logo
Ответы ГОС 2013

82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.

В процессе взаимодействия журналистики с социальными институтами создается определенная структура СМИ. Она отражена в типологических характерах, с помощью которых можно было бы описать каждое издание. Типология – это классификация предмета по каким-либо общим признакам. Изменение хотя бы одного типологического признака ведет к преобразованию облика издания.

Параметры типологии:

1. Регион распространения. Главное здесь не место нахождения издания, а регион распространения. Могут быть транснациональными – американский журнал “Таймс”; общенациональные: передачи Первого канала, КП – они перешагивают границы, но транснациональными их назвать нельзя; региональные, местные – город и район; газеты предприятий.

2. Учредитель. Учредителем может стать любой гражданин страны. На первое место вышли – частные лица, редакции и издательства. Мало партийных изданий. СМИ промышленно-финансовых групп – ЛУКОИЛ, Газпром.

3. Аудитория. АИФ, КП – универсальная тематика, рассчитанная на массовую категорию. Новые известия, коммерсант – на политическую.

4. Издательские характеристики: периодичность, объем, формат.

К началу 90-х годов газеты утратили былое лидирующее положение как источник массовой информации в целом и особенно информации оперативной, проиграв ТВ и отчасти радио. Нерегулярные читатели составляют сегодня более половины реальной аудитории многих газет («АиФ», «КП»). А увеличение доли случайных покупателей заставляет максимально дифференцировать свою целевую ауд.

В сов. времена местная пресса находилась в жалком положении, время от времени поднимался вопрос о ее спасении с помощью центр прессы. Предлагалось ввести локальные приложения к газетам более высокого территориального уровня. Это модель воплощается в наши дни, но теперь уже для спасения центральных газет. «АиФ» и «КП» сохранили тиражное лидерство за счет стратегии региональных выпусков своих изданий.

Типология Засурского:

1) общерос газ изд. Самый большой класс в этой группе представлен общ-политич и универсально тематич газетами (для всех обо всем). (АиФ, КП, телегиды)

2) регион печать. Основным параметром, определяющим качеств и колич хар-ки рег печати является х-р террит общности, на которой она распространяется. («АП», «СК»)

3) пресса нац регионов. Выходит как на гос для субъектов языке, так и на рус. (Горный: «Улалу», «Алтайдын Чолмоны»)

4) деловая пресса. Базой чит аудитории являются образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке и на государственной службе. Главная функция – быть надежным источником инфы. («Ваше дело»)

5) реклам пресса. 3 группы газет и журналов: газеты част. бесплатных объявлений, рекламно-инф. издания, распространяемые платно и бесплатно и газеты и журналы по оптовой торговле. («Резонанс», «Купи-продай»)

6) аграр пресса. О с/х, садах-огородах. («Дневник садовода-огородника»)

7) эколог период издания. По содержанию делится на изд, в к-х присутствует весь спектр проблематики и освещающие одну или неск тем.

8) религиоз печать. Отражает существующий в обществе духовный плюрализм. Кроме христ. периодики выходят издания др. конфессий - ислама, буддизма, а также нетрадиц религ организаций, свидетели Иеговы, общество Кришны.

9) женская пресса.

10) детская и юнош прессы. По возрастному признаку делятся: для дошкольников, для младших школьников, для подростков и старшеклассников. По характеру информации: на универсально тематические и монотематические. По способу производства: традиционные и юнкоровские.

Классификация по Ал. Анат. Грабельникову:

1) на качественную и на массовую;

2) на государственную и коммерческую;

3) на официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, которая выражает мнение своего издателя;

4) на правящую, ведущую агитацию линии властных структур, и оппозиционную, критикующую существующий режим;

5) на политизированную, сосредоточенную в основном на отражении политической борьбы и деполитизированную, содержание которой не затрагивает полит вопросов и баталий;

6) на деловую, обслуживающую новый класс бизнесменов, и на развлекательную;

7) на легитимную, официально зарегистрированную в Минпечати, и нелегитимную;

8) на национальную и транснациональную.

