logo
Ответы ГОС 2013

44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.

Чтобы выполнять свои функции журналисты должны обладать правом на получение информации. Законодательство регулирует правоотношения по поводу доступа журналистов к источникам информации.

Выделяют три типа источников.

1) документ – продукт человеческой деятельности по переработке первичной информации. Она «законсервирована» в документе с помощью тех или иных знаков на том или ином носителе информации. Виды документов: Государственно-административные, Производственно-административные, Общественно-политические, Научные; Нормативно-технические, Справочно-информационные;. Художественные 1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива). 3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка). 4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные - отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).

2) предметно-вещественная среда – несет на себе естественные «отпечатки» контактов с людьми и событиями.

3) человек, «живой источник», как называют это звено в американской научной традиции. 1. Он является свидетелем или участником тех или иных событий и потому выступает в качестве держателя информации о них. 2. Он – носитель инфы о себе, о своем внутреннем мире. 3. Он – транслятор информации, полученной от других. Особенность в том, что они могут открыться или не открыться для журналиста, поскольку человек, будучи существом социальным, сам программирует свое поведение и побудить его к контакту не всегда просто. Труднее всего извлечь информацию из человека. Доступ журналиста к информации регламентируется законами.

Закон о СМИ: государственные органы, организации, общественные объединения должны предоставлять информацию по запросам редакции или в трехдневный срок уведомить о причинах отказа. Врачебная тайна, частная жизни, усыновления. Право журналистов на распространение информации. Недопустимость злоупотреблением информацией.

Журналисты сталкиваются с нежеланием официальных структур, пресс-служб представлять информацию. Информация, не прошедшая процедуры закрытия, должна быть предоставлена без выдвижения каких-либо условий. Иначе законом предусмотрен штраф. Правом обращаться в суд журналисты почти не пользуются, так как информация быстро становится неактуальной.

Распространение информации о частной жизни допустимо только с согласия лиц.

Почему выбор источника становится проблемой? Одна из причин заключается в том, что довольно много людей с готовностью дали бы журналисту информацию, однако у них нет должных полномочий и компетенции, и поэтому полученные от них сведения не могут считаться достоверными. Лучшая «шпаргалка» для определения компетентных и полномочных персон – телефонные и другие справочники для внутреннего пользования, из которых можно узнать не только фамилии, имена, отчества функционеров, но и названия отделов, департаментов, служб. Когда материал появляется на газетной полосе или в эфире, требуется снабдить его еще одним атрибутом достоверности: обязательной ссылкой на источник. Отсутствие таковой обычно свидетельствует о непрофессионализме репортера. Либо приходится учитывать, что собеседники журналиста боятся «репрессий» со стороны своего начальства, озабочены карьерой, не хотят общественной огласки, стесняются.

Статья 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» обязывает нас сохранять в тайне источник информации и не называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Если не удалось уговорить собеседника назвать его в публикации, то поступать следует только по закону. Отдельного подхода требуют слухи как источник информации. Однако самые распространенные источники информации для журналистов – представители органов власти. По данным Комиссии по свободе доступа к информации (российский правозащитный фонд), около 80% журналистов систематически обращаются за сведениями к представителям различных ветвей власти, преимущественно – исполнительной. Особенность работы с органами управления заключается в том, что между средствами массовой информации и руководителями федерального, регионального и местного уровней есть посредники – пресс-секретари и пресс-службы. Они организуют брифинги, пресс-конференции и встречи с руководством для интервью, отвечают на запросы, проводят аккредитацию корреспондентов, приглашают их на закрытые мероприятия, готовят информацию в виде пресс-релизов, справок, отчетов. Нельзя не учитывать, что получаемая таким образом информация часто бывает односторонней, поскольку задачи пресс-служб не совпадают с обязанностями прессы. Правоохранительные органы, как правило, аккредитую у себя журналистов – МСЧ, структуры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Разъясняют журналистам как нужно вести репортаж.

Суды. Отношение третьей ветви власти с «четвертой» регламентируются Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным кодексами РФ. Они определяют пределы информирования журналистов в части находящихся в производстве дел, устанавливают ограничения по объемам сведений, предназначенных прессе, оговаривают условия, при которых журналисту разрешается и запрещается присутствовать на заседаниях суда.

Сегодня у нас в стране существует достаточно развёрнутая система информирования журналистов о происходящих событиях.

Основные формы информирования (по Лазутиной):

1. Брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;

2.Презентации – торжеств. встречи представителей каких-либо гос., обществ. или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;

3.Пресс-конференции – встречи гос. или обществ.деятелей, представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;

4. Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;

5.Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами;

6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб.