logo
Ответы ГОС 2013

61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.

Понятие «информационное общество» и его концепция появились в 60-е годы в рамках теории постиндустриализма. Термин возник благодаря японцу Юдзиро Хаяши. Именно к 60-м годам мировая социокультурная динамика кардинально изменилась:

  1. Резкий взлет научно-технических достижений (война – мощный катализатор науки и техники)

  2. В 60, 70-е годы произошла научно-техническая революция. Появились новые источники энергии, новые материалы, новые технологии, телекоммуникация – связь на расстоянии. Наука стала непосредственной производительной силой.

  3. Бурное развитие технологий в США.

Наступает общество потребления, общество всеобщего благоденствия. Гэлбрейт, Тоффлер, Ростоу, Бэлл говорят о том, что наступило постиндустриальное общество, где о человеке ценят по тому, какое у него авто, где он отдыхает, в каком районе живет. Главной ценностью являются знания, а высшей стратой – страта профессионалов.

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Японский мыслитель Масуда Ёнэдзи заговорил об обществе 4-го сектора – об обществе науки, знания (1 – аграрный, 2 – промышленный, 3 – сервис). Япония наряду с другими странами перешла к обществу производства знаний.

Даниэль Бэлл определяет основные инновационные технологии, лежащие в основе информационного общества:

- Переход от механических и электрических систем к системам электронным, как следствие – рост скорости передачи информации.

- Миниатюризация – изменение величины конструктивных элементов и проводников – нанотехнологии.

- Дигитализация – дискретная передача информации посредством цифровых кодов.

- Программное обеспечение, позволяющее одновременно решать различные задачи без знания какого-либо специального языка на персональном компьютере.

К началу 21 века объем информации увеличился более чем в 30 раз – информационный взрыв – резкое возрастание объема научных знаний. Страну стали называть информационным обществом, если в ней более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Это, например, Япония, США, Голландия.

Кроме того, обязательными составляющими информационного общества являются:

  1. медиатизация (посредничество) – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.

  2. Компьютеризация - совершенствования средств поиска и обработки информации.

  3. Интеллектуализация – процесс развития способностей воспринимать и порождать информацию. Повышение интеллектуального потенциала общества. Данный пункт – уязвимое место.

Ключевые понятия положения СМИ в информационном обществе (Ясен Засурский):

1. Глобализациядоступам ко всем источниками СМИ, сокращение расстояний, быстрый обмен информацией)

2. "Оцифровка" (дигитализация) - перевод информации в цифровое выражение (для передачи всех видов информации - текст, звук, видео, фото)

3. Конвергенция - совмещение всех видов существования информации в электронной среде - и радио, и ТВ, и газета.

4. Демассификация - (обратный процесс - сужение информационного потока). Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию.

Элвин Тоффлер (амер. социолог, футуролог) выделяет следующие ключевые моменты:

(работы: «Шок будущего», «Третья волна», «Метаморфозы власти»)

• Теперь каждый может являться не только потребителем, но и производителем образов, принадлежащих только ему (Э. Тоффлер пишет о видео; сегодня у нас еще есть и Интернет и мобильные телефоны со встроенными камерами и не только);

• Все новые разработки похожи тем, что делят зрителей на группы, и каждый новый сегмент не только увеличивает разнообразие нашей культуры, но и проникает в структуру средств информации;

• Наряду с новой техносферой появляется новая инфосфера, что не может пройти бесследно для нашего сознания. Необходимым становится непрерывное развитие способностей, непрерывное образование;

• На смену пролетариату приходит т.н. «когнитариат», состоящий из профессионалов, из высокообразованных работников, обладающих информацией и профессиональными навыками работы с самой разнообразной информацией. Такие люди не станут лишь потреблять информацию, но будут и производить ее. Таким образом появляется т. н. ‘prosumer’ (от producer – производитель и от consumer – потребитель);

• Демассифицированные масс-медиа демассифицируют и людское сознание. Небольшие группы людей обмениваются созданными им самими образами. Стандартизация образов времен Второй волны миновала;

• Мы начинаем жить в обществе «клип-культуры», когда «на личностном уровне нас осаждают … противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, и обстреливают нас разорванными и лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами». Это т.н. поток информации (avalanche of information). В особенности это относится к электронным средствам информации;

