9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
Становится ясно, что мировая революция не произойдет и придется строить социализм в стране. Партия потребовала сплотить народ с помощью печати. Нужно было внушить миллионам в правильность выбранного курса. Партия поставила цель создать такую печать, которая бы формировала доверие народа к новым институтам власти. В этих условиях культура объявляется орудием идеологии, моноплизация всех средств формирования культурной жизни, всеохватывающий аппарат управления культурой, одна единая тенденция – принцип социалистического реализма, борьба со всем, что от нее отлично. По всей стране открываются новые издания, несмотря на острую нехватку бумаги и профессиональных кадров. Отличительная особенность становления власти советов – формирование такой модели СМИ, основанной на принципах партийности, классовости, идейности. Ленин: газета не только коллективный пропагандист и агитатор, но и организатор. Журналистская свобода в строго заданных идеологических рамках.
Становление однопартийной прессы (1917-27) 26 окт. (9 нояб) 1917 Совет принял Декрет о печати (вынужденный и временный хар-р), кот ликвидировал свободу печати.
Политика большевиков в двух напр.:
1. Борьба с оппозиц прессой: Методы: Декреты Нояб. 17г: Декрет о госуд монополии на объявления; янв 1918: о революционном трибунале печати (действ-л до мая); национализация типографий, контроль. Закрытие изданий (470). Конституциия РСФСР (1918) – осн. док-т гос-ва, где было подтверждены положения декрета. Ограничение на свободу слова. Она предоставлялась лишь части народа.
2. Строительство партийно-советской системы СМИ: Осн функции печати - агитация, пропаганда, организация. Лит-ра, печать – часть партийного дела, важнейший инструмент политики. Ленин сформулир. Осн. Принципы лит-ры и печати: классовость, партийность, идейность.
Принцип партийности: подчинение прессы партийным установкам – это важнейшее средство укрепления власти. Газеты воспринимались как центры проведения партийной работы на местах. Ленин говорил, что без прессы невозможно существование партии. Поэтому еще до прихода к власти большевики стремились наладить систему печати.
Принцип классовости: в его основе тезис о том, что именно рабочий класс является движущей силой революции. Поэтому печать должна ориентироваться на освещение его жизни. Хроника рабочей жизни, фабрики.
Принцип идейности: издание будет существовать, если будет заниматься пропагандой марксистских идей. Но пресса не должна быть теоретическим изданием, фельетоны, стихи – это должно быть.
Все эти принципы нашли свое отражение после революции 1917 г., при становлении Советского Союза. После прихода большевиков к власти нужно было закрепить свои позиции, убедить народ в правильности выбранного курса. Партия поставила цель создать такую печать, которая бы формировала доверие народа к новым институтам власти. В этих условиях культура объявляется орудием идеологии, монополизация всех средств формирования культурной жизни, всеохватывающий аппарат управления культурой, одна единая тенденция (прием создания реальности) – принцип социалистического реализма, борьба со всем, что от нее отлично. По все стране открываются новые издания, несмотря на острый бумажный кризис 20-х годов и нехватку профессиональных кадров. 20-е годы – «Золотой век советской ж-ки». Пресса начинает дифференцироваться: печать партийных комитетов, советов (Правда), молодежная (Юный пролетарий, Интернациональная молодежь), профсоюзов (Строитель, Рабочий-химик), крестьянская (Беднота), женская пресса (Работница). Бурно развивается журнальная периодика, происходит становление советского «толстого» журнала («Красная новь» ред. Воронский, «Сибирские огни» ред. Правдухин). “Красная новь” и “Сибирские огни” – стремились объединить возле себя разные направления, вопросы науки. Поддерживая принципы партии, стали ареной обсуждения острых вопросов. В 1923 г. принимается декрет о «радиостанции специального назначения». Начинается выпуск первых радиогазет («Красноармеец, РОСТА, Комсомольская правда»). В 1922 г. – образование ГлавЛита (осуществление цензуры), в 1925 г. – образование ТАСС. Показательны события 1922 г. в отношении инакомыслящих (сначала предупреждение, затем Ленин инициировал депортацию русских философов и литераторов). Расцвет рабселькоровского движения с 1925 г. Большое внимание большевики уделяли письмам читателей, которые помогли наладить связь с массами. Примечательно, что ни в одном документе не говорилось об объективном информировании. Национализация всех частных типографий. Отдел пропаганды и агитации – разрабатывал инструкции для редакторов газет. В отделе постоянно проводились совещания с ведущими журналистами. Например, издание “Помощь газете”, которое потом публиковало заметки с совещания. Уделяла внимание и подготовкам журналистов: курсы, институт журналистики, школы. Группы изданий:
- печать партийных комитетов, советов (рабочих, солдатских, крестьянских),
- молодежная (Юный пролетарий, Интернациональная молодежь), профсоюзов (Строитель, Рабочий-химик),
- крестьянская (ориентация на бедного читателя, материалы написаны простым языком),
- женская пресса.
