logo
Ответы ГОС 2013

62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.

Устройство и правовое регулирование деятельности, например, телевидения, сильно отличается в разных странах, независимо от того, как давно там установлена демократия. Некоторые страны отдают предпочтение государственному телевидению, в других странах телекомпании и телесети принадлежат частным владельцам, в третьих существуют смешанные формы собственности на СМИ.

Обратимся к проблеме свободы СМИ, свободы слова. Наиболее фундаментальное понимание свободы СМИ заключается в том, что не должно быть никакой предварительной цензуры или необходимости обращаться за особым разрешением к властям для издания нового печатного органа.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) в статье 19, в Международном пакте о гражданских и политических правах ст. 19,20, Европейской конвенции о защите прав человека ст. 10. идет речь о правах человека. Декларация: каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Международный пакт о гражданских и политических правах: 1) Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2) Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору. Европейская конвенция: каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право получать и распространять информация и без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ.

В Австралии, Канаде и США основные законы, воздействующие на прессу, включая законы о клевете и вмешательстве в частную жизнь - законы субъектов федерации. В первой поправке к Конституции США говорится: «Конгресс не вправе принимать ни одного закона, ограничивающего свободу слова или свободу печати». СМИ не должны находиться в собственности или под контролем правительства. Государственная пресса порождает недоверие. Но те, в чьих руках выдача лицензий, располагают возможностью запрещать те или иные публикации или приостанавливать распространение той или иной информации. Такие страны, как Австрия, Нидерланды и Швеция обеспечивают конституционное право доступа к информации, принадлежавшей правительству. Швеция и Австрия следуют принципу, что все документы имеют общественный характер, если закон явно не относит их к исключениям. Даже когда вопрос касается информации, подпадающей под определение секретной, власти должны, взвесить соотношение между заинтересованностью общества в получении информации и необходимостью сохранения секретности. В США и Германии конституционное право доступа к информации подразумевается положениями нормативных актов, гарантирующих свободу выражения мнений и свободу печати. В США такое право есть у каждого гражданина (как утверждает Закон о Свободе информации). Великобритания - единственная страна, которая не имеет законодательства о доступе к правительственной информации.

Эффективное оружие - «экономическая цензура»:

1. Монополия на материально-производственные ресурсы (печатную краску, газетную бумагу, передатчики).

2. Лицензии на печатные СМИ.

3. Требования в отношении гарантии безопасности или гарантии выполнения контакта.

4. Правительственная реклама.

Во всех без исключения странах власти имеют право отказать в информации, которая затрагивает национальную безопасность или обороноспособность. В большинстве стран информация также подлежит неразглашению, если это повредило бы международным отношениям, процессу правоприменения, общественной безопасности, праву на частную жизнь или сохранению коммерческой тайны.

Регулирование всемирного информационного потока. Важным шагом в данном направлении явилась резолюция ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». В документе поставлен вопрос о целесообразности разработки международных принципов, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем и способствовали бы борьбе с информационным терроризмом и криминалом.

Следующим этапом на пути формирования нового мирового информационного порядка стал саммит «Большой восьмерки» в Японии в июле 2000 года. Главы государств и правительств подписавшие Окинавскую Хартию Глобального Информационного Общества признали, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. В документе подчеркивается, что усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. Необходимо также найти эффективные политические решения актуальных проблем, как, например, попытки несанкционированного доступа и компьютерные вирусы.

Интернет. Исторически сложилось так, что Интернет сам по себе никогда не был предметом государственного контроля. Чтобы установить связь с сетью Интернета не требуется никакой лицензии. Новые технологии (в лице Интернета) не только стирают различия между потребителями и поставщиками коммуникационных услуг, но и размывают границы между содержанием информации средством связи. В отношении к тому, что называется Интернет, весьма отчетливо прослеживается различие у наших, российских и у зарубежных авторов. В России предлагается закрепить следующий принцип: суверенитет над национальным сегментом Интернета принадлежит той стране, на территории которой данный сегмент размещается. Запад: киберпространство - одно из интернациональных пространств, коих, согласно работе Даррелла Менте «Теория интернациональных пространств», четыре: Антарктика, космос, открытое море и собственно киберпространство, на кот. государственный суверенитет не распространяется.

В 2000 году на конференции «Право и Интернет» были предложены следующие подходы к проблеме правового регулирования Сети:

1) Основа правового режима в киберпространстве должна определяться международным публичным правом, которое определяет общие и специальные принципы, такие, как: право на свободу информации, единый глобальный характер сети, открытость доступа.

2) Никакое государство не имеет суверенитета над киберпространством или какой-либо его частью.

В настоящее время координация деятельности сети осуществлялась общественной организацией ICANN (США). Она получила контроль от министерства торговли США, полномочия которому делегировал Пентагон, который разработал прототип Интернет. Это не нравится Бразилии, Ирану, Китаю, Норвегии, России, Саудовской Аравии. В частности потому, что именно США позволяет себе устанавливать цензуру в самом свободном информационном секторе. Делегаты Мирового саммита ООН по вопросам информационного сообщества завершили почти трехдневные трудные переговоры решением оставить США ответственными за управление главными каталогами интернета, с помощью которых веб-браузеры и почтовые клиенты находят нужные серверы. Итогом переговоров стало решение создать открытый международный форум для поднятия важных вопросов, касающихся интернета. Однако данный форум не будет иметь обязывающей силы. Новая группа, получившая название «Форум по управлению интернетом», может заниматься также любыми другими вопросами, такими, как спам и киберпреступность, в настоящее время не регулируемыми ICANN.

Международная организация журналистов (МОЖ) провозглашена Всемирным конгрессом журналистов в марте 1945 года. Основными целями МОЖ, в которую входят многие журналисты США на правах индивидуальных членов, являются защита мира, укрепление дружбы и сотрудничества между народами с помощью свободного и честного информирования общественности, защита свободы печати и прав журналистов. Высший орган - конгресс, созываемый один раз в пять лет. Организация приняла участие в ряде крупнейших международных форумов по вопросам борьбы за мир и разоружение, в многочисленных акциях Всемирного совета мира. МОЖ разработала проект документа о принципах отношений между журналистами Европы. В целях поддержки молодых журналистских организаций в развивающихся странах МОЖ учредила Международный фонд солидарности журналистов. Другая массовая организация журналистов - Международная федерация журналистов (МФЖ) - своими целями объявила защиту свободы печати и содействие высокому профессиональному уровню журналистов, сбор, хранение и публикацию статистических и других документов, представляющих интерес для журналистов. Членами МФЖ являются национальные союзы журналистов 50 стран.

Среди подобных союзов, ассоциаций и организаций следует назвать Международную федерацию периодической прессы (МФПП), основанную еще в 1910 году в Брюсселе. Своими задачами она считает защиту интересов периодической прессы, обеспечение свободного обмена информацией, разработку этических норм, защиту материальных интересов сотрудников СМИ, разработку стандартов периодических изданий.

Международная ассоциация вещания (МАВ) защищает радио- и телевещание как свободные средства выражения мысли и способствует сотрудничеству радио- и телевещательных компаний в частных, национальных и международных организациях.