logo
Ответы ГОС 2013

26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах

Французская журналистика с первых своих шагов качественно отличалась как от немецкой, так и от английской периодики своей содержательностью. Фр.пресса отличается остроумием, темпераментом, искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную картину мировой жизни в данный момент.

Этапы:

- начальный период развития французской печати (н.15в – к. 18в)

- период Великой французской революции (1789-1799)

- период правления Директории и Наполеона Бонапарта (1799-1814)

- «Золотой век» французской печати (1814–1914 гг.). Зарождение ежедневной региональной прессы

- период первой мировой войны и межвоенья (1914-1940)

- период нацистской оккупации, вторая мировая (1940-1944)

- послевоенный период

- современный этап развития ежедневной региональной прессы

Периодические издания появились во Франции несколько позже, чем в Германии или Италии, но ежедневная жизнь интересовала ещё первых французских хроникеров. Элементы журналистики присутствовали и в «Газете парижского буржуа» (1409-1444 гг.), и в «Скандальной хронике» Жана де Труайе (1461-1483 гг.), и в «Газете парижского буржуа» времен Франциска – 1 (1515-1536 гг.).

Изобретение печатного станка Гутенбергом не осталось незамеченным во Франции. С 1470 года ректор Сорбонны Гийом Фише и приор Жан Эйниен были увлечены идеей создания типографии при университете. Первая продукция французского печатного станка появилась в 1475 году. Печатались религиозные изд., альманахи, календари, книги, хроники придв. жизни, бюллетени диплом.отнош-й.

Неповторимым национальным явлением французской журналистики были canard («утка»). Это французский журналистский фольклор, курьёзные рассказы. В большом количестве они были напечатаны во «Французском Меркурии» 1605 года. Как самостоятельная форма публикаций, получившая широкое распространение в 16-17 веках, представляли собой брошюры форматом 8 на 12 см. и объемом 8-16 страниц. Они печатались на очень плохой бумаге с огромным количеством ошибок и тем не менее были очень популярны. Их продавали у стен королевского дворца, громко выкрикивая невероятные названия, привлекавшие покупателей сенсационностью.

Таково было состояние французской периодической печати до 1631 года, до появления издания «La Gazette» Теофраста Ренодо. Сначала Ренодо работал в «Меркурие». Там талантливого журналиста заметил Ришелье, который предложил ему выпускать новое периодическое издание. Организация подобного издания без поддержки всемогущего кардинала была невозможна. В 1630 г. Ренодо оформил официальное разрешение на владение Адресным бюро и получил монополию на сбор информации по всей территории Франции. Ренодо принадлежит к числу первых французских просветителей. Это был человек незаурядных способностей в различных областях знания, сочетавшихся с активной социальной позицией.

Теофраст Ренодо - основатель «Ля Газетт» (1п.17в.), положил начало первой газете политической — официальной. Название «La Gazette», происходившее от названия листков новостей, которые Ренодо видел в Венеции (те самые, что продавались за мелкую монету, называвшуюся «газетта»). Первый номер «La Gazette» вышел 30 мая 1631 года.

«La Gazette» выходила по пятницам на четырех страницах форматом 23 на 15 см. Позже число страниц увеличилось до 12, а также появились рисунки. Тираж её поднимался до 1200 экземпляров. Ежегодно все номера собирались в один том, выходивший под названием «Годовой сборник».

Поначалу в «La Gazette» печатались главным образом новости из-за границы, при этом большая часть их бралась из немецких, итальянских и голландских газет. Но постепенно с развитием газеты в ней все больше внимания уделяется внутренней информации, а новости из-за границы уже получаются «из первых рук». Определенная часть информации поступала в газету «сверху» - от кардинала Ришелье и даже от самого короля.

