18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
1. казённо-официальный характер газет, стандартизованность в отборе и подаче информации (на первом месте - династические новости, затем придворная жизнь, сведения о чинопроизводстве и наградах и после - любопытные известия и культурная информация).
2. недолговечность журналов, их нерегулярность, неспособность обеспечить единство направления, тяготение к моножурналу, т.е. журналу одного лица;
3. в конце века начинаются гонения на журналистов;
4. ограниченность содержания; существование цензурных ограничений.
5. развитие журнальных жанров и непопулярность газет.
6. Разобщенность журналистского общества по проблемам:
- гуманизма (просвещение и крепостничество),
- патриотизма (гражданин - запрещённое слово),
- веры в просветительские идеалы,
- протест против произвола гос власти и помещиков,
- борьба за развитие науки и нац культуры.
Таким образом, именно сатирические журналы закладывают традиции глубочайшего исследовательского журнализма. Потому что сатира была единственным способом приблизить интеллигенцию и верхушку власти к проблемам, стоящим перед российским обществом. Эта традиция с блеском была продолжена Зощенко, Ильфом и Петровым, Аверченко и другими мастерами сатиры в 20 веке.
Публицистика М.Е. Салтыкова - Щедрина. М.Е. Салтыков Щедрин о современной ему прессе.
С-Щ - крупнейшая фигура второй половины 19 века. Выдающийся сатирик, писатель, редактор и публицист. Условно выделяются три периода в творчестве:
1. Рецензии для «Отечественных записок» и «Современника» в 1846-1848 гг. и в 1856-1862 гг., сотрудничество с различными изданиями (перерыв - ссылка в Вятку).
2. руководство журналами: с 1862 по 1864 г. соредактор Некрасова в «Современнике», с 1868 по 1884 г. с Некрасовым «Отечественные записки» (после его смерти - официальный редактор журнала).
3. длившийся с 1884 г, (после закрытия «Отечественных записок») до смерти в 1889 г. - время вынужденного сотрудничества в чужих изданиях.
Литературная известность - после ссылки. «Русский вестник», с 1856 - «Губернские очерки». Причина успеха в их злободневности, антикрепостнической направленности, нашедшей отклик в обстановке общественного подъема в стране. Они положили начало целой «обличительной» литературе. Особое место в творчестве С-Щ: сатирические обозрения – циклы очерков, в которых слиты элементы публицистики и художественной прозы.
Публицистика. Самый напряженный и плодотворный период - во время редакторства в «Отечественных записках» - 1868-1884. 1868-69гг: два цикла: «Признаки времени» и «Письма из провинции». В низх он ставит вопросы: что изменилось в жизни России после реформы 1861г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемого результата? Причина: слишком неоднородно было «движение реформаторов». Хотя крепостное право юридически отменено, его пережитки живы – «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках». «Признаки времени» имеют сатирическую характеристику земской реформы: «собирают налог и делят деньги между собой». Образ пирога, как национального богатства, к которому подходят и закусывают.
В 1872-1876гг: «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872-1876). Посвящены дальнейшему развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политической жизни страны.
С-Щ одним из первых создал типические образы представителей русской буржуазии 70–80-х годов и либералов. Разоблачение либерализма: одна из главных тем. Еще одна: характеристика прессы. «Дневник провинциала в Петербурге»: издевательская характеристика либерально-буржуазной прессы 70-х годов - печати «пенкоснимателей». «Старейшая российская пенкоснимательница»: «Санкт-Петербургские ведомости» Корша - крупнейшая либеральная газета. Высмеял продажных, трусливых газетных борзописцев, фразеров и болтунов, идеологов и теоретиков хищничества.
“Благонамеренные речи” - цикл, в котором С-Щ показывает всю ложь и лицемерие идеологических основ дворянско-буржуазного государства, фальшь благонамеренных речей адвокатов, которые «забрасывают вас всевозможными «краеугольными камнями», говорят о различных «основах» и тут же «на камни паскудят и на основы плюют».
В 1874 году начинает новый цикл очерков – «В среде умеренности и аккуратности». Здесь злая сатира на либеральную прессу, явно повернувшую в к.70-х к монархизму. Прототип газеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2 - Суворин, издатель «Нового времени».
Сатирик ввел читателей во все тайны редакционной кухни. Название передовицы - пародия на содержание и характер передовых статей, на бюрократический язык, которым излагались законы. Пустословие возведено здесь в принцип, и только одна мысль беспокоит редактора — как бы при всем либерализме дать каждой фразе такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к начальству?!
Глава «Тряпичкины-очевидцы» из этого цикла сатирична. Корреспонденты газеты «Краса Демидрона» - Подхалимов I, Подхалимов II и Ящерицын — не поехали на военные действия, а остались в губерниях, и один посылал в газету «фронтовые» корреспонденции. «Краса Демидрона» - измененное название публичного дома в Петербурге, поведение корреспондентов подчеркивает общую черту буржуазной прессы — продажность. Все зависит от издателей - содержателей увеселительных заведений. Скандальная хроника, порнография, социальная демагогия - вот основное содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы.
