

Так же они решили создать международную академию журналистики в Гамбурге (на основе современных методов).

Ньюс Корпорэйтед. Мощный медиаконцерн Руперта Мердока. Основана на основе региональной австралийской газетыЭйдилэйд Ньюз в 1950-х. Компания издает: качественную ежедневную «Times», воскресную «Sunday Times», «Сан», «News of the World», The New York Post. А так же ТВ Fox, 20 век Fox в США. Совладелец London Weekend Television, British Sky Broadcasting. Так же ей принадлежит MySpace. Мэрдок первый предложил создать газеты для планшетов Apple.

Виаком. Во главе корпорации стоит Самнер Редстоун. Ведущие бренды: одна из крупнейших телесетей США CBS и телеканал MTV. Корпорации также принадлежат: киностудия Paramount Pictures , Blockbuster , аудиторное бюро Simon & Schuster .

Вивенди юниверсал. Компания Жана-Мари Месье. Изначально была французской компанией водопроводов. С 1980 года компания выходит и на рынок медиакоммуникаций. Владеет: первым каналом платного ТВ в Европе Canal +, телекоммуникационной компанией Cegetel, телеприставкми NetHold.

Microsoft. Одна из крупнейших транснациональных компанийпо производствупрограммного обеспечениядля различного рода вычислительной техники —персональных компьютеров,игровых приставок,КПК,мобильных телефонови прочего. История начинается с 1957 года, когда Билл Гейтс и Пол Ален создают программное обеспечение для нового персонального компьютера.

Google. Американская транснациональнаяпубличная корпорация. Компания была основанаЛарри ПейджемиСергеем Брином. Впервые она была зарегистрирована как частная компания 4 сентября 1998 года. Заявленной миссией компании с самого начала было «организация мировой информации, обеспечение её доступности и пользы для всех». Быстрый рост Google привёл к появлению большого числа продуктов, не связанных с главным продуктом компании -поисковой системой. У Google есть такие онлайн-продукты как почтовый сервисGmail, социальные инструментыGoogle+иGoogle Buzz. У компании есть и десктопные продукты, такие как браузерGoogle Chrome, программа для работы с фотографиямиPicasaи программа мгновенного обмена сообщениямиGoogle Talk.

Другие мегакорпорации: CBS Corporation (США), Viacom, Microsoft, Yahoo!!, Google, Канада – Tomson & Reuter Corporation, Independent News & Media (Великобритания), Аксель Шпрингер (Германия),Экспресс и Ринье (Швейцария), Эрсана (Франиця),Медиасет Сильвио Берлускони (Италия), Модерн Таймс Групп (Швеция), Daily Mail &General Trust (Великобритания).

Диверсификация - одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. В к. 20 в. преобладала диверсификация горизонтальная. То есть компании объединялись с крупными компаниями, действующими вне информационной индустрии (производители компьютерной техники, в индустрии развлечений и т.д.), что привело к переплетению собственности и образованию гигантских медиаконцернов.

В н. 21 в. происходили другие процессы:

- Экономические процессы пошли по пути не глобализации, а наоборот, специализации. Компании освободились от непрофильных активов. Структуру строят по принципу: Издаетльства – ТВ – Интернет. Идет создание новых структур. В России, кстати, тоже. Одна из нефтяных компаний выставила на торги «Европу+» в Оренбурге. Там, по-видимому, решили сосредоточиться на добыче нефти или вложить деньги от продажи радиостанции в более прибыльное предприятие.

- Стремление прикупить СМИ нового поколения: он-лайн, спутниковые СМИ. Например, Мэрдок сейчас сосредоточил внимание на спутниковом ТВ. Главным достижением Мэрдока стало его вторжение в Китай. Здесь не обошлось без "недоразумений". В начале 90-х Мэрдок произнес знаменитую фразу: современные коммуникации представляют собой угрозу тоталитарным режимам. После этого у Star появилисб проблемы в КНР. Решить их удалось после публикации издательским домом конгломерата книги, написанной дочерью Дэн Сяопиня, и исключением из пакета Star TV канала Би-би-си.

- Поиск нового менеджмента в СМИ (старые принципы нынче не работают). В России журналистику всегда исследовали в идеологическом аспекте. На Западе стали в эконом (а не в социальномм). СМИ теперь оценивают с позиции: рентабельно или нет?

Позитивные черты деятельности ТНК: 1) Повышение налоговых поступлений в результате деятельности ТНК; 2) Организация филиалов, дочерних компаний там, где они «больше всего нужны». Растёт занятость населения, рынок наполняется продукцией, необходимой потребителю, и т.д.

Отрицательные черты деятельности ТНК: 1) ТНК, имея сильное влияние на экономику страны, может в ряде случаев противодействовать ей, отстаивая свои интересы; 2) Часто ТНК стараются «обойти» закон (укрытие доходов, перекачивание капитала из одной страны в другую); 3) Установление монопольных цен, позволяющих извлекать сверхприбыли; 4)Диктат условий, которые ущемляют интересы страны.