В 18 в. (эпоха Просвещения) журналистика во Франции развивалась медленно. Тормозили ее развитие малограмотность населения и жесткая цензура. Газеты подвергались предварительной цензуре, введенной в 1п.17в. Господствовал один жанр - отчет. Все сообщения были анонимны и написаны тяжелым языком. 1-я ежедн. газета — «Газета Парижа» - появляется только в к. 18в. На протяжении 18 в., растет интерес к журналам: «Журнал ученых», «Галантный Меркурий», «Французский зритель». "Подлинная" история французской прессы началась с Великой французской революции (1789-1794), В 1789 г. была принята "Декларация прав человека и гражданина", в 1791 г. - первая французская конституция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Писатели: Монтескье - «Персидские письма», Вольтер - «Английские письма», Дидро - «Энциклопедия».

Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Эпоха буржуазных революций породила - «персональный журнализм». Это было время активного развития и борьбы идей. Газету представлял фактически один человек. Как правило, это были не просто журналисты, а политические деятели, занимавшие важные гос. посты.

Яркие личности. Оноре Мирабо. Вступив на арену политической деятельности в Париже в 1789 году, Мирабо стал издавать газету «Journal des Etats generaux» («Газета Генеральных штатов»), которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. Памфлет «Опыт о деспотизме»

Жан-Поль Марат - газета «Друг народа» (естественная близость к народу, разоблачение было главным предметом его публицистики),

Франсуа Бабёф - книга под названием «Записки для земельных собственников и собственников сеньорий». основал газету «Пикардийский корреспондент». Выступает с критикой лидеров революции, нападает на постановления правительства.

Газета Жака-Рене Эбера “Папаша Дюшен” была одним из самых известных периодических изданий демократического прессы периода Великой французской революции. Она появилась в Париже в 1791 г. и сразу же привлекла к себе большое внимание. Папаша Дюшен - собирательный тип, который представлял собою человека из народа. Жан Жорес - ежедн. газета «Человечество».

1793 г. – происх. якобинский переворот, рез-том чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, напр., «Папаша Дюшен», однако г-та продолжает существовать. После смерти Марата приобрет. еще больше влияния.

Революция привела к возникновению политической и революционно-демократической журналистики. Когда Н. ст-ся Перв. консулом в 1800 г, он изд. особ. консульск. указ о запрещении боль-ва полит. г-т. так он нач. выстраив. авторитарн. сис-му печати по вертикальному принципу. Вверху – офиц.орган прав-ва – Париж. г-та «Монитёр». Ей сопутсв. г-ты, к-рые нах-ся в русле политики, провозгл. в «Монитёре». Все ост. полит. г-ты д. б. печатать полит. ин-ю только путем перепечатывания из «Монитёра».

Когда Н. ст-ся Перв. консулом в 1800 г, он изд. особ. консульск. указ о запрещении боль-ва полит. г-т. так он нач. выстраив. авторитарн. сис-му печати по вертикальному принципу. Вверху – офиц.орган прав-ва – Париж. г-та «Монитёр». Ей сопутсв. г-ты, к-рые нах-ся в русле политики, провозгл. в «Монитёре». Все ост. полит. г-ты д. б. печатать полит. ин-ю только путем перепечатывания из «Монитёра».

Наполеон всяч. пыт-ся изгнать из сознания народа все завоевания Фр.Бурж.Рев. Даже слово «революция» запрещено употреблять. Фамилии деятелей тоже запр.

Провинц. полит. газеты были по сути копиями столичных, самост. полит. инф-и не д.б. появ-ся. Н. счит., что г-ты, как и армия, д. сами себя кормить. Дотации гос-ва пол. лишь «Монитёр» и еще неск. наполеон-х изд-й. Откр-е нов. полит. г-ты б. почти невозм. и по полит., и по финансовым причинам. Тиражи г-т росли, б-во парижск. г-т имели св. инф-ров за рубежом. Г-ты распр. по подписке.

Н. превр. прессу в совершенно свобод. гос-й институт. Его критикуют в боль-ве Фр. г-т и ж-лов, но он не меняет св. либеральн. политики по отн-ю к прессе. Опыт оч. важн. в истор. жур-ки. По сути Н. созд. наст-ю машину манипулир-я общ-м сознанием, модель к-рой позже б. вопл. Бисмарком, Сталиным, Гитлером и др. диктаторами.

