61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
Понятие «информационное общество» и его концепция появились в 60-е годы в рамках теории постиндустриализма. Термин возник благодаря японцу Юдзиро Хаяши. Именно к 60-м годам мировая социокультурная динамика кардинально изменилась:
Резкий взлет научно-технических достижений (война – мощный катализатор науки и техники)
В 60, 70-е годы произошла научно-техническая революция. Появились новые источники энергии, новые материалы, новые технологии, телекоммуникация – связь на расстоянии. Наука стала непосредственной производительной силой.
Бурное развитие технологий в США.
Наступает общество потребления, общество всеобщего благоденствия. Гэлбрейт, Тоффлер, Ростоу, Бэлл говорят о том, что наступило постиндустриальное общество, где о человеке ценят по тому, какое у него авто, где он отдыхает, в каком районе живет. Главной ценностью являются знания, а высшей стратой – страта профессионалов.
Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Японский мыслитель Масуда Ёнэдзи заговорил об обществе 4-го сектора – об обществе науки, знания (1 – аграрный, 2 – промышленный, 3 – сервис). Япония наряду с другими странами перешла к обществу производства знаний.
Даниэль Бэлл определяет основные инновационные технологии, лежащие в основе информационного общества:
- Переход от механических и электрических систем к системам электронным, как следствие – рост скорости передачи информации.
- Миниатюризация – изменение величины конструктивных элементов и проводников – нанотехнологии.
- Дигитализация – дискретная передача информации посредством цифровых кодов.
- Программное обеспечение, позволяющее одновременно решать различные задачи без знания какого-либо специального языка на персональном компьютере.
К началу 21 века объем информации увеличился более чем в 30 раз – информационный взрыв – резкое возрастание объема научных знаний. Страну стали называть информационным обществом, если в ней более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Это, например, Япония, США, Голландия.
Кроме того, обязательными составляющими информационного общества являются:
медиатизация (посредничество) – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.
Компьютеризация - совершенствования средств поиска и обработки информации.
Интеллектуализация – процесс развития способностей воспринимать и порождать информацию. Повышение интеллектуального потенциала общества. Данный пункт – уязвимое место.
Ключевые понятия положения СМИ в информационном обществе (Ясен Засурский):
1. Глобализация – доступам ко всем источниками СМИ, сокращение расстояний, быстрый обмен информацией)
2. "Оцифровка" (дигитализация) - перевод информации в цифровое выражение (для передачи всех видов информации - текст, звук, видео, фото)
3. Конвергенция - совмещение всех видов существования информации в электронной среде - и радио, и ТВ, и газета.
4. Демассификация - (обратный процесс - сужение информационного потока). Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию.
Элвин Тоффлер (амер. социолог, футуролог) выделяет следующие ключевые моменты:
(работы: «Шок будущего», «Третья волна», «Метаморфозы власти»)
• Теперь каждый может являться не только потребителем, но и производителем образов, принадлежащих только ему (Э. Тоффлер пишет о видео; сегодня у нас еще есть и Интернет и мобильные телефоны со встроенными камерами и не только);
• Все новые разработки похожи тем, что делят зрителей на группы, и каждый новый сегмент не только увеличивает разнообразие нашей культуры, но и проникает в структуру средств информации;
• Наряду с новой техносферой появляется новая инфосфера, что не может пройти бесследно для нашего сознания. Необходимым становится непрерывное развитие способностей, непрерывное образование;
• На смену пролетариату приходит т.н. «когнитариат», состоящий из профессионалов, из высокообразованных работников, обладающих информацией и профессиональными навыками работы с самой разнообразной информацией. Такие люди не станут лишь потреблять информацию, но будут и производить ее. Таким образом появляется т. н. ‘prosumer’ (от producer – производитель и от consumer – потребитель);
• Демассифицированные масс-медиа демассифицируют и людское сознание. Небольшие группы людей обмениваются созданными им самими образами. Стандартизация образов времен Второй волны миновала;
• Мы начинаем жить в обществе «клип-культуры», когда «на личностном уровне нас осаждают … противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, и обстреливают нас разорванными и лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами». Это т.н. поток информации (avalanche of information). В особенности это относится к электронным средствам информации;
• Происходит разрыв между людьми Второй и Третьей волны. (Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни.) Публика Второй волны, привыкшая к устоявшимся истинам прошлого, «чувствует себя вырванной из пространства новых средств информации не только потому, что многое из того, она видит и слышит, пугает и расстраивает ее, но и тип подачи материала ей незнаком». Люди Третьей волны, напротив, готовы поглощать огромные количества информации, но они умеют выстроить из них цельную картину, а также преобразовывать их;
• Демассификация СМИ, культуры, личности ведет нас к свободе. Создать тоталитарное общество в условиях демассифицированных средств информации очень трудно, если вообще возможно;
• Демассификация цивилизации Второй волны, которую отражали средства информации, вызовет огромный скачок в объеме информации, которой мы обмениваемся между собой. Люди становятся более разнообразными, они уже не подходят под общие шаблоны, и это порождает потребность знать больше.
