7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
Еще в конце 19 века в условиях развития капитализма, обострения классовой борьбы возросла роль периодической печати в идейно-политической борьбе, экономической, научной и культурной жизни. В 1900 году выходило около 100 изданий по всей стране. Основными центрами журналистики были Петербург и Москва, что вполне отвечало их роли в экономической, политической и культурной жизни России. К 1916. в стране выходило более 14 тыс. периодических изданий.
Большая часть периодических изданий в н.20в. выражала и поддерживала правительственный курс, внешнюю и внутреннюю политику царизма. К числу таких газет и журналов относились прежде всего официальные издания типа «Губернских ведомостей» и в первую очередь «Правительственный вестник». Охранительным духом были проникнуты реакционные «Московские ведомости», многие частные издания, являвшиеся рупором высших слоев общества, – «Гражданин», «Новое время».
К началу 20в. для русской печати стало характерно проникновение в прессу частного капитала, появление крупных газетных предприятий. В их числе «Русское слово», газета, издававшаяся издательским объединением И. Сытина, многочисленные «Листки», рассчитанные на вкусы непритязательного читателя. Возрастало влияние на буржуазную печать банков, трестов, которые становились держателями акций и газетных предприятий, подчинявших их своим интересам. Одним из таких изданий являлись «Биржевые ведомости».
Умеренную оппозиционность русской буржуазии выражала весьма распространенная в начале XX в. либеральная журналистика: газеты «Русские ведомости», «Россия», журнал «Русская мысль» и др. Главным их идеалом являлась конституционная монархия, а реформы объявлялись единственно законным путем необходимых преобразований.
В то же время в среде радикальных либералов все заметнее стало увлечение марксистскими идеями. Не остались в стороне и легальные либерально-буржуазные издания – «Новое слово», «Жизнь», «Мир божий» и др. Они пытались соединить марксизм с либеральной теорией реформирования буржуазного общества, использовать отдельные положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, критиковали народничество, выступали за буржуазно-демократические свободы. Так появился «легальный марксизм» – одно из течений русской либерально-буржуазной общественной мысли.
В 1899 г. Выходит ежемесячный журнал «Начало». К этому времени один из его редакторов - Струве – идеолог «легального марксизма» – переходит от идеи классовой борьбы, гегемонии пролетариата и революционного захвата власти к эволюционной концепции, делающей упор на необходимости демократических реформ, гарантирующий основные свободы и парламентскую систему государственного правления, пропаганда революционной теории Маркса. Журнал закрыт, цензура.
К началу XX в. относится организационное сплочение партии либеральной буржуазии. В 1902 г. возникло первое издание кадетского толка. Им стала либерально-буржуазная газета «Гласность», вышедшая в 1902 г. в Петербурге. С 1903 г. она стала выпускаться под названием «Русь». Ее редактором-издателем был А. Суворин, с именем которого связано также издание и финансирование других газет, стоявших на охранительных позициях: «Московский телеграф», «Русская земля», «Новое время».
До октября 1905 г. в России существовали только подпольные партии – социалистов-революционеров и социал-демократов. Небывалый подъем революционного движения в России в начале XX в. привел к бурному развитию легальной периодической печати. Складывавшаяся система СМИ включала в себя различного типа издания: общественно-политические, специальные, отраслевые, профессиональные, сатирические, иллюстрированные, научные и научно-популярные, информационные, массовые, религиозные, детские и юношеские и др.
17 октября 1905 г. провозглашается Манифест, предоставлявший значительные политические свободы. Возвестивший о начале буржуазного конституционализма, Манифест легализовал деятельность всех политических партий и одновременно способствовал формированию политических партий правительственного лагеря. Появление в России в октябре 1905 г. легальной социал-демократической печати знаменовало собой дальнейшее развитие социалистической журналистики. Но в 1907 году все было свернуто. Столыпин распустил Думу.
Ежедневная большевистская газета «Новая жизнь» (1905). Она освещала революционную борьбу трудящихся, систематически агитировала за введение революционным путем 8ч рабочего дня, пропагандировала лозунги о союзе рабочего класса с крестьянством. Книжно-газетное издательство концерна А. Суворина положило начало огромному количеству справочных изданий. Кроме того, оно выпускало газеты «Новое время», «Московский телеграф», «Русское знамя», «Земледельческую газету», журналы «Исторический вестник», «Наборщик и печатный мир». Другим крупным издательским объединением России являлось издательство И. Сытина. Оно также выпускало большое количество периодических изданий, охватывающих интересы различных групп читателей: журналы «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Вокруг света», «Для народного учителя», «Заря», «Модный журнал», «Нужды деревни» и др., газеты «Правда Божия», «Русская правда» и др. Большой скандал в 1902: в газете «Россия» публикуется фельетон Господа Обмановы: намеки на царскую семью – это показывает настрой в обществе. Газета закрыта.
9 января 1905 года: первая русская революция. Расстрел мирной демонстрации, с просьбами к царю. После этого газеты лишены печатать что-либо кроме официальных сообщений.
1914 год – первая мировая война, в прессе говорят, нужна ли она России. Информация с фронта не попадала на страницы газет, приходилось довольствоваться сухими сводками. Пустили на войну 6 корееспондентов на 14 дней. Только в 1915 году было учреждено Бюро по печати, которое снабжало газеты новостями. В печать попадали слухи. Строгая цензура, газеты выходили с белыми пятнами. С начала военных действий правительством была введена военная цензура, которая распространялась на все фронтовые и прифронтовые губернии. Строго регламентировалась деятельность военных корреспондентов. Количество журналистов при Ставке Верховного главнокомандующего ограничивалось 10 персонами.
Нижним чинам, т.е. рядовым солдатам, вообще было запрещено принимать участие в работе печати. Правительством, военным руководством принимались меры усиленного распространения в армии промонархических газет. В стране появились такие новые еженедельники, как монархический «Илья Муромец», «Альбом героев войны».
Война 1914 г. внесла существенные коррективы в судьбы русской печати. Легальные большевистские издания были закрыты. Снова заграничная газета «Социал-демократ» стала руководящим органом революционных марксистов. Большевики считали войну величайшим бедствием для трудящихся, о чем заявили в Государственной думе. Они выдвигают лозунг поражения своего правительства. С развитием ряда неудач русской армии идея пораженчества проникает все шире в солдатские массы. Газеты сменяются листовками, устной пропагандой. Развивается мысль о превращении империалистической войны в войну гражданскую. Легальные социал-демократические, эсеровские издания в годы войны чаще возникали и выходили в провинции (Екатеринодар, Самара, Саратов, Рига), но были весьма недолговечны.
Социальные противоречия, обострившиеся с войной (нехватка продовольствия в промышленных городах, увеличение продолжительности рабочего дня, военные неудачи и сама затянувшаяся на годы война), привели весной 1917 г. к буржуазно-демократической народной революции и отречению Николая II от престола. Власть перешла к Временному правительству.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.