29 авг. 1848 г. появ. нов. закон о печати, к-рый не только восст-л предворит. залог, но и увелич. его настолько, что закр-сь еще нес-ко г-т. Прин-ся ряд законов, к-рые увелич. гербов. сбор, расширяют список наказуемых действий печати, огранич-ют расп-е г-т, облаг. доп. налогом пуб-ю романов в продолжением.

В связи с тем, что давление б. слишком сильным, вновь стал назревать соц. протест. В ноябре 1860-го появ. нов. законы, более либеральн. хар-ра. Расширились полномочия законодательного корпуса и сената. Некоторые послабления коснулись и печати. Б. объявлено о в-ти создания нов. полит. г-т. Печать пол. право осв-я дебатов в закон-х органах. В это вр. сит-я в прессе радикально не мен-ся. Развлекат-е г-ты преобладают в столице, ив провинции. Олицетворением успеха такой прессы ст. г-та «Фигаро», Вимессан – издатель. И по сей день.

В это вр. широкое распрост-е получ. розничная продажа газет. В 1846 г – перв. газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике печати. Изобретена ротационная маштне Маринони. 20 тыс. экз. двустранич. г-т в час (раньше – 4 тыс. экз). Т. обр, в 60-е гг. созд. тезнич., экономич. и политич. факторы для появления не просто дешевой, но массовой г-ты.

Уже достаточно давно печатные издания Франции подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось только Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности сопротивления и выходила нелегально.

Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди». Французские медиа-концерны: Ашэтт, «Фигаро», Баяр-пресс; Плюри-Коммуникасьён.

Парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил “Экспресс” – популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером. Еженедельник отличается разнообразием содержания, четким разделением материалов по тематическим рубрикам, привлекательным оформлением. Еженедельники типа “Экспресса” стремятся дать наиболее полный отчет о событиях прошедшей недели и перспективный прогноз надвигающихся событий. Комментарий к ним занимает более скромное место. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д.

  1. Основные тенденции развития СМИ в странах Латинской Америки и Австралии.

В большинстве стран Латинской Америки составляющих ныне группу развивающихся государств, журналистика возникла в условиях колониального господства европейских метрополий. В отличие от Европы, где зарождение периодической печати явилось закономерным следствием вызревания комплекса внутренних социальных, экономических, в колониях первые периодические издания появились под воздействием европейских держав. В испанских колониях в Новом Свете первые газеты появились в XVIII в., Возникновение и развитие прессы во многом определялось характером и деятельности метрополий в владениях, особенностями их колониальной политики. На эволюции печати сказывались также различия в уровне социального и экономического развития колоний, в степени зрелости национального самосознания их коренного населения. Экспансия европейских государств сопровождалась перенесением в колонии более передовых общественных отношений и институтов (журналистика). Общей специфической чертой развития журналистики в странах Латинской Америки, до достижения ими независимости явилось наличие двух видов прессы: в колониях были представлены издания, выступавшие на стороне метрополий и проводимой ими политики (собственно колониальная пресса), с другой стороны – печати, отразившие интересы и устремления коренного населения, его зреющее национальное самосознание.

Колониальная пресса была представлена тремя основными группами изданий. Издания для колонизаторов. На их страницах пропагандировались идеи расового превосходства европейцев. Основанная в 1722 г. в Мехико ежемесячная «La Gaceta de México y Noticias de Nueva Espana», гватемальская «La Gaceta de Goatemala» (1729–1731), издававшаяся в Перу с 1743 г. «La Gaceta de Lima» представляли собой смесь опубликованных указов, распоряжений колониальных правителей и перепечаток из мадридских изданий, благодаря которым испанцы узнавали вести с родины. Доля новостей о жизни испанских колоний была минимальной. Неграмотное коренное население – индейцы, в большинстве своем не знающие язык своих угнетателей, были лишены возможности использовать эти газеты как источники информации.

Светские издания для коренного населения. Миссионерские школы и светские европеизированные образовательные учреждения в колониях способствовали насаждению среди «туземцев» настроений лояльности к метрополии, преклонения перед ее политическими. По мере расширения круга грамотных людей из числа представителей коренного населения формировалась аудитория «туземной» прессы, адресованной местным жителям и призванных воспитывать их в духе покорности иностранному господству.

