29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
Средства массовой информации стран Северной Европы – Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и Исландии – в настоящее время переживают интересный и важный период в своем развитии. Дело в том, что здесь протекают неоднозначные процессы перехода от государственной системы регулирования информационных потоков к общественно-правовой и рыночной. Вместе с тем, на современное состояние СМИ оказывает громадное влияние история этих стран, во многом схожая.
Общность географического положения и социально-исторических судеб стали важнейшим фактором схожести процессов развития СМИ стран Северной Европы. Все государства Северной Европы – развитые индустриальные страны со сложившимися демократическими традициями.
Дания, о-в Гренландия. Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия – в этих странах высокий уровень жизни и грамотности. Все это обуславливает высокий уровень развития СМИ. Большое влияние на печатные СМИ оказывает партийная печать - социал-демократич. и либеральная партии. Характерна практика правового и государственного регулирования деятельности СМИ. Действует однотипное законодательство о печати. Запрещена цензура, нет политич. контроля со стороны гос-ва. Огромное кол-во ТВ передач, радио. Созд-ся система спутникового ТВ.
Сев. модель СМИ – особая во всем мире, сформировалась в силу ряда обстоятельств:
1.формальная – наличие Северного союза
2.«заповедные условия» существования для полит.изданий. Считается, чем больше полит.изд., тем больше плюрализма. Полит.пресса поддерживается гос-вом. НО антимонопольная служба субсидирует те газеты, которые уступают по тиражу лидерам (их называют «вторые газеты»и они не обязательно политические).
3. нет абсолютной коммерциализации, все под контролем гос-ва. Вложения в СМИ наиболее стабильны (!), т.к. стабильно высокие тиражи: тираж «Хельсинки Саномат» = тиражу всей ежедневной прессы Португалии
ОСОБЕННОСТИ Сев. модели СМИ:
1. приоритет общественной модели ТВ и РВ. Коммерческие каналы придерживаются обществ.модели вещания. Причина: в СЕ никогда не было тоталитаризма и революций, люди страшно спокойные и готовые платить за СМИ.
2.нет таблоидов, есть квалоиды – вечерние издания таблоидного формата без кричащих сенсаций, баланс развлечений и аналитики.
3.преобладают обществ.-полит. СМИ (газеты). На ТВ развлекательных программ больше.
4.люди предпочитают местную прессу
5.газеты связаны с политическими партиями
7.пресса зависит от рекламы: на 70% - ТВ, на 30% - печать.
Особенности шведской модели журналистики: В Швеции вся деятельность государственных и коммунальных органов власти должна происходить в свете гласности (18в). Положения об этом принципе гласности по-прежнему находятся в конституции, а точнее, в Законе о свободе печати. Принцип гласности должен гарантировать возможность общественного контроля. Содержание принципа состоит в том, что все документы и вся информация, включая записи на пленках и информацию, заложенную в компьютеры, которые находятся в распоряжении властей, должны быть доступны для всех. Гласность является основным правилом, секретность – исключением. Это означает, что всегда требуется поддержка закона, чтобы власть могла отказать в выдаче информации или документа. Шведская журналистика самая свободная.
Первый печатный орган на шведском языке вышел в свет в Стокгольме в 1645 году. Это была газета «Ординаре пост тейдендер» («Обычная почтовая газета»). Но еще раньше, в 1632 году, «Ординаре свенске постцайтунг» («Обычная шведская почтовая газета») на немецком языке выпускалась в Лейпциге.
Первая ежедневная газета появилась в Стокгольме в 1763 году. Называлась она «Даглигт аллеханда» («Все за день»). Именно в это время, когда по всему цивилизованному миру широко и активно распространялись идеи Просвещения, периодика стала важным инструментом воспитания и просвещения масс, распространения идей передовых мыслителей.
В 1766 году королем Густавом III был одобрен закон о свободе печати, который стал позже частью конституции, принятой в 1772 году. Впервые в мировой истории в законодательном порядке была отменена цензура, гарантирована свобода выражения мнений и предоставлена свобода доступа к источникам информации, прежде всего к официальным документам.
