73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
На сегодняшний день количество теорий СМИ исчисляется десятками. Тем не менее, традиционно выделяют несколько направлений в исследованиях СМИ. Одним из них является рассмотрение функционирования СМИ в ключе постмодернизма, наряду с данным подходом говорят о теориях структурного функционализма, критической традиции, структурализма и семиотики, конструкционизма, нормативных теориях и теориях воздействия СМИ. Постмодернизм как тип мышления и культуры имеет следующие черты:
Отрицание просвещенческого проекта (под вопрос ставятся претензии на неограниченные возможности рациональности, стремление к познанию истины, к получению объективных знаний об обществе, неприятие универсальных, системных проектов мироустройства).
Отказ от поиска факторов, детерминирующих реальность (фрейдизм, например, связывал поведение людей с латентными особенностями человеческой психики)
Особенности эстетического стиля постмодерна – неточность, фрагментация, ирония, игра, интертекстуальность, конструкционизм, коллажность.
Процесс нивелирования авторства и т.д.
Исчезает актуальное деление культуры на высокую и массовую.
Постмодернистское прочтение массмедиа (А. Черных):
1) электронные СМК – технологическая основа постмодернизма;
2) мир становится или оказывается таким, каким подают его СМИ. Мир превращается в симулякр - подобие, видимость, «копия без оригинала» (Бодрийяр);
3) работа СМИ в «реальном времени» разрушает естественные ритмы и контексты человеческой жизни; превращает людей в участников событий, которыми они быть не могут по своей традиционной природе.
4) объективность СМИ – не степень соответствия их сообщений действительности, а степень соответствия правилам игры под названием «массмедиа»; место объективности занимает «точное изложение фактов», т.е. точная передача собственного опыта.
5) картина мира, рисуемая медиа в условиях отказа от «метанарративов» (все те "объяснительные системы", которые организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания – религия, история, наука, психология, и др.) дискретна, фрагментарна; Мир в сегодняшней газете — иной мир, чем в газете вчерашней.
6) интертекстуальность – постмодернистский эрзац (заменитель) единства мира;
7) в виртуальном мире медиа все обратимо (все может быть опровергнуто самими же СМИ);
8) журналисты не манипулируют аудиторией, они сами в той же степени манипулируемы – в рамках игры в «массмедиа»;
9) интерактивный характер СМИ – ловушка для потребителя, он становится соучастником этой игры и производства гиперреальности.
Канадский социолог и культуролог Герберт Маршалл Маклюен («Понимание медиа») – «пророк» постмодернистской электронной культуры. Его тезис «средство и есть сообщение»: тип средства коммуникации обусловливает тип культуры, образ жизни и мышления людей, т.е. событие приобретает общественную значимость не само по себе, а в связи с переданными посредством коммуникации сообщениями. Так, печатные средства коммуникации усиливают пространственные, визуальные аспекты восприятия. Это существенно отличается от цельного, мифологического восприятия людей в предшествующую культурную эпоху "племенного человека". Переход от печатных к электронным средствам коммуникации формирует новый тип восприятия реальности. Теперь познание мира происходит не линейно или фрагментарно, а одновременно. Автором была предложена периодизация истории, основанием которой является доминирующий в тот или иной период канал, средство коммуникации. Соответственно были выделены три эпохи, в которых преобладали: устная, письменная и печатная, электрический и электронный типы коммуникации.
Каждый новый этап развития средств коммуникации серьезно влияет на характер отображения и, соответственно, восприятия реальности, сложившийся ранее. Одновременно, влиянию подвергаются также образ жизни, ценности людей. Эпоха господства электронных СМИ у Маклюена называется эпохой «глобальной деревни». Распространение электронных средств вновь приводит к доминированию устной коммуникации (на новом витке развития технологий), подобно тому, как это было в "племенных" деревнях прошлого. Качественно отличным при этом является глобальный уровень коммуникации. Благодаря новым технология складывается глобальная коммуникационная сеть. Автор утверждает, что для эпохи господства электронных средств эпохи "глобальной деревни", характерным является "детрадиционализация", т.е. ослабление традиционных связей, иерархий, ценностей.
Произошел своеобразный "взрыв вовнутрь", когда за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации находящийся в одном месте индивид может одновременно "переживать" состояние отдаленных объектов. Таким образом, происходит снятие координат "центра" и "периферии". При этом жители деревни начинают осознавать себя членами некоторой глобальной целостности. Идеи Маклюена продолжает Джордж Мейровитц, автор работы «Без ощущения места. Влияние электронных средств информации на социальное поведение» – физические структуры, разделяющие общества на множество пространственных мест уже не так важны, сидя у экрана, люди перемещаются куда угодно, примеряют разные социальные роли, электронные коммуникации разрушают социальные перегородки в обществе, размывают идентичность.
Французский философ Жан Бодрийяр говорит о том, что в современном обществе опыт людей является опосредованным, опосредован он СМИ, прежде всего телевидением. На примере ТВ Бодрийяр показывает, что происходит с ТВ-образами:
1.Образ как зеркало отражает окружающую действит.
2. Образ извращает, маскирует реальность.
3. Образ маскирует отсутствие реальности.
4. Образ становится симулякром – копия без оригинала, которая существует сама по себе, без всякого соотношения с реальностью.
По теории Бодрийяра нет различия м-у имиджем (образом) и реальностью. Мы живем в эпоху симулякра – подобия, видимости, «копий без оригинала», когда реально лишь то, что может быть симулировано. Насыщение повседневности симуляцией приводит к возникновению гиперреальности – это своего рода эстетизированная галлюцинация реальности, спектакль образов, потерявших изначальный смысл. СМИ не манипулируют массами, т.к. массы могут потреблять образы, не потребляя при этом значения. Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелищ. Это форма культурного протеста. Это работа по поглощению и уничтожению культуры, знания, власти, социального в целом (футбольн. матч важнее, чем социальная трагедия).
Джон Фиск также считает, что аудитория способна сопротивляться, выбирая альтернативные стратегии восприятии массовой информации. Медиатексты по Фиске – не просто закодированные коммуникатором сообщения, а продукт активности своих читателей (которые атрибутируют тексту определенные смыслы и значения в момент его прочтения или просмотра). Большинство аудитории постоянно меняет или отклоняет доминирующую идеологию, заложенную в сообщениях СМИ. Т.е. медиатексты имеют множественные варианты прочтения / потребления аудиторией. Для ТВ-текстов важна степень реализма/полисемии: чем реалистичнее программа, тем ограниченнее смыслы у аудитории и, наоборот, чем полисемичнее программа, тем более она открыта для различных истолкований, тем больше разных текстов и альтернативных смыслов может быть сконструировано на её основе.
Критика постмодернизма: многие философы считают, что мир не вступает в новую эпоху постмодерна, просто капитализм принимает новые формы, это эпоха позднего модерна.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.