logo
Ответы ГОС 2013

76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.

Информационно богатые страны – индикатором таких стран служит общий тираж ежедневных изданий и число газет на 1000 человек+показатели участия газет в рекламном бизнесе+оборот капитала газетной и журнальной периодики+доля печатных СМИ в ВВП и в валовом медиапродукте (страны перечислены ниже)

Национальные рынки печатных СМИ (основные процессы):

Три механизма вмешательства в экономику СМИ (по Пикару):

1. Привилегии – специальные программы (снижение тарифов и др).

2. Субсидии – непосредственное вложение денег правительством на производственные нужды.

3. Регулирование - контроль за собственностью газетных предприятий и создание антимонопольного законодательства.

Существуют 2 основные нац. модели печати - континентальная (европейская) – первичен комментарий) и островная (англо-американская) – факт первичен. К информационно богатым странам относятся: страны Сев Европы (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия), США, Канада и Япония. Китай не входит в этот список. В каждой стране сложились свои модели печатных СМИ. Основные тенденции:

1) Таблоидизация. Классическим примером организации доступа к массовой аудитории, хотя и ограниченной рамками определенных социальных групп, традиционно выступали таблоиды – газеты формата A3. Таблоиды выделяются в специфическую группу газетного рынка не только на основании общего формата. Термин «таблоид» стал синонимом неаналитических газет, уделяющих повышенное внимание спорту, развлечениям, скандальным материалам о жизни знаменитостей. Таблоидные издания отдают предпочтение коротким новостям сенсационного характера, большим фотографиям и крупным заголовкам. В данном контексте важно также вспомнить термин «инфотеймент» - информация+развлечение. Это характерная черта таблоидов. В современных медиаисследованиях таблоидизация рассматривается как общий для газет процесс снижения качества содержания, уменьшения разнообразия тем и изменения соотношения текста и иллюстраций в пользу последних.

Современные исследователи, определяя понятие «таблоидизация», выделяют следующие важнейшие индикаторы процесса: 1) сужение спектра освещаемой действительности, перенесение «повестки дня», формируемой таблоидами, в качественные издания; 2) упрощение текстовых форм подачи материала, усиление иллюстративности; 3) фамильярность и провокационность в обращении к аудитории; 4) монополизация рыночных структур.

Очевидно, что не во всех странах процесс таблоидизации на газетном рынке принимает одинаковые формы. Великобритания, к примеру, дает прекрасную иллюстрацию двусторонности этого процесса. С одной стороны, прежде качественные газеты типа Times и Daily Telegraph в стремлении расширить читательскую аудиторию меняют свою информационную политику, облегчая серьезные новости, предлагая больше материалов развлекательных и на темы человеческого интереса. С другой – традиционные таблоиды типа Daily Mail, Daily Mirror совершенствуют качество содержания, пытаясь привлечь более образованных и, главное, состоятельных читателей.

В странах Северной Европы таблоидизация идет «снизу»: массовые таблоиды, имея максимальные тиражи и характерный стиль оформления, стремятся к повышению качества содержания. Так возникает квалоид – особый тип массовой вечерней газеты, сочетающей стиль таблоидов с освещением широкой панорамы мировых событий, анализ серьезных вопросов внешней и внутренней политики с простым и доходчивым языком изложения.

2) Бесплатные газеты. Когда в 1995 году в Стокгольме вышел первый номер бесплатной информационной газеты «Метро», распространявшейся в общественном транспорте шведской столицы, мало кто мог предположить, что менее чем за 10 лет почти каждый крупный город Европы обзаведется подобным изданием. Существование бесплатной рекламной прессы – не новый феномен. Ее широкое распространение, как правило, приходится на времена экономического подъема. Особое распространение бесплатные рекламные издания получили в городах, где они сумели к чисто рекламным материалам добавить объявления о наиболее популярных городских развлечениях. В США такие издания получили названия «шопперов» (shoppers), поскольку были тесно связаны с рекламой крупных супермаркетов. В странах Европы бесплатные газеты сумели сочетать свое «рекламное» происхождение с информационным обслуживанием небольших городов.