Бурное развитие шведская печать получила в XIX веке, когда, собственно, и сложились традиции шведского либерализма. Большую роль в этом сыграла газета «Афтонбладет» («Вечерняя газета»), основанная в 1830 году в Стокгольме видным общественным деятелем демократической ориентации Ларсом Йоханом Хмертом(1801–1872 годы). Эта газета до сих пор выходит и является одной из ведущих вечерних газет Швеции. Хмерт явился основателем современной шведской журналистики, да и вообще современной, либеральной идеологии печати. Его приемы до сих пор учат нас, как делать газеты. В его газете можно было найти подробные судебные репортажи, точные описания условий жизни народа, новости, неудобные для власти, бюллетени со всей страны и из-за рубежа, сплетни и семейные новости, произведения ведущих литераторов и высококачественную культурную дискуссию. На этой основе газета «Афтонбладет» стала оружием в борьбе против королевской власти, борьбе, приведшей в свое время в союзе и с другими демократическими силами к формированию шведской демократии. Формально – конституционная монархия, но на практике – парламентарная страна, где вся власть в руках народа, и с королем, превратившимся в символ. Однако противник легко не сдавался. Не раз правительство пыталось запретить выпуск газеты, чтобы таким образом отомстить за неудобные новости. Газета придумала хитрый способ выживания. Когда власть запретила выпуск, редакция сразу начала выпуск новой газеты: «Второй Афтонбладет», «Третий Афтонбладет», «26-ой Афтонбладет»...». Хмерт и его газета выступали за проведение социально-политических реформ. Газета выходит и поныне, правда, сейчас она принадлежит Центральному объединению профсоюзов Швеции и отражает позицию Социал-демократической рабочей партии.
В 1886 году начинает выходить теоретический орган Социал-демократической партии газета «Социал-демократ», публикации которой были сориентированы на острые социально-политические проблемы страны. Шведская социал-демократия к началу XX века сумела создать довольно широкую сеть массовых изданий, обеспечивших ей завоевание преимущественного влияния в рабочем движении и широких слоях мелкой буржуазии. Социал – демократическая рабочая партия Швеции насегодня самая крупная и многочисленная в стране. Официальные печатные органы – журналы «Актюэлльт и политик» («Актуальное в политике») и «Тиден» («Время»).
Достижения так называемой «шведской модели социализма» также теснейшим образом связаны с агитационными и пропагандистскими усилиями шведских журналистов.
Итак, шведская печать исторически сложилась как печать партийная. Эта ее особенность сохраняется и поныне. Она неотрывна от конституционного принципа гласности и от усилий государства по финансовой поддержке всех общественно-политических газет, поскольку, по мнению шведских исследователей, многообразие всех политических взглядов в обществе отражает лучше всего партийная пресса.
Финляндия. Финские журналисты разбились на два лагеря – фенноманов и шведоманов. Рассмотрим их прессу. Свой первый печатный орган политическое движение фенноманов основало в 1860-х годах, но лишь в 70-х и 80-х годах фенноманская пресса получила свое наибольшее развитие. В 1860-х годах задача этой прессы заключалась большей частью в обучении и просвещении. Самыми важными идейными компонентами мировоззрения фенноманской прессы были стремления к созданию национального самосознания на основании программы Снелльмана. Газета «Ууси Суометар» занимала ведущую позицию в формировании фенноманнских идей. Отношение к восстанию в Польше (1863 г.) и к вопросу о Дании (1864 г.) четко отделило фенноманскую прессу от либералов и шведоманов.
Наряду с газетой «Суометар», в 60-х годах прошлого века фенноманская печать была представлена, в частности, газетами «Олун виикко саномат», «Саномиа туйуста», «Отава» и др. Основная часть финноязычных газет, основанных в первой половине 1860-х годов, была закрыта после непродолжительного существования.
Стремления шведоманов совпадали большей частью с целями либералов. В особенности это касалось культурной и экономической политики. В вопросах языковой и национальной политики шведоманы считали шведоязычную интеллигенцию наиболее значимой для Финляндии. Прибегая к «самозащите» от фенноманов, они считали, что защищают западную культуру в Финляндии. Без шведоязычного образования, несущего в себе скандинавские традиции, и без живого шведского языка уровень образования в Финляндии не смог бы оставаться прежним. Настоящее шведское движение сопротивления возникло, однако, лишь в 70-х годах прошлого века. Его вдохновителем стал А.О. Френденталь. Программа этого движения в самой резкой форме была направлена на отсоединение Финляндии от России и повторное присоединение ее к Швеции. В языковой борьбе шведоманы не смогли, несмотря на свои попытки, повести за собой шведоязычный народ, и в результате на одной стороне оказалась шведоязычная интеллигенция, а на другой – финноязычные средний класс и сельское население. Френденталь уже в 1860-х годах выдвинул теорию о скандинавской расе, которая с высокомерием и даже с презрением относилась к финской части населения. Шведоязычному сельскому населению шведоманы адресовали газету «Фолкваннен» («Друг народа»), идеалистическая позиция которой бросалась в глаза. Эта газета с большой долей опеки относилась к тем, кому предлагала свое обучение. Газета была подвергнута критике. Непосредственно шведоманская пресса возникла лишь позднее.