Миссионерские издания - издания религиозного содержания. Выпуск периодических изданий на местных языках - духовной переориентации жителей колоний на ценности европейской христианской цивилизации. Среди миссионеров было немало людей, которые добросовестно стремились помочь коренным жителям, обучая их детей, больницы, разрабатывая письменность для тех народов. Несмотря на это, деятельность совпадала с основными целями колониальной экспансии европейских метрополий. К выпуску миссионерских изданий на языках коренных народностей нередко привлекались образованные представители местного населения – как правило, священники. Для них религиозная пресса становилась школой журналистики, они начинали самостоятельную издательскую деятельность.

Первые патриотические издания. Появлению в колониях печати, выразившей требования национального самоопределения, предшествовала деятельность первых изданий патриотического направления, отражавших интересы коренного населения в самом общем, «неразвернутом» виде. Критические выступления патриотических изданий против системы угнетения, еще не сопровождались призывами добиться освобождения от колониальной зависимости. Тем не менее эти органы прессы стали действительными предшественниками современной национальной журналистики бывших колоний и полуколоний. Деятельность патриотической прессы, способствовавшая духовной подготовке местного общества к приятию идеи самоопределения и к будущему независимому развитию. В патриотических изданиях публиковались работы о доколониальной истории, о героях и мыслителях прошлого, о тысячелетних цивилизациях. Эти публикации были призваны утвердить в сознании аудитории мысль о возможности и желательности самостоятельного развития. Несмотря на умеренность патриотических изданий, колониальные власти рассматривали их деятельность как нежелательную. Газеты, стоявшие на стороне коренного населения, нередко подвергались разного рода репрессиям.

Национальная пресса в колониях и полуколониях. По мере развития самосознания коренного населения на смену умеренным оппозиционным изданиям приходили обращенные к коренному населению органы прессы, открыто провозглашавшие и отстаивавшие лозунги национальной независимости, отражающие политические и идейные позиции антиколониальных сил. В Латинской Америке первые национальные издания появились еще в период антиколониальных войн первой четверти XIX в., которые закончились освобождением большинства бывших испанских и португальских колоний, вышедших из-под контроля ослабевших метрополий. Одним из ярчайших примеров национальной прессы этого периода явилась газета «El Despertador Americano» («Пробудитель Америки»), созданная в 1810 г. мексиканским священником, инициатором вооруженной антиколониальной борьбы Мигелем Идальго. Она сыграла важную роль в распространении идей освобождения. Выдающийся политик, полководец и публицист периода антиколониальных войн Симон Боливар, именуемый в Латинской Америке Освободителем, использовал газету «El Correo de Orinoco» («Почта Ориноко», 1818–1821 гг.) для пропаганды целей и действий сторонников независимости в период войн за ликвидацию испанского господства в Южной Америке. Сейчас более развита, чем в странах Азии и Африки. Однако для латиноамериканской периодики характерно расслоение между столичной прессой и остальными печатными изданиями, которые находятся в достаточно сложных экономических условиях. Несмотря на наличие в ряде стран Центральной и Южной Америки многочисленных групп населения, периодические издания выпускаются преимущественно на европейских языках – испанском либо португальском. Наличие значительного процента неграмотности, экономические факторы препятствуют.

Первая газета появилась в Австралии в 1803 году, спустя 15 лет после основания колонии заключенных на берегу не знавшей прежде европейцев Сиднейской бухты. Первым редактором еженедельной газеты "Сидней Газетт энд Нью Саус-Уэльс Эдвэтайзер" (Sydney Gazette and New South Wales Advertiser) стал именно магазинный вор Джордж Хоу (George Howe), приговоренный к смертной казни за магазинную кражу в британской колонии Индии, но, согласно английским законом, столь строгий приговор заменили ссылкой в Австралию. Газета печатала в основном правительственные сообщения на одном листе столь дефицитной в то время бумаги. "Сидней Газетт" (The Sydney Gazette) выходила под оптимистическим слоганом "Так мы надеемся процветать" (Thus we hope to prosper), и она оставалась единственной австралийской газетой до 1810 года, когда начала выходить газета "Дэруэнт Стар" (Derwent Star).