В настоящее время происходит укрепление позиций региональной прессы на информационном рынке, причины: 1. Экономическое и политическое укрепление самостоятельности регионов упрочило позиции местной прессы. 2. Снизилась покупательная способность населения: дешевле чаще всего местная газета, ее чаще покупают. 3. Монополизм связистов, увеличивших стоимость услуг по доставке прессы, сделал невыгодным распространение больших тиражей на большой территории. 4. Активность региональных властных и деловых элит привела к укреплению местной прессы, она способна обеспечить поддержку политических и коммерческих проектов; местная пресса - канал влияния на аудиторию.

* Районная печать, несмотря на ряд исторически сложившихся неблагоприятных факторов (трудная экономическая ситуация, зависимость от местных властей, отсталая полиграфическая база, отсутствие квалифицированных журналистских кадров), пользуется неизменным спросом у местных жителей. Приоритетная тематика районных газет — Закон о пенсиях, потеря сбережений населения в результате краха местных банков, детские и другие пособия, проблемы выживания.

На состояние современной региональной прессы оказали влияние экономические трудности. Разрушение системы городской доставки и распространения печати практически убило вечернюю прессу. Газеты, которые носят название вечерних, распространяются в основном по подписке и издаются в течение дня. Яркий пример «Вечерний Барнаул».

Зарубежные исследователи обращают внимание на суперполитизацию нашей прессы, находящейся под воздействием активного противоборства коррумпированных экономических группировок, проявляющих себя пока больше в сфере политики, чем экономики. Это так называемые олигархи. В провинции, регионах ситуация существенно не отличается от столичной. Наши яркие примеры «Алтайская правда» пропагандирует только губернатора Алтайского края, Путина и «Единую Россию», «Катунь 24» придерживается той же позиции, «Атмосфера» и «Газета №1» принадлежат депутату госдумы Николаю Рыжак и является его собственной информационной платформой.

Местное радио по-прежнему использует проводное вещание, хотя сейчас частные радиостанции развиваются все более активно. У нас в крае чисто наше радио только «Катунь 24» или «Милицейская волна», остальные все программы сотрудничают с федеральными радиостанциями.

Телевидение делится на две категории — частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовложений, и государственное, подчиняющееся местной власти. Региональное телевидение, по сравнению с российским, имеет преимущество в плане поддержания контактов с аудиторией, но проигрывает с точки зрения размещения рекламы и возможностей развития собственной продукции. По части финансирования государственные телекомпании существенно уступают частным. Частная телекомпания: «Инвис». «Алтай-новости», «Катунь 24» и «Наши новости» финансируются из гос.бюджета.

Если же говорить о влиянии прессы на население, то, бесспорно, основными носителями информации в регионах являются СМИ местного уровня: местное телевидение, местные газеты, местное радио. И это было бы нормально, если бы местные СМИ соответствовали современным стандартам информирования населения. К сожалению, местная пресса, как правило, замыкается в локальных проблемах, меньше внимания уделяя общероссийским и тем более международным.

На смену региональному изданию, посвященному, прежде всего местным проблемам, должны прийти такие типы изданий, которые, делая основной акцент на проблемах края, области, республики, могли бы вместе с тем активно освещать участие своего территориального образования в решении общероссийских проблем, способствовать приобщению региональной аудитории к событиям и процессам общероссийского и международного характера.

В современных условиях, когда региональная пресса играет все более значительную роль и начинает укрепляться экономически, а иногда становится рентабельной, разумно было бы добиваться уточнения ее типологического статуса с тем, чтобы она могла в большей степени объективно информировать население обо всем происходящем в мире и в России. В современном же виде регионализация средств массовой информации часто по объективным причинам не способствует интеграции России и может стать одним из факторов сегментации не только информационного пространства, но и России как государства.