58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
Чтобы выжить сегодня, научно-популярная журналистика должна увеличивать дозу развлекательности и все чаще в ущерб научности. Причины этого многоплановы, некоторые из них являются общими для всех стран, другие же специфичны именно для нашей страны и для современного периода ее существования. Среди общемировых причин можно выделить следующие:
• растущая сложность «перевода» большинства открытий на обыденный язык; в некоторых научных областях – практическая невозможность такого перевода;
• прагматико-потребительская ориентация современного глобализованного мира и неразрывно связанный с ней рост индустрии развлечений, что вытесняет потребность в серьезной информации.
Важность адекватного представления научных проблем в СМИ. Они связаны с факторами:
1) Экономический. Переход к информационному обществу увеличил потребность в содержательной информации и повышении общеинформационной культуры населения. В то же время в России сложилась обратная тенденция растущего преобладания развлекательной сферы. Это отрицательно влияет и на развитие экономики, так как в современном обществе и производство и заработную плату и цены регулируют в основном группы имитации уровня и образа жизни, насаждаемые наиболее влиятельными группами. Эти имитации распространяет СМИ, они основаны на установках на красивую жизнь, приводят к столкновению структур досуга со структурами труда и грозят разрушением здоровой экономической мотивацией и установкой на развитие и применение новых технологий.
2) Мировоззренческий и культурный. Отсутствие сложных текстов по проблемам науки понижает общеобразовательный уровень общества и отбрасывает его назад в интеллектуальном и культурном плане. При отсутствие научной журналистики, создается научная мифология, которая негативно влияет на массовое сознание и часто имеет массовые негативные следствие. Раскрутка новых сект под предлогом новых научных открытий.
3) Социальный. Необходимость компетентных в различных сферах журналистов, способных адекватно осветить предлагаемые в обществе реформы, проекты и представления аудитории, их последствия. Необходимо восстановление в обществе высокого статуса научной деятельности: для стимулирования науки в целом, необходимость адекватного социального портрета общества.
4) Необходимость адекватного освещения практических применений научной деятельности.
По оценкам подавляющего большинства авторов ситуация с научной журналистикой крайне неблагоприятная. И более того на журналистике лежит большая доля ответственности за кардинальные изменения отношения к науке в нашей стране. Оно выражается в следующих факторах: 1) формирования пренебрежительного отношения к науке в целом. 2) формирование квазинауки. В силу рассогласованности интересов господствующих кругов всенаучным сообществом российские СМИ тяготеют не к официальной серьезной науке, а к так называемым научным центрам. Слово «научный» данном случае носит чаще всего декоративно – прикладной характер и используется для придания специалистам среднего уровня солидности. А так же для расширения возможности пропагандистского влияния на населения. Не трудно заметить, что к обсуждению проблем в электронных СМИ привлекаются одни и те же политологи и экономисты, которые часто мелькают на страницах газет и на ТВ экранах, из этих независимых центров. В то же время существуют непризнанные мировые сообщества ученых. Даже зарубежных нобелевских лауреатов показывают крайне редко. В результате вокруг СМИ формируется не научная среда, а своеобразная кипа советников. Факторами приближения к телеэкрану являются: известность по частоте выступления в СМИ, лояльность к влиятельным политикам, пробивные качества, умение оказаться в нужном месте в нужное время.
Выстраивая подобным образом отношение СМИ с научной сферой и спекуляция штатных экспертов своими научными реалиями спровоцировали повальную защиту влиятельными людьми диссертаций с закономерным результатом – превращением большинства мелких политиков в крупных ученых и потери способности отличать настоящую науку от поддельности.
Таким образом, в России СМИ поддерживают проводимые в государстве установку на подчинение научной сферы законам рынка. Эти же законы рынка определяют резкое падение спроса на качественную - научную журналистику в нашей стране. В Западных обществах ситуация иная и с научной журналистикой и с ее тематикой. В США и Англии примерно три четверти всех выступлений СМИ по проблемам науки приходится на долю медицины, биоэтики и биотехнологий. На втором месте этика, космонавтика и инженерия. На расстоянии от них политическая наука и экономика. Человек, пишущий о науке на Западе причисляется к элитной журналистике. В Европе существуют курсы для профессиональных журналистов, которые бы хотели специализироваться по проблеме той или иной проблеме науки. Курсы оплачиваются самими изданиями.
Научно-популярные издания в России: «Вокруг Света», журнал Президиума РАН «Земля и Вселенная», «Зеленый мир», «GEO» на русском языке и т.д. Они занимаются популяризацией науки. Популяризация науки - процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Популяризация науки, «перевод» специализированной информации на язык малоподготовленного слушателя, читателя.
Проблемы, возникающие в результате популяризации:
1) журналист может попасть на удочку заказной статьи;
2) чтобы интересно написать статью, требуется высокое мастерство - отсутствие курсов и специализаций для научных журналистов.
3) падение уровня эрудиции населения.
4) недостаточное финансирование - если не будет гос.финансирования, этот вид журналистики вымрет.
Предлагаемые меры:
• В первую очередь, должно измениться отношение государства к самой науке. Повышение престижа ученого будет мощнейшим фактором роста интереса к ней со стороны самих СМИ и населения в целом.
• Возродить и усовершенствовать специализированную информационную научную сеть, которой могли бы пользоваться, в том числе, редакторы СМИ. В СССР такая сеть существовала – это была Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Сегодня подобную роль пытается играть агентство ИнформНаука, но его масштаб деятельности существенно меньше, а качество услуг нередко вызывает критику.
• Сформировать сеть квалифицированно работающих пресс-служб в научных учреждениях, тесно связанных со СМИ.
• Активно развивать новые формы привлечения внимания к науке: публичные лекции ведущих российских ученых, интерактивные лекции для школьников, круглые столы, экскурсии местных журналистов в современные местные лаборатории; научные кафе как форма неформального общения ученых и журналистов.
• Развивать «научную рекламу»
• Ввести юридическую ответственность за публикацию заведомо ложной научной (точнее сказать, псевдо-научной) информации в СМИ.
• И, наконец, важнейшее звено в этой цепи – подготовка научных журналистов и стимулирование их дальнейшего профессионального роста.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.