Мировоззрение газетной печати во второй половине 60-х годов прошлого века имело явно западный оттенок. Позиция шведоманских газет основывалась на западном правопорядке и образовании, и даже фенноманская пресса не чуждалась «национальной свободы», которая царила в Англии. Основная часть зарубежных газет, присылаемых по заказу в Финляндию, поступала именно с запада. Энергичное подчеркивание значения свободы печати в финское прессе было связано с западными традициями и мировоззрением.
Лишь к концу XIX века финноязычная пресса заметно потеснила издания на шведском языке. Всего к концу столетия на территории Финляндии выходило около 140 газет и журналов на финском, шведском, русском и немецком языках.
В настоящее время в Финляндии выпускается значительное число русскоязычных и двуязычных газет. В 1906–1907 годах, например, в Финляндии издавалось восемь газет на русском языке. Большинство из них выпускалось в Выборге. В основном это были газеты, издаваемые различными революционными партиями. Среди газет такого рода дольше всех просуществовала газета «Пролетарий», редактором которой был Ульянов-Ленин.
Также можно отметить шесть религиозных журналов, издававшихся в Великом княжестве Финляндском до 1918 года.
Особенно бурно стала развиваться русскоязычная пресса после февральской революции – в марте 1917 года. Большинство газет и журналов являлись изданиями местных отделов различных революционных партий. Чаще всего это были газеты-однодневки. Они по сути дела представляли собой воззвания к солдатам и матросам и прекращали свое существование по мере ухода войск из Финляндии. Были попытки издания и журналов.
Конечно, основную массу русскоязычных изданий составляли органы печати различных политических партий. Так, «Голос социал-демократа» – это еженедельный журнал, орган Гельсингфорсской организации РСДРП (меньшевиков). Редактором был Л. Николин. Большевики тоже продолжали издательскую деятельность. «Знамя борьбы» – орган Выборгской военной организации РСДРП (большевиков) – издавалось с 18 июня по 27 октября 1917 года в Выборге на русском, финском или эстонском языках. Эсеры выпускали газету «Народная нива». Попытки объединения усилий социалистических партий вылились в выпуск журнала «За Россию» – орган социалистов всех партий, издание Паевого товарищества писателей в лице М. Горшкова. В период двоевластия и после Октябрьской революции выходили издания Советов («Известия»). После получения независимости в декабре 1917 финская печать развивается быстрыми темпами. Растут тиражи и общее количество изданий. В русскоязычной прессе в этот период тоже наметился бум. За все время существования независимой Финляндии на ее территории выпускалось 20 русскоязычных газет. Эмигранты в Финляндии в то время были еще тесно связаны между собой, их объединяла, кроме языка, также общность интересов, волнение за судьбу покинутой Родины. И как следствие этого – желание высказаться на страницах газеты, желание узнать, что происходит в России, чем живет русская колония. Но большинство газет прекращало свое существование очень быстро.
Дания. Первая регулярная датская газета «Данске меркуриус» вышла в 1666 году, в 1749 году стала выходить «Берлинске тиденде», которую основал Э.Г. Берлинг. Эта газета выходит до сих пор тиражом 150 тыс. экземпляров (воскресный выпуск – 250 тыс. экз.) и выражает взгляды правых кругов. Имеет смысл подчеркнуть одну знаменательную особенность истории датской журналистики: «семейные» издания остаются во владении семейных кланов, чему в немалой степени способствует политика государства. Ныне концерн «Берлинске тиденде» – один из крупнейших в стране. Век Просвещения не смог активизировать развитие датской периодики. Дело в том, что уровень образования в стране был сравнительно низок. Первый закон об обязательном обучении детей в возрасте от 7 до 14 лет был принят лишь в 1849 году. Важной вехой является также закон 1903 года, заложивший основы школьной системы, которая без особых изменений существует по настоящее время. Именно возникновение системы образования широких народных масс способствовало становлению датской журналистики. Становление и развитие массовой датской прессы относится к достаточно позднему по европейским меркам периоду – середине XIX –началу XX веков. Кстати, именно вторая половина XIX – первая половина XX веков — это период массовых политических движений, охвативших всю Европу, в том числе и Данию. Это также способствовало политизации населения и активизации публицистической деятельности, что не могло не сказаться и на положении периодической печати.
