logo
Ответы ГОС 2013

20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.

В очерке сливаются две направленности методов наглядно-образная и аналитическая, - своеобразный сплав репортажа и аналитики.

Очерк в истории русской публицистики известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.

В российской журналистике очерк появился благодаря В.Г. Короленко, А.П. Чехову, Г. И. Успенскому и др. В советской журналистике понятие очерк связывают с такими фамилиями как А.М. Горький (сам термин от Горькового, от слова «очерчивать»), М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и т.д.

Жанровую природу очерка определяет соединение трех начал социологического, публицистического и художественного.

1. Социологическое - направленность на исследование общественных отношений и проблем.

2. Публицистическое - опора на факт.

3. Художественное - стремление создать достоверную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации и явления социально типизируются.

История становления российского очеркизма:

Очерки 1840-х гг. носили название "физиологических очерков". Жанр журналистики (эссеистики), основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей, быта. "Физиологические очерки" оформились под влиянием французских буржуазных "физиологических очерков. Многие французские "физиологические очерки" переводились и переиздавались на русский язык. ("Физиология" Бальзака, "Физиология любителя наслаждений" Джемса Руссо, 1843, и мн. др.). Из оригинальных русских "физиологических очерков" наиболее интересны сборники "Наши, списанные с натуры русскими", 1841 (составлен. Башуцким), "Физиология Петербурга" (ред. Некрасова), "Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого (Булгарина). В буржуазном журнале "Финский вестник" [1845—1847] был организован специальный отдел "Нравоописатель", где из номера в номер печатались "физиологические очерки". Физиологические очерки стали в 40-е гг. значительным явлением в разных классовых литератуpax: либерально-дворянской (Башуцкий, Григорович, Тургенев и др), буржуазной (Булгарин и др), либерально-мелкобуржуазной (Даль и др.) и разночинческой, революционно-демократической (Белинский, Некрасов и др.). Большое значение в истории русской литературы, как один из важнейших жанров натуральной школы.

Просветительский очерк получил особенно большое значение в лит-ре 60—70-х гг. Решетников, Левитов, Н. Успенский значительную часть своего творчества отдали очеркам. В отличие от дворянских и буржуазных очерков предыдущей поры просветительские очерки 60—70-х гг. давали более богатый фактический материал и значительно более правильную обрисовку социального положения низов, прежде всего крестьянина. Очерковая лит-pa заняла в 60—70-е гг. положение опасного конкурента господствующей дворянско-буржуазной литературы, стоявшей по художественной культуре, легко доступной господствующим классам, гораздо выше очерков. Это значение очерковой литературы и ее авторов признавалось даже врагами революционной демократии. Литература революционного народничества продолжала дальнейшую разработку очерка. Наиболее значительным народническим очеркистом был Глеб Успенский. Либеральное народничество 80-х гг. точно так же дало большое число очерков (Златовратский, Вл. Короленко и др.)

Советский очерк. Начал свое существование в первые годы восстановительного периода (очерки Л. Рейснер о гражданской войне, об Урале, Донбассе, о революционном движении на Западе, очерки М. Шагинян на производственные темы, очерки Дм. Фурманова). Живые зарисовки событий эпохи гражданской войны, путевые наблюдения — таково главное направление советского очерка этого периода. Толчок в своем развитии получает очерки в условиях перехода страны к социалистической реконструкции. Возникает проблемный очерк посвященный вопросам восстановления производства, новому быту, собиранию кадров рабочих и т. п. Как и вся советская литература, очерк многообразен в зависимости от классовой идеологии писателя-очеркиста. Начиная с 1928—1929 вокруг газет "Правда", "Комсомольская правда", в целом ряде журналов (напр. "Работница") организуются группы очеркистов. В 1929 по инициативе М. Горького основан журнал "Наши достижения", целиком состоящий из очерков, показывающих строительство, успехи науки, техники, изобретательство.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности.

Типичные черты современного российского очерка:

1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай.

2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего.

3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).

4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.

Виды очерка:

1. Портретный. Предметом такого очерка вступает личность. Автор стремится показать, каким ценностям служит этот герой. В чём видит смысл своего существования. Создать хороший портретный очерк, не обращаясь к духовной, нравственной стороне личности героя, вряд ли возможно. Художественный метод помогает автору-художнику сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, даёт возможность глубинные духовные начала личности. (Жуков, Авдеенко)

2. Проблемный. Предметом отображения является некая проблемная ситуация. Доминирует исследовательское начало. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. (Калинин, Троепольский, Злобин)

3. Путевой. Путевой очерк представляет собой описание неких событий происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия. Сюжет – последовательность событий. Автор отбирает самое интересное, самое важное. Личность автора играет большую роль, так как он рассказывает то, что видел своими собственными глазами. (Радищев «Пут.из Спб в Мск», Шагинян «Советское Закавказье»)

Сегодня очерк считается «королем» художественно-публицестических жанров, но с точки зрения подготовки его – он один из наиболее трудоемких. И действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности.

  1. Предпосылки возникновения, этапы развития и формы пражурналистики. Факторы, обусловившие оформление журналистики в социально-политический институт на рубеже XVIXVII веков. Журналистика эпохи Просвещения.

Журналистика – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации. На протяжении столетий журналистика развивалась.

Выделяются следующие этапы:

1) до начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.

2) с начала нашей эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;

3) с XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;

4) с XVIII в. до начала ХХ в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;

5) с 1900 г. по 1945 г. - приобретение печатью функций "четвертой власти";

6) с 1945 г. по 1955 г. - процесс концентрации и монополизации СМИ;

7) с 1955 г. по 1990 г. - эпоха становления электронных средств коммуникации;

8) с 1990 г. по настоящее время - становление нового информационного порядка в мире, в первую очередь, основанная на дальнейшем развитии электронных средств коммуникации, в особенности сети Интернет.