16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
Жанр (в общем) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах иск-ва; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.
Как отмечают теоретики, причина возникновения жанров – практическая потребность общества, сама жизнь диктует определенные способы отображения текущей действительности.
Так, со времен первой печатной газеты – петровские “Ведомости”(1702г) в РФ стали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации, такие как статья и рецензия. С появлением в 18 веке российской сатирической журналистики наступает эпоха развития басни, эпиграммы, памфлета, фельетона и других.
Но сегодня современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерной особенностью данной системы является то, что с одной стороны – она отличается определенной стабильностью, а с другой – подвижностью.
Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях). Существует такое понятие как диффузия жанра – использование в дополнение к основному текстообразующему жанру изобразительных приемов из других жанров, которые играют в тексте вспомогательную роль.
«Журналистика не может существовать без разделения на жанры. В противном случае – будет эклектика», поэтому необходимо создать систему жанров - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Существует несколько классификаций жанров журналистики. В ходе ответа я рассмотрю дифференциацию жанров Тертычного, Кройчика и Гуревича.
Ал-др Алекс. Тертычный: под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие:
предмет отображения (событие, ситуация, процесс, личность)
целевая установка (функция) отображения (описание, оценка, прогноз, выявление причинно-следственных связей)
метод отображения (эмпирические (эксперимент, наблюдение, работа с документами и др.) и теоретические (индукция, анализ, синтез, метод историзма и др.)
Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Каждый из них вносит свою толику в образование того или иного жанра. Тертычный наиболее весомым фактором считает целевую установку.
Классификация жанров Тертычного:
Информационные. Составляют основную часть массовых информационных потоков. Такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.
Это: заметка, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ.
Аналитические. Нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций.
Это: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, комментарий, рецензия, статья, обозрение, журналистское расследование и др.
Художественно-публицистические жанры. Авторская, писательская журналистика. Проявляется она, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности.
Это: очерк, фельетон, памфлет, пародия, житейская история, анекдот и др.
Лев Ефр. Кройчик говорит о том, что в 90-е годы резко изменилась поэтика публицистического текста:
на смену директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю.
современная публицистика все отчетливее персонифицируется.
3) она работает в режиме диалога с аудиторией.
4) текст приобретает черты литературности: меняется его стилистика, слово становится более экспрессивным, более эмоциональным и остроумным.
5) развитие новых информационных технологий (сети Интернет, в частности) создало естественные предпосылки для унификации (упрощения) жанров.
6) в эпоху конкурентной борьбы изданий за скорость передачи информации у журналистов стали ценится такие качества, как оперативность: переход на эксклюзивность или на комментирование. Поэтому жанр комментария становится наиболее популярным среди газетчиков.
Прежняя классификация устарела. Между тем, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне).
В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, Кройчик разбивает на 5 групп:
1) оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях;
2) оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;
3) исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
4) исследовательские – статья, письмо, обозрение;
5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет.
В целом можно выделить следующие основные тенденции жанрообразования.
• смещение одних жанров другими. В системе жанров журналистики на периферию отошли такие крупномасштабные жанры, как очерк, а в центр выдвинулись информационные жанры. Срединное положение занимает группа аналитических жанров;
• возникновению новых жанров предшествует освоение журналистами новых методов познания действительности, взятых на вооружение из других сфер человеческой деятельности, например, социологическое резюме или статья-прогноз;
• процесс размывания жанровых границ приводит не только к образованию гибридных жанровых форм (например, очерк-расследование), но и постоянному жанровому взаимообогащению;
• изменяясь и трансформируясь, жанры в своем развитии сохраняют свою преемственность, основные типологические признаки, обнаруживаемые в многообразии отдельных жанров.
По-другому к рассмотрению этого вопроса подходит Семён Моис. Гуревич. Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. По Гуревичу все жанры делятся на:
- Жанры новостной информации (заметка, отчет, репортаж)
- Диалогические жанры (интервью, диалог, полилог)
- Ситуативно-аналитические жанры (комментарий, корреспонденция, статья, рецензия, обзор)
- Эпистолярные жанры (письмо)
- Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка)
- Сатирические жанры (фельетон, памфлет, эпиграмма)
Эссе – полифонический жанр.
Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров:
1) Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.
2) Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.
3) Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.
5) Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.
Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием Интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет.
По мнению Виталия Третьяка в современной журналистике существует лишь 4 самостоятельных классических жанра: информация, репортаж, интервью и статья. Все остальное – это служебные жанры. Однако в конце XX века появился пятый, рожденный ТВ неклассический жанр – игра (ток-шоу, реалити-шоу и т.д.).
Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциации искусства, то жанры журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике. В журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике «чистота» жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для «бульварных» изданий и теле- и радиопередач низкого качества.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.