В начале XX века в Дании выходило почти 170 ежедневных газет, но постепенно число их уменьшилось. Сейчас количество газет менее 100. Подавляющее большинство газет издавалось и поныне издается политическими партиями. Так, социал-демократы – это крупнейшая политическая партия страны – издают ежедневную утреннюю газету «Актуэльт» (выходит тиражом около 90 тыс. экземпляров в Копенгагене, до апреля 1959 года выходила под названием «Социал-демократен», имеет около 10 провинциальных вариантов), ежедневную вечернюю газету «Ню дат».
На рубеже 1950-х – 1960-х годов в стране издавалось около 100 газет общим тиражом приблизительно 16000 тыс. экземпляров. Из этого числа 12 газет общим тиражом около 700 тыс. экземпляров издавалось в столице страны – Копенгагене. В 1990 году в Дании выпускалось 46 газет, выходящих более 4 раз в неделю и с тиражом свыше 1000 экземпляров. Их общий тираж составлял 1,8 млн. экземпляров. На одного читателя приходилось 352 экземпляра газет, что значительно меньше, чем в других скандинавских странах.
Радиовещание возникло в Дании в 1925 году, а передачи телевидения идут с 1951 года. Руководство радио и телевидением осуществлял радиосовет, контролировавшийся министерством культуры. Помимо собственно датского телевидения, в стране принимаются станции эфирного вещания из ФРГ и Швеции. Развито спутниковое телевидение, хорошие перспективы у кабельного телевидения.
Норвегия. Развитие норвежской прессы в силу исторических причин проходило медленно и болезненно. Подчинение Дании превратило Норвегию на длительное время в глухую провинцию.
До новой свободной конституции 1814 года и в первые годы ее появления, прессы как таковой не существовало: были лишь разрозненные журналы, печатающие объявления, сплетни, поучительные истории и т.п. В известной степени это определялось тем, что во время датского господства Норвегия не имела собственного письменного языка: в качестве литературного использовался датский. Только последовавшие двадцать лет после принятия Конституции можно считать реальным началом развития прессы.
Важную роль сыграли и географическое положение Норвегии, и плохо развитая система дорог и связи, и бедность страны. Все эти факторы, несомненно, сказались и на нынешнем состоянии норвежской прессы, ее локальности, разобщенности, многочисленности местных маленьких изданий. Кроме того, в традицию норвежской журналистики со времен освободительной борьбы вошли независимость, свобода суждений.
Как и в других странах Северной Европы, пресса Норвегии носила региональный характер. Не зря старейшая газета страны – «Моргенависен» («Утренняя газета») выходит с 1765 года не в Осло, а в Бергене.
Лишь с обретением страной подлинной независимости стала быстрыми темпами развиваться газетная пресса. Особенно быстрый рост тиражей газет приходится на первые годы после второй мировой войны.
Так, на два крупнейших города – Осло и Берген – приходится третья часть тиража всех газет. Сейчас провинциальная печать представлена в основном небольшими газетами, выходящими небольшими тиражами несколько раз в неделю.
Как и в других странах Северной Европы, норвежские газеты традиционно поддерживают связь с политическими партиями. Одной из старейших газет страны является «Адрессеависен» («Адресная газета»), основанная в 1767 году и выходящая в Тронхейме. Это орган консервативной партии Хейре. Норвежская рабочая партия выпускает с 1884 года ежедневную газету «Арбейдербладет» («Рабочая газета»). Это центральный орган партии, выходящий 52-тысячным тиражом в столице страны Осло.
Исландия. В 1773 году вышел первый ежемесячный журнал, в середине XIX века появились первые газеты. Старейшая ежедневная газета «Висир» («Указатель») выходит с 1910 года тиражом 20 тыс. экземпляров. Достижение в 1918 году суверенитета Исландии после столетней борьбы дало толчок росту литературы и развитию журналистики.
Очень большую роль в культурной жизни Исландии играл журнал «Фьольнир» (одно из мифологических имен бога Одина), основанный в Копенгагене обучавшимися там студентами из Исландии. Лишь в середине XIX века возникли первые собственно исландские газеты. Первое социально-политическое издание страны – «Ни фолегсрит» («Общественные записки») вышло в свет в 1841 году. В Исландии сейчас имеется пять ежедневных газет – органов политических партий, общий тираж которых составляет около 100 тысяч экземпляров: «Альтидубладид» («Народная газета»), «Висир» («Указатель»), «Моргунбладид» («Утренняя газета»), «Тиминн» («Время»), «Тьоудвильинн» («Воля народа»). Кроме того, имеется 5 еженедельных газет и ряд журналов. Исландия - лидер по степени концентрации газетного рынка.
Отличительные черты прессы СЕ:
1.общенациональные г. – партийные. Региональные – надпартийные.