Два цикла: “Современная идиллия” и “Письма к тетеньке”. В «Письмах к тетеньке» (1881-1882) после закрытия «Отечественных записок» разоблачены террористические организации – в первую очередь «Священная дружина». Осуждается российское государство со всеми его институтами.
Очерки “За рубежом”: впечатление от посещения Германии, Франции. Вопрос о путях развития России (увидев европейскую жизнь): какой будет капитализм? Ответ - в диалоге двух мальчиков в фантастическом сне (мальчик в штанах и мальчик без штанов). С-Щ.: штаны - символ буржуазной цивилизации. С-Щ: “ и русский мальчик оденет штаны буржуазной цивилизации, так как в России уже существует капитализм”. С-Щ не может смириться с тем, что капиталистический путь - идеальный для России.
Когда в 1884 “Отечественные записки” были закрыты, С-Щ оказался без привычной трибуны. Либеральные издания боялись пригласить С-Щ, это могли счесть попыткой возродить “ОЗ”. “Русские ведомости” (московская либеральная газета) в конце 1884 опубликовала некоторые произведения С-Щ. После этого - “Вестник Европы” (Пб).
“Пестрые письма” - повествование о “пестрых людях”, то есть о тех, кто в годы реакции сменили свои политические взгляды. Пестрота жизни. Главный общественный тип - “пестрые люди”, у которых “что ни слово, то обман”.
Среди этих натур С-Щ обращается к теме ж-тов: было время, когда С-Щ очень зло относился к ж-там, теперь он уже и не надеется, что можно исправить ж-тов своей сатирой - двойственность в характеристике ж-тов периода реакции.
Основная тематика сатиры Салтыкова-Щедрина:
1. Пореформенное положение классов: крестьянство и помещики.
2. Механизм бюрократической машины государственного управления.
3. Становление капитализма (прежде всего в деревне). Проникновение во все сферы общественной жизни.
4. Нравственно-идеологическая группа проблем. Уровень самосознания народа, способности их к протесту. Разбор идеологии новых либералов. Появились новые интеллигентные профессии: ж-ты, адвокаты и др. - С-Щ подвергает их критике.
5. Пути развития России в связи с народничеством - один из самых главных вопросов для С-Щ. Оценка опыта европейских стран.
Особенности творческой манеры:
- Многожанровость. Очерки - часто пародии, письма, дневник, фельетон, пародия на фельетон, драматическая сцена (диалог), сказка.
- Часто встречаются: гипербола, гротеск, фантастика, ирония, юмор. Громадная сила обобщения.
- Очерки С-Щ населены литературными персонажами - чтобы вызвать определенные ассоциации у читателей и уходить от преследований цензуры.
- Создание образа рассказчика или корреспондента (становится самостоятельным персонажем ряда произведений).
- Двуплановость образа рассказчика (неожиданно С-Щ начинает говорить его устами - это очень легко различить).
Таким образом, Салтыков-Щедрин одним из первых начал разоблачать либерализм, его идеологов, создал типические образы русской буржуазии (Молчалин, Глумов, Ноздрев). Писатель был и остается непревзойденным мастером публицистической сатиры, замечательным художником слова. В своем творчестве он часто прибегал к иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике, использовал пародию, юмор. Огромная сила сатирического обобщения, типизации – яркая индивидуальная особенность стиля Салтыкова-Щедрина.
«Энциклопедический» тип журнала в истории русской журналистики 19 века. В.Г.Белинский о журнале «Библиотека для чтения».
Энциклопедический тип журнала
Отличие от западноевропейской ж-ки: значительное распространение толстых журналов.
Самыми общими характеристиками толстого журнала являются:
1)объем (до 300–500 стр);
2)совокупность множества тем, находящихся в сфере его внимания;
3)особый состав номера, совмещающий литературно-художественный сборник, политическую газету и научную энциклопедию.
В России с ее территориями при отсутствии хороших путей сообщения и ограниченном числе книг именно журнал - единственный поставщик и художественной литературы, и сведений о злободневных событиях, и сообщений о достижениях науки. Почти век он господствовал в системе русской журналистики осн. типом периодического издания.
В рамках журнала «обычного русского типа» существовало два основных подтипа:
1.) Литературно-публицистический: некрасовский «Современник», «Отечественные записки»). Акцент на политику, худ.литературу и лит.критику.
2.) Энциклопедический: «Московский телеграф», «Телескоп», «Библиотека для чтения». Акцент на просвещении читателей, публикация достижений науки. Разрывал сословные рамки журналистики. Журнал обо всем и для всех, а не только для узкого круга образованного дворянства. Наиболее полное выражение в издании О. Сенковского «Библиотека для чтения».