В 1824 году Вильям Уентворс (William Wentworse) начал выпускать "Оустрэйлиэн" (The Australian), упрямую и самоуверенную газету, которая во всем и вся поддерживала бывших каторжников. В 20-е годы XIX века стали выходить газеты, отражающие интересы растущей местной буржуазии, - "Монитор" (The Monitor), "Колониал Таймс".

В 1831 году появляется первая, дожившая до нашего времени ежедневная газета "Сидней Геральд" (The Sydney Herald). В 1841 году газета была продана другому типографщику Джону Фэйрфаксу (John Fairfax), который переименовал "Сидней Геральд" (The Sydney Herald) в "Сидней Монинг Геральд" (The Sydney Morning Herald). Газета и по сей день принадлежит холдингу "Джон Фэйрфакс" (John Fairfax Holdings Ltd)., причем является газетой "правящей верхушки" и всех, кто причисляет себя к элите.

В 1865 году население викторианской Австралии "пост-золотолихорадочного" периода (post-goldrush) уже составляло более 500 тысяч английских, ирландских и шотландских эмигрантов, которые привезли на новую родину свои старые "читательские" привычки. Легко понять, что большинство переселенцев уже были знакомы с penny press*, и они соответственно искали нечто похожее - "ведущее к родине" (homeward), т.е. газеты и журналы, писавшие об экономических, политических и литературных новостях Великобритании. Вот почему австралийские журналисты отчаянно конкурировали друг с другом, пытаясь первыми подняться на корабль, только что вошедший в порт, чтобы раздобыть английские газеты со "свежими" новостями и немедля перепечатать их.

80-е годы ХХ века были "золотым веком" австралийской журналистики расследования, основными "производителями" которой стали газета "Нэйшинэл Таймс" (The National Times) и телевизионная программа Four Corners компании "Острэйлиэн Броудкэстинг Компани" (Australian Broadcasting Company (ABC)). Именно в этот период появилось огромное количество Королевских комиссий, тогда же несколько министров короны ушли в отставку добровольно или по принуждению, а дела о коррупции в политических и полицейских кругах стали достоянием широкой общественности. Причем, именно в 80-х годах как никогда раньше становится ярко выраженной тенденция представлять проблему читателю с двух разных сторон: одну точку зрения ему преподносит одна газета, другую - другая соответственно.

Изначально большинство австралийских газет было связано с семейными династиями. "Сидней Монинг Геральд" (The Sydney Morning Herald) - с Фейрфаксами, мельбурнская "Эйдж" (The Age) - с Саймами, хобартская "Меркьюри" (The Mercury) - с Дэвисами, лонсестонская "Экзамайнер" (The Examiner) - с Рольфами, аделаидская "Эдвэтайзер" (The Advertiser) - с Бонитонами, пертская "Уэст Острэйлиэн" (The West Australian) - с Хеккетами . Но сейчас газеты вышли за рамки "семейного" дела - среди крупных монополистов, чьи семьи стояли у самых истоков австралийских СМИ, во "взаимодействии" с газетами остались только Фэйрфаксы (Fairfax).

На сегодняшний день самыми могущественными корпорациями среди газетных СМИ являются News Corp. Ltd, принадлежащая Руперту Мёрдоку, и John Fairfax Holdings, частичный контроль над которой все-таки сохраняет семья Фэйрфаксов. Журнальной периодикой владеет компания Кэри Пакера Australian Consolidated Press - дочернее предприятие мощного холдинга Publishing & Broadcasting Ltd. Компания Руперта Мёрдока News Corp. Ltd. контролирует 59 процентов всех печатных СМИ Австралии.

Основным источником зарубежной информации в настоящее время является агентство Australian Associated Press, созданное в 1935 году на кооперативных началах собственниками газет и радиостанций. С 1946 года оно - партнер агентства Рэйтер (Reuter), совместно с которым имеет корреспондентскую сеть в странах Азии, корреспондентский пункт в Лондоне и Нью-Йорке. Australian United Press - агентство, основанное в 1928 г., поставляет информацию о внутренней жизни Австралии, а провинциальным газетам - и о событиях за рубежом.