49.Формы и методы государственного управления сми.
Медийная отрасль, как и любая другая, управляется двумя основными процессами - государственным регулированием и саморегулированием.
Госрегулирование. Есть 3 формы регулирования:
- правовое: (проблемы доступа к информации, судебные разбирательства, авторское право). Реализуется через законы и институт учредительства. Учредитель подает заявление в органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати РФ. Выдается свидетельство. Радио и ТВ необходимы лицензии на вещание, которые дает Федеральная комиссия по ТВ и радиовещанию или ее территориальные органы.
- экономическое: реализует антимонопольный комитет (соответствие тиража указанным цифрам, соответствие объема рекламы), антимонопольная политика, таможенная и тарифная политика (полиграфическая политика и таможенные тарифы), налоговая политика (на рекламу, с продаж, с оборота), система дотаций и субсидий. Например, функционирует "Закон об экономической поддержке районных газет" - выделены в федеральном бюджете средства на развитие материально-технической базы, оплату производства и распространения районок.
- политическое: государственные СМИ, кадровая политика. Сейчас основная форма проявления политического менеджмента - учредительство. Это проявляется на примере местных СМИ. Соучредительство областных, городских и районных администраций сказывается на содержательной стороне изданий.
Типы взаимоотношений государства и СМИ: 1. подчиненность (советская журналистика); 2. партнерство («Независимая газета») 3. «сторожевые псы» (лают на правительство).
Чтобы создать режим наибольшего благоприятствования для собственных предприятий, а так же для ряда частных лояльных СМИ, государство применяет открытые и скрытые формы дотирования. Под открытым дотированием понимается прямая финансовая помощь из федерального или местного бюджетов. Скрытое финансирование происходит в виде тарифных льгот на распространение продукта, таможенных и налоговых льгот, регулирования рекламных потоков на региональном уровне. Новая правящая элита постепенно приучает страну к необходимости вмешиваться в информационный процесс, формируя недоверие к коммерческим (частным) СМИ.
Информационное поле контролируется:
- либо через ограничение доступа журналистов к информации, (путем фильтрации сообщений через уполномоченные агентства),
- либо через засекречивание информации в интересах национальной безопасности.
Повышенное внимание политиков к масс-медиа обернулось всплеском законотворчества. В России слишком много отраслевого законодательства, противоречивого и взаимоисключающего, которое предполагает «удобные» толкования. В медийном бизнесе отсутствует внятная система наказаний. За одинаковые нарушения печатные и электронные медиа наказываются по-разному: телевидение и радио можно лишить лицензии, а печатные СМИ только оштрафовать. Нет единообразия в законотворчестве в разных регионах: чем дальше от Кремля - тем дальше от рынка.
Конституция РФ гарантирует всем субъектам рынка, независимо от форм собственности, равные права и возможности. Тем не менее, это фундаментальное положение рыночной экономики постоянно нарушается: государственные СМИ дотируются из бюджета и ведут коммерческую деятельность, имеют меньшие тарифы на одни и те же услуги по сравнению с частными и преференции в доступе к информации. Поэтому частные компании поддаются соблазну встать в очередь на госдотацию в той или иной форме.
В регионах журналисты признают, что власть поддерживает "свои" СМИ. При этом «свои» не всегда означает "учрежденные властью". Помимо бюджетных денег, на поддержку зависимых от властей СМИ идут и другие, не учитываемые в бюджете средства. Вот лишь некоторые из них:
- льготные тарифы при оплате электроэнергии, льготные почтовые тарифы и оплата коммунальных услуг по бюджетным тарифам;
- льготная аренда помещений или квартиры для руководства;
- предоставление льготных безвозвратных кредитов;
На российском рынке СМИ действует достаточно большое количество различных ассоциаций. Большинство ассоциаций декларируют очень похожие цели. В частности:
- содействовать обеспечению условий для развития издательского и телерадиорынка России;
- принимать участие в создании необходимых условий функционирования средств массовой информации в России, укрепления и развития материально-финансовой базы, обеспечения их профессиональной и творческой независимости;
- проводить семинары для специалистов на федеральном и региональном уровне в целях повышения их профессионального и творческого уровня;
- защищать права и свободы журналистов, их экономические и профессионально-творческие интересы, авторские права, честь и достоинство;
- сотрудничать с российскими, иностранными и международными средствами массовой информации и профессиональными организациями журналистов.
Некоторые ассоциации декларируют как цель также лоббирование интересов профессионального сообщества в органах законодательной и исполнительной власти регионального и федерального уровня и осуществление мониторинга действующего налогового законодательства. При этом они действуют самостоятельно, не координируя свои усилия друг с другом. Индустриальное сообщество не смогло пока выработать общие правила игры для всех участников рынка. Именно эти единые правила поведения и явились бы основой для возникновения саморегулирующихся отношений на рынке российских СМИ.
Каковы же основные причины, тормозящие развитие таких отношений? По мнению Грабельникова, российская государственная информационная политика страдает от зыбкости и аморфности идеологии, на которой она базируется. Это приводит к монополиям, превращая авторитетные издания в рупоры определенных лиц:
- по оценкам разных ассоциаций, как минимум 40% действующих российских СМИ существуют лишь благодаря прямым или косвенным субсидиям. Это означает, что значительная часть игроков на российском рынке СМИ просто не заинтересована в существовании эффективно действующих органов саморегулирования рынка;
- неверно сформулированные задачи. Вместо создания условий для дальнейшего общего развития индустрии, отраслевые ассоциации и союзы сосредоточились на выполнении либо отдельных лоббистских задач, либо на функциях защиты. Некоторые из них фактически превратились в несильные профсоюзы;
- низкий уровень доверия рядовых членов к органам управления ассоциаций и отсутствие веры в их реальные возможности;
- недофинансирование. Лишь немногие ассоциации собирают достаточное количество членских взносов для выполнения поставленных задач:
По мнению самих представителей некоторых ассоциаций, возможность консолидации профессионального сообщества на базе развития технологий, обмена опытом и лоббирования его интересов единым фронтом существует. Однако представители ассоциаций настаивают на том, что весьма важно, кто первым выступит с инициативой. Нужна фигура или организация, которую можно будет рассматривать как «нейтральную».
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.