11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
Период 1935-1941 гг. был странным в истории развития нашей журналистики. Официальная печать пропагандировала дружеские отношения с Германией, ей запрещались всяческие выпады против этой страны, ее руководства и ее политики. С другой стороны, на страницах газет велась военно-патриотическая пропаганда, писалось о необходимости быть бдительными, быть готовыми в любой момент встать на защиту Родины. В 1939–1940 гг. происходит развитие внутриредакционной структуры. Появляются новые отделы, в частности, отдел пропаганды учреждается в центральных газетах «Правда», «Красная Звезда», «Комсомольская правда». Увеличился суточный объем радиовещания. Начинается освоение телевидения, первые опытные передачи. На страницах советских газет большое внимание уделялось фашистской идеологии – Гитлер в Германии, Муссолини в Италии, фашистский мятеж в Испании. В 1939 г. между СССР и Германией был подписан пакт о ненападении в связи с чем была свернута антигитлеровская пропаганда, т.е. резкий переход от заклеймения фашистов до их полного оправдания.
Война сразу же потребовала перестройки СМИ, её цель, по словам Р.П.Овсепяна: «создать на фронте массовую солдатскую печать, широкая сеть которой позволила бы осуществить влияние на каждого воина; пополнить фронтовую прессу журналистскими кадрами; создать новые органы печати».
Создание СовИнформБюро(24 июня 1941 г.) как монополиста на весь объем и содержание информации и сводок новостей. Первоначально оно состояло из 6 отделов, к 1944 г. стало 11 отделов. Оно работало в 3-х направлениях: руководство освещением международных событий; организация контрпропаганды; освещение событий, военных действий, составление сводок новостей.В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание, первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. Оно оперативнее газеты, проще в распространении (пример – блокадный Ленинград, бумажный кризис или что-нибудь еще). Во многих городах организовываются филиалы Всесоюзного Радиовещания. Организация радиопередач нового типа: «Слушай фронт!», «Письма с фронта». В дни войны намного увеличился объем вещания на иностранных языках.
Создание военных отделовво всех изданиях и на радио.Перестройка печатиосуществлялась целым комплексом мер: сокращение числа гражданских изданий и увеличение сети военных газет, сокращение тиражей, объема изданий и их периодичности, объединение родственных изданий, сок ращение редакционных коллективов. Директивы «О мобилизации журналистских кадров в военную печать», «Об организации партийно-политической работы в условиях войны», «О работе военных корреспондентов на фронте» способствовали мобилизации журналистов на фронт. Сложилась четкаядифференциация прессы: фронтовые газеты «Суворовец», центральные издания «Красная звезда», партизанские газеты «За Советскую Украину», антифашистская пресса (цель её создания: разложение идеологии противника, НО из-за неэффективности закрыты все издания этого типа). Ведущая роль принадлежала «Красной звезде», в которой публиковались Симонов, Эренбург, Гроссман, Павленко, Толстой.Журнальная периодика: создание «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественного журнала «Фронтовая иллюстрация». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт).
Строгая регламентация журналистской деятельности: Право иметь постоянных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольской правде», Всесоюзному радиокомитету и тем республиканским и областным газетам, на территории которых проходили военные действия. Иностранные корреспонденты во многом были ограничены (не могли двигаться вслед за пехотой, получали только информацию, одобренную правительством, действовала жесточайшая цензура). В сентябре 1941 г. состоялась первая поездка иностранных корреспондентов на фронт в Ельню.Цензура: строжайшая, был ряд тем, которые нельзя было освещать (плен сына Сталина, писать нельзя о «Катюше» и упаднических стихотворений. За последнее разбирались с Ахматовой за «клевету на солдат»).Подпольная пресса. Например, в оккупационной Белоруссии издавалось 162 газеты. Самым известным подпольным изданием стала газета «За советскую Украину». Из партизанских: «Красный партизан».
Изменила весь облик советской прессы: более чем в два раза сократилось число центральных газет – до войны их было 39, а осталось всего 18. Значительно сократилось число местных изданий. Многие газеты стали двухполосными. Даже «Правда» сократила свой объем с 6 до 4 полос. Многие газеты были объединены. Так, вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство». Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты. Число республиканских, областных, городских, межрайонных газет и газет отдельных партизанских отрядов достигало трехсот названий: листок «Вести с Советской Родины», журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Большое значение приобретали в период войны листовки, плакаты, воззвания.
ТАСС:издание «Окна ТАСС» - агитационные плакаты с призывами к защите Родины (карикатуры на немецких вождей), снабжение фотохроникой, поставка новостей корреспондентам.Публицистика: Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова. Индивидуальное восприятие окружающей действительности, непосредственные впечатления сочетались в их творчестве с реальной жизнью, с глубиной переживаемых человеком событий. В годы войны активно работали публицисты: Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Василий Гроссман, Константин Симонов. Их творчество способствовало воспитанию масс в духе любви и преданности своей Родине и ненависти к фашистам.
Тема фронта вышла на первое место в советской печати. Освещение военного положения СССР и боевых действий Советской Армии неразрывно связано с темой героизма и мужества советских людей на фронте, в тылу врага,воспитание ненависти к оккупантам. Жизнь тыла повседневное широко освещалась в выступлениях центральной, местной, военной печати, в передачах радио. С первых дней Великой Отечественной войны вопросы международной жизни занимали одно из ведущих мест в советской прессе. Основными функциями СМИ были: пропаганда, агитация, организация.