1921-1927 – НЭП – допущение частного капитала, элементы плюрализма. «Смена вех» - 21г – внепартийное издание. Процесс дифференциации прессы. Печать перевоспит. массы в духе большевиков. Ликвидация неграмотности с целью воздействия на массы при помощи прессы - Правда, Известия, Труд, КП, первые прил. Крокодил, Мурзилка, Хочу все знать. Ж-лы – Новый мир (25), Октябрь(24), Пионер, Огонек, Сибирские огни (всего 1600). Становление литературно-художественного журнала в 20-е годы. В это время возникли множество литературных групп, которые стремились выразить свое мнение через печать. Большевики хотели укрепить свое влияние через него на интеллигенцию. Несмотря на кризис в первой половине 20-х годов сложилась система советской журналистики, сохранившаяся все время существования СССР. Кроме «Правды», «Известий», «Бедноты», «Экономической жизни», в числе центральных газет появились «Труд», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Учительская газета».
К. нач 30-х – утверждение тоталитарной системы, где культура - орудие идеологии и ср-во борьбы за власть, монополизация всех сфер культурной жизни, всеохватный аппарат контроля, принцип соц.реализма. Средства формирования новой системы СМИ: свобода печати только для народа (т.е. большинства), использование рабселькоров для борьбы с оппозицией и пропаганды социализма, становление партийного принципа печати всеобъемлющим. Далеко не последнее место занимает принцип революционной бдительности, который реализовывался в: 1. Освещении врагов в разгромном тоне, 2. Борьбе со стремлением врагов народа попасть в СМИ, 3. Массовости характера политических процессов, 4. Уничтожении врагов народа жестокими способами, 5. Эмоциональности в публикациях, посвященных врагам.
Пресса сама стала жертвой репрессий («ТАСС», «КП», «Известия»). В конце 30-х (1937-1938гг.) начались репрессии не только в отношении литераторов (Кольцов, Бедный), но и членов партии. В конце 30-х достигает своего апогея. Без предварительного чтения нельзя было выпустить ни одной радиопрограммы, напечатать ни одну статью. В 1938 г. принято решении о визировании передач за 1 час до выхода. Несмотря на большое цензурное ограничение и тотальный контроль, в 30-х годах советское радиовещание и телевидение совершают прорывы. В 1937 г. – начинается всесоюзное вещание, образуют единую сетку вещания. В 1934 г. – вышла первая телепередача, а с 1939 г. начинается регулярное телевещание, но с началом ВОВ, конечно, телевидение умирает. Немаловажным фактором в формировании социального строя являлись и новые формы общественной работы: общественно-производственные смотры, общественно-производственные переклички, организация соц.соревнования, выездные редакции. Все эти формы работы стимулировали людей к «трудовым подвигам». Организовывались конкурсы с целью привлечения масс к общим делам в строительстве социализма. На страницах газет по итогам соц. соревнования публиковались фамилии ударников труда, которых хвалили и фамилии нерадивых тружеников, их позорили. Тематика публицистических материалов настраивала людей на работу по созиданию «скорого светлого будущего»: НЭП, коллективизация, культурная революция, индустриализация. Политика партии – запреты и предписания. Гл.тема - строительство социализма и достижения. Принцип бдительности - борьба с внутр и внешним врагом. Для укрепления власти – районая, фабрично-заводская и большевистская печать.
Публицистика. Л.М. Рейснер. Романтика, идеализация революции. Серафимович, очерки – летопись гр. войны, коллективизации. Фурманов «Чапаев», «Фрунзе». Истоки советского фельетона. Критика частностей, но не системы. 1. Кольцов фельетон-очерк (3 дня в такси, 7 дней в загсе) документальный фельетон 2. фельетон-рассказ А.Зорич, (В. Локоть) Лев Сосновский, Зощенко, Катаев, Редек, Ильф и Петров. Допущение вымысла. Лит. Худож-ть – этим сов. фельетон продолжал трад. дореволюционного. Очерк Строфский: 1 тема - сов чел-строитель новой жизни, 2 тема- если враг не сдается, его уничтожают. Хар-на пафосность. Сугубо положит.образ героя, у кот нет личной жизни, есть только работа, коллективное.
Газета «Труд». В ней рабочий найдет ответы на все вопросы его быта, его самодеятельности на заводе. Она стала «школой коммунизма». Ежедневная «Рабочая газета», первый номер 1 марта 1922 г. Редакция ставила перед собой задачу, чтобы у рабочих «была своя газета». Для усиления связи с читателями при редакции была создана широкая рабочая редколлегия, в которую входили представители от крупных фабрик, заводов, Популярностью пользовалась массовая «Крестьянская газета». Одной из существенных сторон работы редакции была борьба с неграмотностью.
Радиовещательные организации получали право устанавливать микрофоны в театральных, концертных и лекционных залах. Во второй половине 30-х годов начинается история советского телевидения: 1 сентября 1938 г. вступил в строй Ленинградский телевизионный центр. В этом же году состоялись опытные телепередачи московского телецентра на Шаболовке. В марте 1938 г. он осуществил передачу кинофильма «Великий гражданин». Однако в предвоенные годы телепередачи носили еще только экспериментальный характер. Значительные изменения произошли в структуре ТАСС: вдвое возросла его корреспондентская сеть, постоянным становится отдел фотохроники, укрепляется международный отдел. Агентство становится участником международного информационного обмена, его собкоры представлены в Англии, Франции, США, в некоторых странах Азии и Латинской Америки.
Таким образом, теоретические принципы о прессе с успехом были воплощены при построении социализма в нашей стране. Для становления нового социального строя пресса использовалась как один из институтов тоталитарного общества.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.