3) Неежедневное чтение. Современная тенденция неежедневного чтения газет иллюстрируется стабильностью воскресного газетного рынка в Великобритании и США, возникновением воскресных газет на тех рынках, где их прежде не существовало (Норвегия). Другим проявлением данного процесса являются достаточно прочные позиции еженедельных изданий, перекидывающих своеобразный мостик от газетной индустрии к журнальной. «Спираль тиража». Поддерживая крупное по тиражу издание, рекламодатели создают условия для появления «спирали тиража». Она возникает постольку, поскольку газета с наивысшим тиражом привлекает непропорционально высокий процент объема рекламы. Таким образом, «спираль тиража» – это специфическая черта конкурентных газетных рынков, находящихся в процессе перехода к монополии. Вторая и идущие далее по порядку убывания газеты находятся в особо невыгодном положении, поскольку они получают непропорционально меньший объем рекламы по сравнению с ведущим изданием, вне зависимости от разрыва в их тиражах. Развитие первой, лидирующей газеты идет по восходящей спирали, развитие второй газеты – по нисходящей, что в результате неизбежно приводит к ее финансовому краху.

Национальные модели печатных СМИ.

В США, приоритет местных рынков. Высок интерес к местным новостям .9 типов газет: 1) общенац. ежедн. газеты; 2) ежедн. регион. газеты и газеты мегаполисов, 3)местные ежедн. газеты, 4) не ежедн. газеты общего интереса; 5) газеты нац. меньшинств, 6) газеты на языках национальностей, 7) религиозные газеты, 8) газеты для военных, 9) др. специализированные издания. Особенность - ограниченная доля общенац. газет (USA Today,Wall street journal, NewYork Times, Washington Post, New York Daily News, Chikago Tribune). Многие газетные концерны США становятся многопрофильными: превращаются в мультимедийные, действующими в сфере Интернета и телекоммуникационного бизнеса. Сегодня их определяют как объединения с профилирующими или доминирующими интересами в газетной индустрии.

Великобритания: классическая вертикаль газетного рынка, страна с идеально организованным географическим рынком. В «разделении труда» между общенациональными и региональными (местными) газетами присутствует очевидная логика: для британцев лондонская газета - источник общенациональных и международных новостей, а региональные издания «поставляют» локальные новости и рекламу местных универмагов. Причины существования общенациональной прессы в Великобритании:

1. Относительно небольшой географический размер страны.

2. Развитая с сер. XIX в. система железнодорожного сообщения.

3. Отсутствие реальной конкуренции газетам со стороны общенационального ТВ на рынке общенациональной рекламы.

4. Четкое знание рекламодателями своей аудитории.

Германия: регионализм газетной индустрии.  Основную массу газет в Германии составляют местные и региональные газеты. В общенациональном масштабе распространяются газеты надрегиональные («Бильд», «Вельт»).  Именно на наднациональном уровне все еще сохраняется конкуренция на рынке содержания. Регионализация информации - одна из важнейших характеристик современного газетного рынка Германии. 2 формы кооперации:

1. «издательства как экономические единицы» (несколько издателей скидываются)

2. частичное заимствование мелкими газетами материалов у более крупных изданий.

Газетный рынок Франции: плата за пренебрежение экономикой.

Доля прессы в экономике Франции была и остается ниже, чем в Англии и Германии. Проблема: корпоративизм типографских рабочих, замедляющий техническую реорганизацию отрасли. Современные тенденции развития парижских ежедневных газет таковы:

 1. сохранение влияния «газет высокого качества» (Le Monde, Figaro, Libération) при постепенном сокращении их тиражей;

2. завоевание преимущества среди массовых газет Parisien-Aujourd 'hui, которая отказалась от ярко выраженной консервативной линии и привлекла авторов из левого центра.

3. рост популярности тематических ежедневных газет при сохранении ими экономической стабильности; в их число входят финансово-экономические издания Les Échos (130 тыс. экз.), Tribune (90 тыс. экз.) и спортивная L'Équipe. Французской ежедневной прессе не удалось создать эффективную систему распространения.