• Происходит разрыв между людьми Второй и Третьей волны. (Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни.) Публика Второй волны, привыкшая к устоявшимся истинам прошлого, «чувствует себя вырванной из пространства новых средств информации не только потому, что многое из того, она видит и слышит, пугает и расстраивает ее, но и тип подачи материала ей незнаком». Люди Третьей волны, напротив, готовы поглощать огромные количества информации, но они умеют выстроить из них цельную картину, а также преобразовывать их;

• Демассификация СМИ, культуры, личности ведет нас к свободе. Создать тоталитарное общество в условиях демассифицированных средств информации очень трудно, если вообще возможно;

• Демассификация цивилизации Второй волны, которую отражали средства информации, вызовет огромный скачок в объеме информации, которой мы обмениваемся между собой. Люди становятся более разнообразными, они уже не подходят под общие шаблоны, и это порождает потребность знать больше.

Наталья Лосева. Время новых медиа.

  1. в журналистике изменился цикл производства информации

  2. изменилась структура источников информации

  3. изменилось понятие форматов и жанров

  4. освещение событий идет в режиме он-лайн

Теперь задача журналиста – максимально зафиксировать свое присутствие на максимальном количестве носителей. Журналист сегодня не хозяин, он гоняется за своей аудиторией. Он там, где удобно аудитории, например, в социальных сетях.

Главная функция СМИ в современном мире – фильтрация информации, проверка её на достоверность. Во весь рост встает проблема обеспечения информационной безопасности. Её залогом является доминирование аналитики. Только она позволяет сформировать иммунитет от уток.

Взаимодействие журналистки и власти. Многослойная проблема. Закрыть Интернет-программу с одной стороны легко и просто, но с другой стороны, технически осуществить запрет на публикацию Интернете, осуществить отслеживание запрещенной информации предельно сложно. Государство часто злоупотребляет своей властью, закрывая то, что считает ненужным. Мы видим аресты за публикацию своего мнения, сроки за объявление в Интернете о сборе акций протеста и др.

Вопрос о перспективах газет. На Западе они сохраняют позиции. Вопрос о той форме, в которой будет существовать газета. В ИО распространен компьютер и Интернет. (Психология пассивного потребителя информации еще долго будет сохраняться, поэтому старые медиа еще будут существовать). В России, к сожалению, СМИ находятся в удручающем состоянии. Тиражи газет минимальны, число читателей газет падает, на первый план в информационном обслуживании населения выходят телевидение и радио. Кроме того, в России также происходит эрозия и фрагментация. Интернет мог бы стать фактором сохранения российского информационного пространства, но что быстрее будет происходить – развитие Интернета и информатизации в России или умирание прессы, сказать трудно. Видимо, необходимо одновременно ускоренное развитие информатизации и, вместе с тем, достаточно серьезное укрепление системы традиционных СМИ – прессы, телевидения и радио, которые для подавляющего большинства остаются наиболее доступным источником информирования и отнюдь еще не отыграли свою роль.

Блогеры. Почему проблема? Блогеры – конкуренты журналистов, им многие доверяют в то время, как деятельность блогеров бесправна (ни один закон не прописывает права и обязанности блогера, меры наказания в случае нарушения блогером). Анонимность блогеров ведет к вседозволенности (например, элементарное хамство и пошлость в высказываниях и их публикациях). Блогеры часто занимаются PR. Отсутствует аналитика, которая опиралась бы на авторитетные мнения врачей, юристов и др. компетентных специалистов. Часты проблемы с грамотным написанием (олбанский язык.)

ВЫВОД. ИО появляется в рамках постиндустриального общества и характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур. В развитом ИО преобладает сфера услуг над производственной сферой. Роль информации постоянно возрастает. В информационном обществе образование и наука становятся экономическими факторами. Интернет наиболее активно взаимодействует именно со СМИ и как канал доставки, и как потребитель их содержания. В условиях России с ее огромным пространством развитие доступа к инету особенно важно и актуально с т. зрения сохранения и развития информационного пространства. На сегодняшний момент Россию нельзя назвать информационным обществом.