logo
Ответы ГОС 2013

73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).

На сегодняшний день количество теорий СМИ исчисляется десятками. Тем не менее, традиционно выделяют несколько направлений в исследованиях СМИ. Одним из них является рассмотрение функционирования СМИ в ключе постмодернизма, наряду с данным подходом говорят о теориях структурного функционализма, критической традиции, структурализма и семиотики, конструкционизма, нормативных теориях и теориях воздействия СМИ. Постмодернизм как тип мышления и культуры имеет следующие черты:

    1. Отрицание просвещенческого проекта (под вопрос ставятся претензии на неограниченные возможности рациональности, стремление к познанию истины, к получению объективных знаний об обществе, неприятие универсальных, системных проектов мироустройства).

    2. Отказ от поиска факторов, детерминирующих реальность (фрейдизм, например, связывал поведение людей с латентными особенностями человеческой психики)

    3. Особенности эстетического стиля постмодерна – неточность, фрагментация, ирония, игра, интертекстуальность, конструкционизм, коллажность.

    4. Процесс нивелирования авторства и т.д.

    5. Исчезает актуальное деление культуры на высокую и массовую.

Постмодернистское прочтение массмедиа (А. Черных):

1) электронные СМК – технологическая основа постмодернизма;

2) мир становится или оказывается таким, каким подают его СМИ. Мир превращается в симулякр - подобие, видимость, «копия без оригинала» (Бодрийяр);

3) работа СМИ в «реальном времени» разрушает естественные ритмы и контексты человеческой жизни; превращает людей в участников событий, которыми они быть не могут по своей традиционной природе.

4) объективность СМИ – не степень соответствия их сообщений действительности, а степень соответствия правилам игры под названием «массмедиа»; место объективности занимает «точ­ное изложение фактов», т.е. точная передача собственного опыта.

5) картина мира, рисуемая медиа в условиях отказа от «метанарративов» (все те "объяснительные системы", которые организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания – религия, история, наука, психология, и др.) дискретна, фрагментарна; Мир в сегодняшней газете — иной мир, чем в газете вчерашней.

6) интертекстуальность – постмодернистский эрзац (заменитель) единства мира;

7) в виртуальном мире медиа все обратимо (все может быть опровергнуто самими же СМИ);

8) журналисты не манипулируют аудиторией, они сами в той же степени манипулируемы – в рамках игры в «массмедиа»;

9) интерактивный характер СМИ – ловушка для потребителя, он становится соучастником этой игры и производства гиперреальности.

Канадский социолог и культуролог Герберт Маршалл Маклюен («Понимание медиа») – «пророк» постмодернистской электронной культуры. Его тезис «средство и есть сообщение»: тип средства коммуникации обусловливает тип культуры, образ жизни и мышления людей, т.е. событие приобретает общественную значимость не само по себе, а в связи с переданными посредством коммуникации сообщениями. Так, печатные средства коммуникации усиливают пространственные, визуальные аспекты восприятия. Это существенно отличается от цельного, мифологического восприятия людей в предшествующую культурную эпоху "племенного человека". Переход от печатных к электронным средствам коммуникации формирует новый тип восприятия реальности. Теперь познание мира происходит не линейно или фрагментарно, а одновременно. Автором была предложена периодизация истории, основанием которой является доминирующий в тот или иной период канал, средство коммуникации. Соответственно были выделены три эпохи, в которых преобладали: устная, письменная и печатная, электрический и электронный типы коммуникации.

Каждый новый этап развития средств коммуникации серьезно влияет на характер отображения и, соответственно, восприятия реальности, сложившийся ранее. Одновременно, влиянию подвергаются также образ жизни, ценности людей. Эпоха господства электронных СМИ у Маклюена называется эпохой «глобальной деревни». Распространение электронных средств вновь приводит к доминированию устной коммуникации (на новом витке развития технологий), подобно тому, как это было в "племенных" деревнях прошлого. Качественно отличным при этом является глобальный уровень коммуникации. Благодаря новым технология складывается глобальная коммуникационная сеть. Автор утверждает, что для эпохи господства электронных средств эпохи "глобальной деревни", характерным является "детрадиционализация", т.е. ослабление традиционных связей, иерархий, ценностей.

Произошел своеобразный "взрыв вовнутрь", когда за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации находящийся в одном месте индивид может одновременно "переживать" состояние отдаленных объектов. Таким образом, происходит снятие координат "центра" и "периферии". При этом жители деревни начинают осознавать себя членами некоторой глобальной целостности. Идеи Маклюена продолжает Джордж Мейровитц, автор работы «Без ощущения места. Влияние электронных средств информации на социальное поведение» – физические структуры, разделяющие общества на множество пространственных мест уже не так важны, сидя у экрана, люди перемещаются куда угодно, примеряют разные социальные роли, электронные коммуникации разрушают социальные перегородки в обществе, размывают идентичность.

Французский философ Жан Бодрийяр говорит о том, что в современном обществе опыт людей является опосредованным, опосредован он СМИ, прежде всего телевидением. На примере ТВ Бодрийяр показывает, что происходит с ТВ-образами:

1.Образ как зеркало отражает окружающую действит.

2. Образ извращает, маскирует реальность.

3. Образ маскирует отсутствие реальности.

4. Образ становится симулякром – копия без оригинала, которая существует сама по себе, без всякого соотношения с реальностью.

По теории Бодрийяра нет различия м-у имиджем (образом) и реальностью. Мы живем в эпоху симулякра – подобия, видимости, «копий без оригинала», когда реально лишь то, что может быть симулировано. Насыщение повседневности симуляцией приводит к возникновению гиперреальности – это своего рода эстетизированная галлюцинация реальности, спектакль образов, потерявших изначальный смысл. СМИ не манипулируют массами, т.к. массы могут потреблять образы, не потребляя при этом значения. Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелищ. Это форма культурного протеста. Это работа по поглощению и уничтожению культуры, знания, власти, социального в целом (футбольн. матч важнее, чем социальная трагедия).

Джон Фиск также считает, что аудитория способна сопротивляться, выбирая альтернативные стратегии восприятии массовой информации. Медиатексты по Фиске – не просто закодированные коммуникатором сообщения, а продукт активности своих читателей (которые атрибутируют тексту определенные смыслы и значения в момент его прочтения или просмотра). Большинство аудитории постоянно меняет или отклоняет доминирующую идеологию, заложенную в сообщениях СМИ. Т.е. медиатексты имеют множественные варианты прочтения / потребления аудиторией. Для ТВ-текстов важна степень реализма/полисемии: чем реалистичнее программа, тем ограниченнее смыслы у аудитории и, наоборот, чем полисемичнее программа, тем более она открыта для различных истолкований, тем больше разных текстов и альтернативных смыслов может быть сконструировано на её основе.

Критика постмодернизма: многие философы считают, что мир не вступает в новую эпоху постмодерна, просто капитализм принимает новые формы, это эпоха позднего модерна.