Состояние ежедневной прессы в странах Северной Европы по-прежнему наиболее стабильное и благополучное по сравнению с другими регионами мира, однако за последнее десятилетие общее число ежедневных газет сократилось во всех странах. Недостаток ресурсов - причина концентрации производства, укрупнения газетных компаний, сокращения числа изданий. Решение проблемы: развитие кооперации на региональных рынках. В 1960 - система государственных дотаций прессе. Цель системы: сохранение максимального разнообразия в прессе. пика дотации на рубеже 1980-1990-х. В Финляндии дотации разделены на три основные категории: целевые субсидии, предоставляемые правительством, дотации партийным изданиям и дотации «газетам мнений». Дания: комплексная подписк столичных и региональных газет, продажа столичной рекламы нескольким региональным газетам. В Швеции и Норвегии происходит процесс слияния региональных газет. В Финляндии растет число изданий, находящихся в собственности газетных концернов. Тенденция к укрупнению газетных рынков в Северной Европы: небольшая читательская аудитория, ограниченный рекламный рынок привели к созданию системы государственных дотаций прессе, что рассматривалось в регионе как важнейший элемент демократии «северной модели». Особенности шведской печати: государство оказывает значительное влияние на деятельность СМИ, (по сравнению со всей Сев.Европой), но оно лоббирует не свои точки зрения, а поддерживает как раз оппозицию, чтобы в СМИ присутствовали разные точки зрения. Газета "Ваше Дело" строится на шведской системе: у них есть руководство: где и что писать, на какой странице, которое они заимствовали у шведской газеты. Алтапресс реализует шведскую модель.

Современные типы издания:

1. Таблоид – «Дейли Мейл»

2. Ежеднев.журналы новостей – «Тайм»

3. Современный массовый иллюстративный журнал – «Лайф».

4. Деловые журналы – «Фортуна».

5. Дайджесты – «Ридер Дайджест».

6. Научные журналы – «Натюр»

77. Основные модели современного зарубежного ТВ (характеристика аудиовизуального сектора СМИ, коммерческое ТВ, общественное ТВ, государственное ТВ, современные национальные модели ТВ США, Британии, Германии, Франции, Италии и стран Северной Европы).

Первые телевизионные передачи состоялись в Германии в 1928 г., экспериментальное телевещание началось в 1935 г.

Национальная модель СМИ формируется за счет законодательного регулирования, а также базируется на выработанных профессиональных стандартах и этических принципах. Три модели ТВ: Коммерческое, Общественное, Государственное. Но в чистом виде их нет. Коммерческое ТВ - это реклама, развлечения. Общественное ТВ несет функцию воспитания. Навязывание идеолог нравственности, в т.ч. религиозной – задача Государственного ТВ, это ТВ госзаказа и контроля.

Национальная модель коммерч ТВ.

США. Основная функция не идеологическая, а сервисная. Инфотеймент («информируя - развлекай»). ТВ США при создании опиралось на коммерческие возможности американского радио, основные компании которого стали финансовой и производств базой для развития ТВ. Ведущая роль в становлении телевещания США принадлежит трем радиовещательным корпорациям: NBC (Эн-Би-Си), CBS (Си-Би-Эс) и ABC (Эй-Би-Си). Главную статью дохода составляют поступления от рекламы. В наиболее популярных передачах стоимость одной минуты рекламного времени достигает 500 тыс. дол. В США порядка 10 тыс. независимых станций. В коммерческой модели ориентация на интересы и вкусы «большинства» неизбежна => в качестве основных блоков программной политики информационные и развлекательные передачи. Большая четверка американских телесетей: NBC, CBN, ABC, Fox (ЭнБиСи и СиБиЭн самые популярные).

NBCодна из старейших телесетей США. Она первой создала постоянную телесеть в 1940 году, первой ввела выпуск утренних и вечерних новостей, первой провела эксперимент с цветным ТВ, первой создала жанр телефильма, первой освоила стереозвучание, первой запустила свой Интернет-вариант в 1995 году. CBS – появилась 1928 году. Упор делают на качественный продукт.

Италия. Сначала был только гос канал, но в 1976 по нему нанесен удар: закон о создании коммерч станций (раньше они были нелег, показ эротику, стриптиз и этос). Сегод погоду в ит телесекторе делают 3 гос канала «Раи» и 3 коммерч канала "Медиасет", принад Берлускони. На их долю приходится почти 90% теле-ауд страны. MEDIASET владеет большим количеством каналов: Canale 5, Italia 1, Rete 4 + каб станция Telemilano. И еще компания владеет 3 коммерч каналами за гр: в Герм, Фр и Исп. Очень интер ситуация: Берлускони контролирует св группу и при этом контролирует и гос компанию RAI как премьер-министр. Многие эксперты бьют тревогу, что Б стал единств контролером ТВ в Италии. + Берл вернул просмотр ТВ в кафе (сериалы, спорт).

Великобритания. Коммерческое телевидение появилось в 1954 году, а коммерческие радиостанции в 1990. До этого монополистом оставалась ВВС - эталон общественного вещания.

