55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
Мораль – это правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям.
Этика – учение о морали, нравственности как одной их форм общественного сознания.
Профессиональная мораль – это модификация общественной нравственности.
Профессиональная этика – это наука, изучающая профессиональную специфику морали.
Журналистская мораль – это и форма общественного сознания, и субъективное состояние личности, и реальное общественное отношение. Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы.
Журналистские кодексы – отражения этики журналиста как своего рода сводов норм и правил профессиональной морали. Международная организация журналистов. Их кодекс говорит о том, что журналист должен оберегать достоинство своей профессии и не должен прибегать к недостойным средствам и способам получения информации.
Основные кодексы и положения:
Международные принципы журналистской этики (приняты в Праге в 1983 году на международной встрече профессиональных журналистских организаций).
Право людей на получение истинной информации.
Верность журналиста объективной реальности (первейшая его задача – гарантировать людям получение достоверной информации).
Социальная ответственность журналиста (информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления).
Профессиональная честность журналиста (воздерживание от работы, которая противоречит его убеждениям).
Общедоступность СМИ.
Уважение общественных интересов. Уважение всеобщих ценностей и культур (истинный журналист выступает за всеобщее ценности гуманизма: демократию, социальный прогресс.
Устранение войны и других зол.
Содействие новому информационному порядку (он направлен на демократизацию в области информации на базе мирного существования народов и уважения их культурной самобытности).
Уважение частной жизни.
Иоганнесбургские принципы. Национальная безопасность, свобода самовыражения и доступ к информации (приняты 1995 году группой экспертов в области международного права).
1.Свобода мнения, самовыражения.
2.Защита интересов национальной безопасности. Чрезвычайное положение. Запрещение дискриминации.
3.Использование языка национального меньшинства. Государство обязано принимать меры для предотвращения незаконного вмешательства в частную жизнь. Не может быть наказан под предлогом национальной безопасности если раскрытие информации не наносит ущерб законным интересам информации. Правительство не может запретить доступ журналистов в те районы, где идут конфликтные действия. Нет предварительной цензуры.
Документы парламентской ассамблеи Совета Европы. Резолюция по журналисткой этики. (1993 год). Четкое разграничение между новостями и мнениями. Информационное вещание должно быть основано на достоверности. Власти не должны считать себя собственниками информации. Информационные органы должны быть прозрачными: не скрывать владельцев СМИ. Уважение презумпции невиновности! В журналистике цель не оправдывает средства и информация должна добываться законными путями. Журналист не должен использовать свое положение в личных целях. При решении конфликтных ситуаций СМИ должны противостоять насилию, отрицать дискриминацию. СМИ должны играть ведущую роль в предотвращении напряженности в обществе.
“Хартия прав человека” ООН в 1943 году. Статья 19 – свобода на распространение информации. “Декларация касающаяся нарушения прав человека” ЮНЕСКО 1948 год. СМИ способствуют прекращению дискриминации.
”Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира” – ЮНЕСКО. СМИ вносят вклад в борьбу против расизма. СМИ способствуют ликвидации невежества. СМИ должны играть важную роль в воспитании молодежи.
РФ. Кодекс профессиональной этики журналиста. (1991 год первый съезд Союза журналистов). Социальная ответственность журналиста – он ответственен пред зрителями, читателями. Нельзя использовать СМИ в ущерб интересам общества. Правдивость и объективность. Добросовестность (проверка фактов). Честность (нельзя пользоваться преимуществами как журналиста в жизни). Уважение чести и достоинства личности. Уважение общечеловеческих ценностей. Профессиональная солидарность.
Как нарушение этики – если журналист умышленно обнародовал неверную информацию, если он получил общественнозначимую информацию, но в корыстных целях скрыл ее. Если он фальсифицирует информацию. Замалчивание важной информации. Нарушение этики: если журналист препятствует плюрализму мнений. Вводит общество в заблуждение. Делает в тексте существенные изменения без согласия автора. Если публикует информацию о частной жизни без согласия лица. НО кодекс не может привлечь к административной или уголовной ответственности
Кодекс профессиональной этики российского журналиста. (1994 год. Одобрен конгрессом журналистов России). Не принимать каких-либо взяток. Сохраняет тайну источника информации. Обязан уважать просьбу лиц, не разглашать их высказывания. Журналист полагает несовместимым свой статус с занятием должности в государственных органах. Обязан исправить свою ошибку.
Московская хартия журналистов (1994 год, 27 журналистов). Критикует и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден. Знает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки ружье. Плагиат – это тяжелое профессиональное преступление. Соблюдает закон честной конкуренции.
Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций. (1998. Не практиковать скрытие информационных сетей.
Хартия телерадиовещателей. Стремление к правильности и чистоте языка. Частная жизнь – это семейная тайна. Частная территория – дом, усадьба. Общественные интересы – необходимость защиты основ конституции. Тактичное отношение к пострадавшим.
Гильдия судебных репортеров. Декларация о принципах честной работы в жанрах судебного очерка, репортажа, журналистского расследования. Стремимся избегать обвинений, а задавать вопросы по известным фактам. Вправе работать с утечкой информации. Объектами критики могут быть лица госструктур, коммерческих организаций. Но лицо имеет право на изложение своей точки зрения. Готовы принести извинения в случае допущения ошибки. Вправе указать на ошибки в работе следственных органов, если следим за ходом какого-либо дела.
Основное: журналист распространяет только достоверную информацию, не использует профессию в личных целях, признаёт юрисдикцию только своих коллег, не может работать в политике и власти, теряет свой статус взяв в руки оружие. Определенной ступенью зрелости профессиональной этики журналиста считается ступень кодификации этических норм журналиста, т. е. Создание определенных кодексов. Кодификация отражает уже сформированное профессиональное сознание. На Западе кодификация распространена. Почти каждая редакция имеет свой кодекс. В России процесс кодификации развивается слабо. На этот процесс есть несколько точек зрения.
Против кодификации (составления кодексов):
а. Мораль тем и отличается от права, что кодекс слабо помогает в сложных ситуациях. На основе своего неписанного кодекса интуитивно принимается решение. Это индивидуальный творческий процесс.
б. Наши российские кодексы пытаются списывать с западных кодексов. Если это международный кодекс – справедливо, но универсальные нормы переписывать не надо, они самоочевидны. Если брать какие-то конкретные кодексы западных СМИ, то по оценке наших исследователей они слишком прагматичны – отражают правила поведение журналистов в их социальной среде и их в типичных ситуациях, а не в наших.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.