4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
Эпоха Просвещения (конец 17 – 18 века) стала поворотным этапом в истории европейской цивилизации. Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы в 18 в. начали сменяться демократическими. «Просвещение с помощью света разума» – таков был лозунг прогрессивных сил Европы. 1689 – принятие «Билля о правах» – новая модель взаимоотношения личности и государства. Появление интеллектуальной среды: «Республика ученых» - объединены задачей поиска истины. Стали создаваться научные общества, способные к привлечению и аккумулированию средств на издания (в том числе и периодические).
Первый европейский журнал («Журнал ученых», 1665-1828) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера (редактор Дени де Сало). В Англии первый журнал Олдберна. Цензурные преследования, существовавшие в большинстве стран Европы, заставили обратить внимание журналистов на возможность публикаций своих изданий в Голландии.
Характерным признаком эпохи Просвещения является просветительская журналистика. Её задача - исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.
В английской просветительской журналистике два подхода к исправлению нравов:
сатирический. Джонатан Свифт. Даниэль Дефо. Памфлет был излюбленным жанром Свифта. «Битва книг» и «Сказка бочки» — в нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения. Редактором еженедельника «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». В этой газете Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии вигов.
Великим памфлетистом и полемистом эпохи Просвещения был Д. Дефо – сатира его достигает цели. Написал «Гимн позорному столбу». Его журнал «Ревью» (1660-1731) был исключительно продуктом труда, таланта и подвижничества Дефо, он сам писал материалы на политические, коммерческие и социальные темы, будучи одновременно репортером, правщиком, комментатором. Д. Дефо – основатель «персонального журнализма». Свои публичные выступления Дефо начал с памфлета «Против турок». Написал памфлет «Гимн позорному столбу», превратив свой позор в триумф. Он просидел в тюрьме до ноября 1703. Тем временем, вокруг него велась борьба в обществе.
Газета «ОБОЗРЕНИЕ». Дефо занимался пропагандой.
морально-дидактический. Нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля. Первым нравоучительным журналом стал «Болтун» Стиля. Совместное сотрудничество Стиля и Аддисона – «Зритель». Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Позже появился новый журнал «Опекун». Имел почти такой же успех как и «Зритель», но просуществовал около года (издательский тандем Стиль-Аддисон распался).
Влияние аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками. "Шептун", "Ворчун", "Болтунья", "Развлекатель" и др.
Разработка теории свободы слова в «Ареопагитике» Джона Мильтона, «Дебатах о свободе печати» Карла Маркса и других трудах зарубежных мыслителей.
Распространение печатного дела в Европе породило множество проблем, большинство из которых были связаны со стремлением властей контролировать процессы распространения информации и обмена идей.
В 1502 в Испании был принят закон, согласно которому все печатные издания должны были проходить предварительную цензуру.
В Риме появление в 1559 первого «Индекса запрещенных книг».
В Англии 1538 был принят закон, согласно которому любой типограф должен был получить королевский патент на свою деятельность, а цеховая организация типографов – «Компания книгоиздателей» – была обязана не только представлять печатные материалы на предварительную цензуру, но и следить за деятельностью членов своего цеха.
Во Франции закон 1561 предписывал подвергать бичеванию распространителей и авторов «клеветнических» листков и памфлетов. В случае повторного нарушения закона, виновные лица карались смертной казнью.
Борьба за свободу слова начинается как реакция на цензуру. В это время теорию естественного права разрабатывают Томас Гоббс и Дж. Локк. Локк: «Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Естественное право-право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты». Понятие свобода слова возникло в либеральных теориях гос-ва. В Англии, в 17 в. (английский Билль о правах - право на свободу мысли и слова.)
Исторически свобода слова возникла как инструмент для обеспечения информированности и поддержания высокого уровня компетентности государственных органов власти. Так, английский Билль о правах 1689 г. гарантировал членам Парламента полную свободу обсуждения дел королевства и чиновников, без чего его работа была бы неэффективной. Это свойство свободы слова - залог объективного представления о том, что же реально происходит в регионе и за его пределами.
17 век стал для Англии веком Буржуазной революции. Процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной. Здесь существовала традиция вести политич. дискуссии не в газетах, а в памфлетах. Одним из самых известных памфлетистов, разработчиков теории свободы слова является Джон Мильтон.
Джон Мильтон. Ареопагитика.
