80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
Выразительность речи - совокупность таких ее качеств, которые обеспечивают полноценное, то есть максимально приближенные к адекватному пониманию передаваемой информации, восприятие речи адресатом. Чаще выразительность понимается как синоним экспрессивности речи, как выразительные средства языка. Слово выражает понятие. В этом же качестве оно используется в научной и официально-деловой речи. В разговорно-бытовой сфере слово, как правило, выражает еще и представление. В контексте художественной речи и в публицистике слова часто выражают не только представления, но и художественные образы. При этом используются единицы всех языковых уровней: от фонетического до синтаксического. В числе таких приёмов – тропы и фигуры.
Троп – перенос наименования, заключающийся в том, что слово, словосочетание, предложение, традиционно называющее один предмет (явление, процесс), используется для обозначения другого, связанного с первым. Механизм действия Т.: совмещение в одном слове или высказывании двух семантических планов: коллективно-языкового, соответствующего «буквальному» значению слова, и ситуативного, относящегося к данному случаю.
К тропам относят метафору, метонимию, синекдоху, сравнение, олицетворение, аллегорию, перифразу, иронию, гиперболу, иронию, эпитет, каламбур. Различие между тропом художественным и публицистическим носит качественный характер: публицистический троп является средством социальной оценки, привлечения внимания адресата, воздействия на него; художественный - раскрытия содержания, дополнительных смысловых оттенков.
Сравнение – основной троп. Выражается сравнительными оборотами, синтаксическими конструкциями, сравнительными степенями прилагательного, наречия, формой творительного падежа существительного. На сравнении базируются почти все остальные тропы. Образ обязательно опирается на сравнение, явное или скрытое. Это сравнение может быть основано на контрасте, сходстве или смежности, степени широты или узости понятий. Примеры: Беда кружится чёрной птицей.
Эпитет – образное художественное определение, может быть выражен только прилагательным или наречием. Примеры: Железный характер. Гитарообразные итальянки.
Метафора – перенос признаков с одного предмета на другой на основе сходства. Как разграничить сравнение и метафору? Метафора – это всегда скрытое сравнение. Всегда выражена сущ и глаг. Примеры: «Нику» потеряли в капусте. Караты счастья.
Синестезия – троп метафорического характера, задействующий несколько чувств сразу. Очень часто используется в заголовках в женских журналах. Пример: Ощутите сияние аромата. Слушай аромат. Невкусный на вид.
Олицетворение – (разновидность метафоры) перенос свойств любого живого существа на неживое. Персонификация – перенос свойств конкретного человека на неживое существо. Пример: Банки сидят на огромной денежной подушке. Юмор дышит в каждой строчке.
Метонимия – перенос свойств с одного предмета на другой, причём эти предметы связаны по смежности, вовлеченности в одну ситуацию. В отличие от нее, метафора не имеет связи в реальной жизни. В метонимии сходство реальное. Пример: Золото – у гуттаперчевых девочек, серебро – у прыгунов. Китай в космосе.
Оксюморон основан на сочетании противоположных по смыслу слов, означающих взаимоисключающие понятия, при этом создается нечто новое по содержанию. Пример: Назад в будущее. Вперед в прошлое. Юная взрослость Земфиры.
Гипербола – непомерное увеличение чего-либо, литота – непомерное уменьшение чего-либо. Гипербола в публицистике используется чаще. Пример: Скоро из Земли выкачают последнюю каплю нефти. Мужчины исчезнут, как динозавры. Бесконечно длинные ресницы. Сегодня ночью глаз не сомкнула.
Эвфемизм – эмоционально нейтральное слово или выражение, вместо грубого или неприличного. Пример: «Афроамериканец» вместо «негр».
Дисфемизм - Грубое слово вместо смягчённого, очень частое явление в современных СМИ. Пример: «Дуба дать» вместо «отойти в мир иной», «Зачем родителям тупая уродка».
Фигуры, в отличие от тропов, основываются на обыгрывании синтаксических конструкций. За счёт обыгрывания формы происходит смысловое выделение. Фигуры отвечают за выразительность текста.
Многоточие – умолчание, основанное на недосказанности, незаконченность некоторой синтаксической конструкции. Многоточия внутри речи характеризуют прерывистость, паузы, речь – живая, реальная. Цель многоточия – привлечение внимания.
Риторический вопрос (реализуется модель Клюева) - вовсе не исключает ответа, ответ может быть весьма неожиданный.
Риторическое восклицание не только выражает эмоции, но и привлекает внимание читателя, делает акцент. Пример: Поймите, мы устали!
Парцелляция – расчленение одной синтаксической структуры на самостоятельные отрезки. В женских журналах часто обыгрывается с помощью скобок. Пример: Товарный состав (преступления). Зал ожидания (твоего романа). Лечу без крыльев. Все болезни.
Анафора – единоначатие. Используется в публицистике часто. Реже используется эпифора – единоокончание. Пример: Мы устали ждать! Мы устали плакать! Мы устали надеяться!
Инверсия – изменение порядка слов. Градация (восходящая и нисходящая) – последовательное усиление или ослабление следующих в тексте друг за другом смыслов. Пример: Сегодня ты украл винтик, завтра украдешь прокатный стан. Время летит: минута, век, эра.
Хиазм – перекрещивание понятий. Пример: Виртуальная реальность или реальная виртуальность. В России две напасти: внизу – власть тьмы, вверху – тьма власти. Ценности культуры и культура ценностей.
Зевгма – в качестве однородных членов предложения используются разнопорядковые. Пример: Я пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием. Весной распускаются почки, болезни и женщины.
Каламбур – обыгрывание известных текстов. Цель каламбура – эффект, если игра не приносит эффекта, это не каламбур. Пример: Красавица и хирург. За модное тело платят здоровьем.
Палептон (тавтология, плеоназм) – тавтология – это ошибка, а палептон – обыгрываются разные значения одного и того же слова. Пример: товарищи, среди нас есть товарищи, которые нам давно не товарищи!
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.