logo
Ответы ГОС 2013

16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.

Жанр (в общем) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах иск-ва; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.

Как отмечают теоретики, причина возникновения жанров – практическая потребность общества, сама жизнь диктует определенные способы отображения текущей действительности.

Так, со времен первой печатной газеты – петровские “Ведомости”(1702г) в РФ стали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации, такие как статья и рецензия. С появлением в 18 веке российской сатирической журналистики наступает эпоха развития басни, эпиграммы, памфлета, фельетона и других.

Но сегодня современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерной особенностью данной системы является то, что с одной стороны – она отличается определенной стабильностью, а с другой – подвижностью.

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях). Существует такое понятие как диффузия жанра – использование в дополнение к основному текстообразующему жанру изобразительных приемов из других жанров, которые играют в тексте вспомогательную роль.

«Журналистика не может существовать без разделения на жанры. В противном случае – будет эклектика», поэтому необходимо создать систему жанров - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Существует несколько классификаций жанров журналистики. В ходе ответа я рассмотрю дифференциацию жанров Тертычного, Кройчика и Гуревича.

Ал-др Алекс. Тертычный: под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие:

  1. предмет отображения (событие, ситуация, процесс, личность)

  2. целевая установка (функция) отображения (описание, оценка, прогноз, выявление причинно-следственных связей)

  3. метод отображения (эмпирические (эксперимент, наблюдение, работа с документами и др.) и теоретические (индукция, анализ, синтез, метод историзма и др.)

Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Каждый из них вносит свою толику в образование того или иного жанра. Тертычный наиболее весомым фактором считает целевую установку.

Классификация жанров Тертычного:

  1. Информационные. Составляют основную часть массовых информационных потоков. Такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.

Это: заметка, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ.

  1. Аналитические. Нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций.

Это: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, комментарий, рецензия, статья, обозрение, журналистское расследование и др.

  1. Художественно-публицистические жанры. Авторская, писательская журналистика. Проявляется она, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности.

Это: очерк, фельетон, памфлет, пародия, житейская история, анекдот и др.

Лев Ефр. Кройчик говорит о том, что в 90-е годы резко изменилась поэтика публицистического текста:

  1. на смену директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю.

  2. современная публицистика все отчетливее персонифицируется.

3) она работает в режиме диалога с аудиторией.

4) текст приобретает черты литературности: меняется его стилистика, слово становится более экспрессивным, более эмоциональным и остроумным.

5) развитие новых информационных тех­нологий (сети Интернет, в частности) создало естественные предпосылки для унификации (упрощения) жанров.

6) в эпоху конкурентной борьбы изданий за скорость передачи информации у журналистов ста­ли ценится такие качества, как оперативность: переход на эксклюзивность или на коммен­тирование. Поэтому жанр комментария становится наиболее популярным среди газетчиков.

Прежняя классификация устарела. Между тем, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне).

В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, Кройчик разбивает на 5 групп:

1) оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях;

2) оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;

3) исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4) исследовательские – статья, письмо, обозрение;

5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет.

В целом можно выделить следующие основные тенденции жанрообразования.

• смещение одних жанров другими. В системе жанров журналистики на периферию отошли такие крупномасштабные жанры, как очерк, а в центр вы­двинулись информационные жанры. Срединное положе­ние занимает группа аналитических жанров;

• возникновению новых жанров предшествует освоение жур­налистами новых методов познания действительности, взя­тых на вооружение из других сфер человеческой деятель­ности, например, социологическое резюме или статья-про­гноз;

• процесс размывания жанровых границ приводит не толь­ко к образованию гибридных жанровых форм (например, очерк-расследование), но и постоянному жанровому вза­имообогащению;

• изменяясь и трансформируясь, жанры в своем развитии сохраняют свою преемственность, основные типологичес­кие признаки, обнаруживаемые в многообразии отдельных жанров.

По-другому к рассмотрению этого вопроса подходит Семён Моис. Гуревич. Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. По Гуревичу все жанры делятся на:

- Жанры новостной информации (заметка, отчет, репортаж)

- Диалогические жанры (интервью, диалог, полилог)

- Ситуативно-аналитические жанры (комментарий, корреспонденция, статья, рецензия, обзор)

- Эпистолярные жанры (письмо)

- Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка)

- Сатирические жанры (фельетон, памфлет, эпиграмма)

Эссе – полифонический жанр.

Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров:

1) Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.

2) Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.

3) Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.

5) Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.

Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием Интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет.

По мнению Виталия Третьяка в современной журналистике существует лишь 4 самостоятельных классических жанра: информация, репортаж, интервью и статья. Все остальное – это служебные жанры. Однако в конце XX века появился пятый, рожденный ТВ неклассический жанр – игра (ток-шоу, реалити-шоу и т.д.).

Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциации искусства, то жанры журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике. В журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике «чистота» жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для «бульварных» изданий и теле- и радиопередач низкого качества.