Национальная модель обществ. ТВ

США. Это маргинальная (очень узкая) альтернатива. 1969 – закон об общественном ТВ. Финансируется государством и пожертвованиями благотворительных фондов. Главный упор на фильмы культурно-просветительского содержания и художественную классику.

Северная Европа. Коммерческая модель на службе общества. Опора на абонентскую плату, доминирование национальных программ, замкнутость национальных рынков телепрограмм. В Швеции 40 % населения смотрят обществ ТВ (SVT). Финансируется за счет абонплаты – шведы платят 200 евро в год с дома. За этот налог могут смотреть все каналы SVT, слушать обществ радио. Осн общ каналы: SVT – 1, 2, 24, Europe, Дет канал. Осн коммерч каналы: TV3 – Развлекательные и информационные программы. Канал принадлежит сети, которая вещает в Скандинавии и Балтии, в каждой стране на своем языке. TV4 – имеет приложения: для садоводов, для киноманов.

Германия. Модель публично-правового ТВ. Двусторонний контроль: со стороны суда и общественных советов. Общественно-правовое вещание оставалось единств вплоть до конца 80-х гг. 1) Группа ARD: Основана в 1950 г. путём слияния региональных телекомпаний. Управление осуществляется через совет из представителей важнейших общественно-политических организаций (партий, церквей и т. д.). 2) ZDF начал вещание в 1963 из Эшборна. Попытка создать второй государственный канал. Суд признал саму возможность создания государственного ТВ незаконным. В качестве альтернативы был создан второй, также общественно-правительственный канал – ZDF. Сегодня работа на канале направлена на привлечение более молод аудитории, в противовес консервативной АRD. Финансируется за счет сборов со зрителей, частично от рекламы. Частное ТВ также присутствет на телерынке Германии. Основные каналы: Майнц – развлекательный (с 1984 г), ВИВА – музыкальный, «Про зибен» (с 1989 г.) – фильмы.

Голландия. Есть такое понятие – базовые колонны. Их 4. Концепция 4-х колонн. Это 4 социальные группы, которыерые имеют равный доступ к эфиру. Это католики, кальвинисты, социалисты и либералы. Это самая демократичная модель вещания (сколько будет выделено эфира зависит от числа ее участников).

Великобритания: родоначальница смешанной модели ТВ. ВВС – ТВ общественное (ВВС-1,2), но имеет функции государственного. Коммерческие каналы: канал-4,5. Им присуще постоянное стремление повысить качество, это связано с высокой планкой обществ ТВ. На коммерческих каналах много сериалов. Но не США, а Австралии – про природу. Тенденции: развитие в сторону развлекательности (засилье реалити-шоу, викторин); дигитализация (переход на цифровое вещание к 2012 г.) подрывает основы общественного ТВ (отпадает необходимость абонплаты) и усиливает конкуренцию.

ВВС радиовещает на английском языке (World Service) и на 32 других языках по всему миру. Это негосударственная организация в том смысле, что она не контролируется правительством. Но по уставу ВВС министр внутренних дел может вмешиваться и препятствовать показу программ, которые кажутся правительству спорными или антиобщественными. Аудитория радио ВВС постоянно уменьшается, но радио по-прежнему является важным источником информации. У ВВС 5 британских радиостанций, 39 местных радиостанций. Национальные радиостанции специализируются в разных областях: Radio 1 передает поп-музыку, Radio 2 - легкую музыку, новости и комедии, Radio 3 - классическую и современную серьезную музыку, ток-шоу, обсуждения и радиопьесы, Radio 4 - новости, анализ текущих событий, ток-шоу и пьесы и Radio 5, открытое в 1990 году, передает спортивные и образовательные программы.

Франция: В наст время французское ТВ представляет собой смешанную модель, в которой наряду с общественно-государственными действуют и 4 коммерческих канала, принадлежащих государству, финансируются они по смешанным схемам: абонплата (самая низ в Европе - 130 $ ) + государственные субсидии + доходы от рекламы.

Общественные каналы: France-2 – пример универсального общ канала, задачи сводятся к классической формуле «информировать, развлекать и просвещать». France-3 одновременно является программой национальной и региональной. В определенные часы она передает региональные и мест новости. Во Франции уникален опыт создания общественных каналов, имеющих специализацию. Это «Пятый канал», посвященный «знанию, обучению и занятости».

Коммерческое ТВ: Canal+ – самый старый частный канал во Франции. Специфика: упор на интеллектуальные игры, спорт, музыку.