62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
Устройство и правовое регулирование деятельности, например, телевидения, сильно отличается в разных странах, независимо от того, как давно там установлена демократия. Некоторые страны отдают предпочтение государственному телевидению, в других странах телекомпании и телесети принадлежат частным владельцам, в третьих существуют смешанные формы собственности на СМИ.
Обратимся к проблеме свободы СМИ, свободы слова. Наиболее фундаментальное понимание свободы СМИ заключается в том, что не должно быть никакой предварительной цензуры или необходимости обращаться за особым разрешением к властям для издания нового печатного органа.
Во Всеобщей декларации прав человека (1948) в статье 19, в Международном пакте о гражданских и политических правах ст. 19,20, Европейской конвенции о защите прав человека ст. 10. идет речь о правах человека. Декларация: каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Международный пакт о гражданских и политических правах: 1) Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2) Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору. Европейская конвенция: каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право получать и распространять информация и без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ.
В Австралии, Канаде и США основные законы, воздействующие на прессу, включая законы о клевете и вмешательстве в частную жизнь - законы субъектов федерации. В первой поправке к Конституции США говорится: «Конгресс не вправе принимать ни одного закона, ограничивающего свободу слова или свободу печати». СМИ не должны находиться в собственности или под контролем правительства. Государственная пресса порождает недоверие. Но те, в чьих руках выдача лицензий, располагают возможностью запрещать те или иные публикации или приостанавливать распространение той или иной информации. Такие страны, как Австрия, Нидерланды и Швеция обеспечивают конституционное право доступа к информации, принадлежавшей правительству. Швеция и Австрия следуют принципу, что все документы имеют общественный характер, если закон явно не относит их к исключениям. Даже когда вопрос касается информации, подпадающей под определение секретной, власти должны, взвесить соотношение между заинтересованностью общества в получении информации и необходимостью сохранения секретности. В США и Германии конституционное право доступа к информации подразумевается положениями нормативных актов, гарантирующих свободу выражения мнений и свободу печати. В США такое право есть у каждого гражданина (как утверждает Закон о Свободе информации). Великобритания - единственная страна, которая не имеет законодательства о доступе к правительственной информации.
Эффективное оружие - «экономическая цензура»:
1. Монополия на материально-производственные ресурсы (печатную краску, газетную бумагу, передатчики).
2. Лицензии на печатные СМИ.
3. Требования в отношении гарантии безопасности или гарантии выполнения контакта.
4. Правительственная реклама.
Во всех без исключения странах власти имеют право отказать в информации, которая затрагивает национальную безопасность или обороноспособность. В большинстве стран информация также подлежит неразглашению, если это повредило бы международным отношениям, процессу правоприменения, общественной безопасности, праву на частную жизнь или сохранению коммерческой тайны.
Регулирование всемирного информационного потока. Важным шагом в данном направлении явилась резолюция ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». В документе поставлен вопрос о целесообразности разработки международных принципов, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем и способствовали бы борьбе с информационным терроризмом и криминалом.
Следующим этапом на пути формирования нового мирового информационного порядка стал саммит «Большой восьмерки» в Японии в июле 2000 года. Главы государств и правительств подписавшие Окинавскую Хартию Глобального Информационного Общества признали, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. В документе подчеркивается, что усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. Необходимо также найти эффективные политические решения актуальных проблем, как, например, попытки несанкционированного доступа и компьютерные вирусы.
Интернет. Исторически сложилось так, что Интернет сам по себе никогда не был предметом государственного контроля. Чтобы установить связь с сетью Интернета не требуется никакой лицензии. Новые технологии (в лице Интернета) не только стирают различия между потребителями и поставщиками коммуникационных услуг, но и размывают границы между содержанием информации средством связи. В отношении к тому, что называется Интернет, весьма отчетливо прослеживается различие у наших, российских и у зарубежных авторов. В России предлагается закрепить следующий принцип: суверенитет над национальным сегментом Интернета принадлежит той стране, на территории которой данный сегмент размещается. Запад: киберпространство - одно из интернациональных пространств, коих, согласно работе Даррелла Менте «Теория интернациональных пространств», четыре: Антарктика, космос, открытое море и собственно киберпространство, на кот. государственный суверенитет не распространяется.
В 2000 году на конференции «Право и Интернет» были предложены следующие подходы к проблеме правового регулирования Сети:
1) Основа правового режима в киберпространстве должна определяться международным публичным правом, которое определяет общие и специальные принципы, такие, как: право на свободу информации, единый глобальный характер сети, открытость доступа.
2) Никакое государство не имеет суверенитета над киберпространством или какой-либо его частью.
В настоящее время координация деятельности сети осуществлялась общественной организацией ICANN (США). Она получила контроль от министерства торговли США, полномочия которому делегировал Пентагон, который разработал прототип Интернет. Это не нравится Бразилии, Ирану, Китаю, Норвегии, России, Саудовской Аравии. В частности потому, что именно США позволяет себе устанавливать цензуру в самом свободном информационном секторе. Делегаты Мирового саммита ООН по вопросам информационного сообщества завершили почти трехдневные трудные переговоры решением оставить США ответственными за управление главными каталогами интернета, с помощью которых веб-браузеры и почтовые клиенты находят нужные серверы. Итогом переговоров стало решение создать открытый международный форум для поднятия важных вопросов, касающихся интернета. Однако данный форум не будет иметь обязывающей силы. Новая группа, получившая название «Форум по управлению интернетом», может заниматься также любыми другими вопросами, такими, как спам и киберпреступность, в настоящее время не регулируемыми ICANN.
Международная организация журналистов (МОЖ) провозглашена Всемирным конгрессом журналистов в марте 1945 года. Основными целями МОЖ, в которую входят многие журналисты США на правах индивидуальных членов, являются защита мира, укрепление дружбы и сотрудничества между народами с помощью свободного и честного информирования общественности, защита свободы печати и прав журналистов. Высший орган - конгресс, созываемый один раз в пять лет. Организация приняла участие в ряде крупнейших международных форумов по вопросам борьбы за мир и разоружение, в многочисленных акциях Всемирного совета мира. МОЖ разработала проект документа о принципах отношений между журналистами Европы. В целях поддержки молодых журналистских организаций в развивающихся странах МОЖ учредила Международный фонд солидарности журналистов. Другая массовая организация журналистов - Международная федерация журналистов (МФЖ) - своими целями объявила защиту свободы печати и содействие высокому профессиональному уровню журналистов, сбор, хранение и публикацию статистических и других документов, представляющих интерес для журналистов. Членами МФЖ являются национальные союзы журналистов 50 стран.
Среди подобных союзов, ассоциаций и организаций следует назвать Международную федерацию периодической прессы (МФПП), основанную еще в 1910 году в Брюсселе. Своими задачами она считает защиту интересов периодической прессы, обеспечение свободного обмена информацией, разработку этических норм, защиту материальных интересов сотрудников СМИ, разработку стандартов периодических изданий.
Международная ассоциация вещания (МАВ) защищает радио- и телевещание как свободные средства выражения мысли и способствует сотрудничеству радио- и телевещательных компаний в частных, национальных и международных организациях.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.