«Библиотека для чтения» Смирдина-Сенковского:
"Библиотека для чтения, журнал словесности наук, художеств, новостей и мод" - первый толстый журнал энциклопедического типа, рассчитанный прежде всего на провинциала.
Создавался по европейскому образцу как коммерческое предприятие. Подписная плата на журнал составляла 50 рублей ассигнациями в год. Невысокая подписная цена расширила читательскую аудиторию. К концу 3 лет имел около 7 тыс. подписчиков.
Постоянные отделы: «Русская словесность», «Иностранная словесность», «Науки и художества», «Промышленность и сельское хозяйство», «Критика», «Литературная летопись», «Смесь». Заканчивался номер описанием модных туалетов, прилагались картинки мод.
«Науки и художества»: приоритет естественнонаучным, экономическим статьям иностранных авторов о технических достижениях. Редактор придавал им занимательную форму, исключая теорию и оставляя любопытные факты, полезные сведения.
"Промышленность и сельское хозяйство" - главный отдел журнала. Содержались советы и рекомендации: по уходу за скотом, по использованию новых орудий сельского труда, по изготовлению продуктов питания и т.д.
«Литературная летопись»: Сенковский использовал изобретенную им литературную маску барона Брамбеуса. От его лица он смешил и дурачил публику, развлекая ее анекдотами из жизни литераторов, мистификациями и пародиями на современные произведения.
«Смесь»: разнообразные сведения и любопытные факты из истории, географии, метеорологии, театра; на любой вкус, возраст, образование. От сонников и рецептов лекарств до сенсаций из жизни королей, полководцев.
«Критика»: ряд статей самого разнообразного содержания и почти все - рецензии Сенковского. Он ставил Пушкина ниже поэта Алексея Тимофеева. На титульном листе «Библиотеки для чтения» в 1834 г. печатали список авторов, чьи труды предполагалось помещать. Меньше чем за год от журнала отходят лучшие литературные силы – Пушкин, Жуковский, Крылов, Денис Давыдов, Баратынский, некоторые вообще не печатались. Задача: создать своих «знаменитостей» и этим удержать читателей при журнале.
Русская и иностранная словесность. Отдел «Русская словесность»: В.Одоевский, В.Даль, А.Марлинский. Первые два года печатался Пушкин («Пиковая дама», отрывки из «Медного всадника», «Песни западных славян», сказки). «Иностранная словесность» публиковала Э.Сю, Бальзака. К концу десятилетия состав авторов изменился. Позже в отделе печатались низкопробные вирши доморощенных «знаменитостей», повести и пьесы с занимательными, «захватывающими» сюжетами. Такова же была и переводная беллетристика, причем переводы зачастую сильно отличались от подлинника. В угоду провинциальной публике, любившей счастливые развязки, Сенковский изменил конец романа Бальзака «Отец Горио»: Растиньяк стал миллионером.
Белинский о «Библиотеке для чтения»:
Эту способность редактора «Библиотеки» угадывать интересы своего читателя высоко оценивал Белинский. «Сенковский на эти вещи – гений, он первый начал печатать в журнале романы и драмы», – заявлял критик. "Появление этого журнала -- истинная эпоха в истории русской литературы. До него наша журналистика существовала только для немногих, только для избранных, только для любителей, но не для общества". Рассмотрев все отделы, критик приходит к выводу, что «Библиотека для чтения» – журнал провинциальный: вот причина ее силы». Белинский настаивает на придании журналу единого, строгого направления: «Журнал должен иметь, прежде всего, физиономию, характер, альманашная безличность для него всего хуже». И Белинский хвалит «Библиотеку» за такую физиономию, хотя она и не отвечает требованиям, предъявляемым к серьезному демократическому журналу.
Самым большим недостатком «Библиотеки для чтения» считал то, что она не развивает читателя, а сама идет на поводу у него, «без нужды слишком низко наклоняется, так низко, что в рядах своих читателей не видит никого уж ниже себя». Его возмущают также «предосудительные» средства «Библиотеки» в завоевании читателей – развязный тон, самохвальство, помещение недостоверных сенсаций, реклама доморощенных «знаменитостей».
В 30 гг. "Библиотека для чтения" пользовалась огромной популярностью. В 1848 г. издание "Библиотеки для чтения" перешло к другому книгопродавцу. Спустя десятилетие читатели, оценив качественный уровень обновленных «Отечественных записок» и «Современника», нашли в них отклик на запросы времени и отхлынули от «Библиотеки для чтения». Таким образом, энциклопедический тип журнала является национальной особенностью русской журналистики 19 века. Именно энциклопед. журнал «Библиотека для чтения» заложила традицию гонораров для журналистов.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.