Наталья Лосева. Время новых медиа.
в журналистике изменился цикл производства информации
изменилась структура источников информации
изменилось понятие форматов и жанров
освещение событий идет в режиме он-лайн
Теперь задача журналиста – максимально зафиксировать свое присутствие на максимальном количестве носителей. Журналист сегодня не хозяин, он гоняется за своей аудиторией. Он там, где удобно аудитории, например, в социальных сетях.
Главная функция СМИ в современном мире – фильтрация информации, проверка её на достоверность. Во весь рост встает проблема обеспечения информационной безопасности. Её залогом является доминирование аналитики. Только она позволяет сформировать иммунитет от уток.
Взаимодействие журналистки и власти. Многослойная проблема. Закрыть Интернет-программу с одной стороны легко и просто, но с другой стороны, технически осуществить запрет на публикацию Интернете, осуществить отслеживание запрещенной информации предельно сложно. Государство часто злоупотребляет своей властью, закрывая то, что считает ненужным. Мы видим аресты за публикацию своего мнения, сроки за объявление в Интернете о сборе акций протеста и др.
Вопрос о перспективах газет. На Западе они сохраняют позиции. Вопрос о той форме, в которой будет существовать газета. В ИО распространен компьютер и Интернет. (Психология пассивного потребителя информации еще долго будет сохраняться, поэтому старые медиа еще будут существовать). В России, к сожалению, СМИ находятся в удручающем состоянии. Тиражи газет минимальны, число читателей газет падает, на первый план в информационном обслуживании населения выходят телевидение и радио. Кроме того, в России также происходит эрозия и фрагментация. Интернет мог бы стать фактором сохранения российского информационного пространства, но что быстрее будет происходить – развитие Интернета и информатизации в России или умирание прессы, сказать трудно. Видимо, необходимо одновременно ускоренное развитие информатизации и, вместе с тем, достаточно серьезное укрепление системы традиционных СМИ – прессы, телевидения и радио, которые для подавляющего большинства остаются наиболее доступным источником информирования и отнюдь еще не отыграли свою роль.
Блогеры. Почему проблема? Блогеры – конкуренты журналистов, им многие доверяют в то время, как деятельность блогеров бесправна (ни один закон не прописывает права и обязанности блогера, меры наказания в случае нарушения блогером). Анонимность блогеров ведет к вседозволенности (например, элементарное хамство и пошлость в высказываниях и их публикациях). Блогеры часто занимаются PR. Отсутствует аналитика, которая опиралась бы на авторитетные мнения врачей, юристов и др. компетентных специалистов. Часты проблемы с грамотным написанием (олбанский язык.)
ВЫВОД. ИО появляется в рамках постиндустриального общества и характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур. В развитом ИО преобладает сфера услуг над производственной сферой. Роль информации постоянно возрастает. В информационном обществе образование и наука становятся экономическими факторами. Интернет наиболее активно взаимодействует именно со СМИ и как канал доставки, и как потребитель их содержания. В условиях России с ее огромным пространством развитие доступа к инету особенно важно и актуально с т. зрения сохранения и развития информационного пространства. На сегодняшний момент Россию нельзя назвать информационным обществом.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.