Центральные и фронтовые издания публиковали все важнейшие документы внешней политики СССР. Важное место в военной журналистике занимали вопросы поведения бойцов и командиров в освобожденных странах. Были так же созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств: «Свободная Польша», «Венгерская газета». Получила широчайшее распространение фронтовая, дивизионная, полковая печать. Главная их задача – мобилизация людей, сплочение.
ТОЛСТОЙ: Тема Родины, патриотического долга перед ней заняла главное место в публицистическом творчестве А. Толстого с первых дней войны. 27 июня 1941 г. в «Правде» появилась его первая военная статья «Что мы защищаем». В ней автор противопоставил захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо он защищал свою Отчизну от врага. В грозный для страны час слова публициста звучали как призывный набат. 18 октября 1941 г. «Правда» опубликовала его статью «Москве угрожает враг». Начав ее словами «Ни шагу дальше!», писатель-публицист обратился к самым сокровенным патриотическим чувствам каждого советского человека. Исключительного публицистического накала тема Отчизны достигла в статье А. Толстого «Родина», впервые опубликованной 7 ноября 1941 г. в газете «Красная звезда» и перепечатанной затем многими изданиями. Пророческие слова писателя, содержащиеся в этой статье: «Мы сдюжим!», – стали клятвой советских воинов в трудные дни обороны Москвы. В творчестве А. Толстого – и художественном и публицистическом – тесно переплетаются две темы – Родины и внутреннего богатства национального характера русского человека. С наибольшей полнотой это единство воплотилось в «Рассказах Ивана Сударева», первый цикл которых появился в «Красной звезде» в апреле 1942 г., а последний – «Русский характер» – на страницах этой же газеты 7 мая 1944 г. ЭРЕНБУРГ: Свою главную задачу публицист видел в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его поработить, уничтожить. Статьи И. Эренбурга «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Киев», «Одесса», «Харьков» и другие вытравляли из сознания советских людей благодушие, обостряли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключительной конкретности. Публицистика Эренбурга содержала неопровержимые факты о зверствах захватчиков, свидетельские показания, ссылки на секретные документы, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев. Особого накала публицистика И. Эренбурга достигла в кризисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 г. «Красная звезда» опубликовала его статью «Выстоять!». Этот страстный клич стал ведущей темой статей «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Испытание». Цикл памфлетов «Бешеные волки» произвел на народ ошеломительное впечатление (с исключительной разоблачительной силой созданы образы фашистских главарей – Гитлера, Геринга, Геббельса, Гимлера). Значительное место в творчестве Эренбурга периода войны заняли статьи и корреспонденции для зарубежного читателя. Они передавались через Совинформбюро в телеграфные агентства и газеты Америки, Англии и других государств. Данный цикл составил часть книги «Летопись мужества».
СИМОНОВ: писал очерки, стихи, рассказы, повести. Они печатались на страницах изданий, читались перед бойцами в строю, передавались по радио. «Части прикрытия», «В праздничную ночь», «Юбилей», «Истребитель истребителей», «Песни» и другие потрясали правдой жизни, умением заглянуть в духовный мир человека, жизнь которого могла оборваться через мгновение. Симонов был свидетелем многих решающих битв и писал о том, что лично видел. Конкретный адрес присутствует уже в заголовках материалов: «В Керченских каменоломнях», «Осада Тернополя», «У берегов Румынии», «На старой Смоленской дороге». Результатом командировки в Феодосию, только что освобожденную советским десантом и яростно бомбардируемую вражеской авиацией, явился первый в творческой биографии Симонова рассказ «Третий адъютант». Сюжет его подсказала встреча с одним из десантников, твердо убежденным, что «храбрых убивают реже, чем трусов». Рассказ был опубликован в «Красной звезде» 15 января 1942 г. Симонов известен своим легендарным стихотворением «Жди меня». Вера в жизнь, в завтрашний день, в верность любви, позволявшая выдержать тяготы войны и разлуки, принесла стихотворению всеобщее признание. Сотни газет его перепечатали.
В публицистике военной поры особое место заняли очерки М.Шолохова “Наука ненависти”, “Гнусность”, его статьи “По пути к фронту”, “Люди Красной Армии”. Лейтмотивом их стала убежденность автора в том, что любовь к Отчизне окажут решающее воздействие на исход войны.
Борис Горбатов обратился к эпистолярной форме разговора с читателем. Его “Письма товарищу” несут в себе заряд патриотизма. Большинство из них были написаны, когда приходилось отступать, и линия фронта подошла к Москве. Первые четыре письма под общим заглавием “Родина” были опубликованы в сентябре 1941 в “Правде”.
Трудовой подвиг людей тыла запечатлен в публицистике Б.Агапова, Т.Тэсс, М.Шагинян. Проблемам обеспечения фронта и населения страны продовольствием посвящали свои очерки Е.Коненко, И.Рябов, А.Колосов.
В годы войны заметное развитие получила фотопублицистика. Имена фотопублицистов “Правды”, “Известий”, “Красной звезды”, “КП” А.Устинова, М.Калашникова встали в один ряд с именами публицистов пера. Усилиями опытных мастеров фотодела, литературы и графики с августа 1941 стал выпускаться лит-худ журнал “Фронтовая иллюстрация”. Почти одновременно стало выходить еще одно иллюстрированное издание - “Фотогазета”.
Таким образом, ВОВ внесла существенные изменения в деятельность и функционирование СМИ. Публицистика этого периода является одной из наиболее ярких за все время существования советской публицистики. Она являлась не столько формой творчества, сколько способом воспитания в людях патриотизма и ненависти к врагу.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.