2. партийных г. меньше, обществ.-полит. больше
3.буржуазных г. меньше, социалистических – больше
4.популярны религиозные газеты («КотимаА», Финляндия). Церковь – гос. институт, платит налоги, их газеты содержат общест-полит. темы
5.деловые газеты (много): Швеция - «ДагенИндустри», создана по примеру «FinancialTimes», концерн Бонньеров, Финляндия – «Кью палекти» (самая читаемая), Дания – «Берсенд»
6.воскресные г. появились только в 1990, т.к. профсоюз в начале 20 в. добился, чтобы журналисты не работали в сб и вс. Самая известная – г. «Метро» (с 1995). Это вечерняя бесплатная газета для наименее обеспеченных людей. Дается просто инфо, ничего не комментируется. + вакансии и релама. За счет рекламы окупила себя за 2 года.
ТВ и РВ Северной Европы (СЕ)
РВ существует с 1920-хгг. ТВ – с 1950-х гг.
Принципы вещания:
1. универсальный доступ к СМИ
2. программная политика удовлетворяет интересы общин и меньшинств
3. главная задача – развитие национального самосознания
4. отстраненность от политики
5.культурная и образовательная функции доминируют над развлекательной
С 60-х гг. 20в. СЕ создает единую национальную культуру (первые – Швеция и Финляндия). Главное – образование единой нации, защита от американизации. В Финляндии вообще запретили коммерческое вещание, только общественное.
Финансирование: абонентская плата, размеры которой устанавливаются парламентом + субсидии от парламента + очень ограниченные суммы от спонсоров (недавно разрешили компании «Шведское ТВ», например). Т.е. РЕКЛАМЫ НЕТ.
ТВ и РВ в СЕ независимо от гос-ва, экономических и политических сил. По закону программы д.б. беспристрастными, объективными и разными по темам. Правительство не контролирует программы до выхода в эфир. НО Комиссия по вопросам вещания (омбудсмен) уполномочена выражать свое несогласие с определенными программами или рассматривать жалобы слушателей/зрителей после выхода передачи в эфир. Большинство программ – документальные. 50-60% контента создают сами каналы. Нац. рынки замкнуты – производят сами, показывают сами себе и ничего не продают за границу. Это дорого, но создает самобытную культуру.
1980-е – прошла частичная коммерциализация каналов ТВ и РВ. Но коммерческое вещание создавалось по принципу общественного (никаких сенсаций, общество-политика-развлечения).
начало 1990-х – спутниковое и кабельное ТВ и РВ. ПР: на 2003 г. около 55% всех семей в Швеции имеют доступ к спутниковым программам либо по кабелю (35%), либо с помощью индивидуальных спутниковых антенн (20%) 1996 – постановление о переходе на цифровое вещание, после которого планируется расширить количество каналов.
Блеснем знаниями названий: «Шведское ТВ» (4 канала, 4-й – коммерч.), «радио Швеции» - вещает у себя и за рубеж (Германия, Эстония, Латвия, Великобритания). «Данмаркс» (ТВ, РВ Дании)
Коммунальное радио - любое юр. лицо, занятое некоммерческой благотворительной, политической, профсоюзной или религиозной деятельностью, может обратиться за разрешением вещать с этих станций. Цель - плюрализм. Реклама разрешена с 1993 года.
В СЕ высокое развитие компьютерной техники и Интернета. С 1998 – Финляндия 1-я вмиру по кол-ву подключений к Интернету в мире, в 2000г. 80% населения пользовались мобильниками. Т.е. вещание через Интернет и гаждеты очень популярно и востребовано уже давно. С 2007 года правительство грозится ввести платный доступ к СМИ в инете.
Тиднингарнастелеграмбюро(ТТ ) - ведущее агентство новостей Швеции. Все страны СЕ и шведские газеты, а также радио и телевидение являются постоянными подписчиками на услуги новостей ТТ, которое снабжает своих клиентов информацией о внутренней и международной политике, новостями спорта, отчетами с фондовых бирж, о событиях в экономике страны и проч.
Норвежское телеграфное бюро(NTB) - национальное информационное агентство. Основано в 1867 году. Главный поставщиком новостей для норвежских газет, радио- и телестанций.
Финское телеграфное бюро (FТB). Основано в 1887. Независимый национальный поставщик новостей и единственная служба новостей в Финляндии, работающая в режиме реального времени.
Особенность СМИ стран Северной Европы обусловлена тем, что они функционируют в уникальном правовом и этическом поле: конституционный принцип гласности, традиции и этические нормы, судебная система предоставляют журналистам «свободу рук», но вместе с тем и требуют от них высокой общественной ответственности.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.