В 1644 году к суду был привлечен поэт и публицист Джон Мильтон, обвиненный компанией книгопродавцов в нарушении закона о предварительной цензуре (1643г.). По этому поводу был написан памфлет «Ареопагитика», построенный как обращение к членам парламента. За образец он взял «Логос ареопагитикос» – речь античного оратора Исократа, обращенную к высшему законодательному органу Афин. Мильтон один из первых выступил против цензуры.
Обращаясь к истории, он указывает, что впервые закон о цензуре был издан папской курией.
Ранее история не знала аналогичных законодательств. Католическая церковь наложила оковы на духовную и культурную жизнь общества, именно она рассматривается Мильтоном как источник зла, в данном случае цензуры.
Мильтон считает, что невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, имеет ли право произведение на жизнь или не имеет, дать ему объективную оценку.
Человек должен иметь возможность услышать все, что говорят другие, и сказать все, что хочет сказать сам. «Дайте мне свободу знать, выражать свои мысли, а самое главное, судить по своей совести», - требует Мильтон.
Цензорами должны быть люди выше среднего уровня. Где отыскать людей, которые будут тратить своё время на подобные занятия? “то будут люди невежественные, властные и нерадивые”. Цензоры будут выедать из книг все то, что не соответствует их невежественному пониманию, или даже подвергать книги уничтожению. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого.
Ещё одним доводом, который приводит автор в пользу отмены цензуры на книгопечатание является то, что данный закон тормозит развитие науки, не позволяет образованным людям донести свои мысли до народа. Автор не забывает указать и на то, что такое недоверие вышестоящих к жителям Англии унижает их, так как людей заведомо обвиняют в том, чего они не делали.
Говоря о свободе печати, Мильтон имел в виду лишь «лучших людей», средний класс. Он не распространял действие этого принципа на низы, так как считал, что свобода и власть «черни» не доступны.
Он отстаивал только право своего класса на свободу слова. После казни короля Карла – 1 и установление в Англии республики Мильтон в течение трех лет занимал должность правительственного секретаря в Государственном совете и сам выполнял обязанности цензора. Это свидетельствует о том, что он не рассматривал требование свободы печати как абсолютное. Более того, партия, к которой он принадлежал, предприняла ряд мер (законы о печати), направленных в первую очередь против демократического движения левеллеров. Идеологом этого движения был Лильберн.
Карл Маркс. «Дебаты о свободе печати».
Карл Маркс в статье «Дебаты о свободе печати» приводит своего рода протокол заседания парламента, на котором обсуждался вопрос о свободе печати в Рейнской провинции Пруссии. Анализируя выступления ораторов, Маркс делает определенные выводы и в итоге приходит к провозглашению своей политической программы по данному вопросу.
М. считал, что депутаты сословного собрания не нуждаются в этой свободе, не осознают ее необходимость обществу: они никогда не знали свобод печати как насущную потребность. Т.к. они находятся еще в слишком сильной связи с прежними порядками.
Факт существования цензуры опровергает свободу печати. Деление на дурную и хорошую печать - предлог для существования ограничений свободы печати. М. сравнивает закон о печати с законом о цензуре. Закон о печати карает злоупотребление свободой, он выражает право. Закон о цензуре - карает свободу как некоторое злоупотребление, он выражает бесправие.
Если незрелость человеческого рода есть мистический довод против свободы печати, то цензура, во всяком случае, - в высшей степени реальное средство против зрелости рода человеческого. Всё, что развивается, — несовершенно. Почему среди всех этих несовершенств именно свободная печать должна быть совершенной?
Главнейшая свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом. Писатель, который низводит печать до простого материального средства, в наказание за эту внутреннюю несвободу заслуживает внешней несвободы - цензуры;
Макс. де Робеспьер о свободе печати
Якобинец, один из лидеров Великой Французской революции.
Способность сообщать мысли – удивительное качество, отличающее человека от животного.
Свобода слова – это бич деспотизма, поэтому деспоты всячески пытаются нарушить свободу слова, свободу печати.
Свобода должна быть полной и безграничной.
Единственный цензор – общественное мнение.
Джон Лильберн. «Новые цепи Англии»
Активный участник Английской буржуазной революции, лидер левеллеров. Лильбёрн был защитником «древних прав и свобод Англии» и борцом против «последствий нормандского завоевания», то есть выступал за создание республики и предоставление населению широких демократических прав и свобод.
Он развил теорию свободы печати, выдвинутую Мильтоном. Лильберн ставил требование свободы печати в один ряд с требованием уничтожения других монополий. Во-первых, монополии на торговлю и производство, во-вторых, монополии на произнесение проповедей, в-третьих, монополии печати.
«Новые цепи Англии» - «Чтобы была свободна печать, при помощи которой могут быть всего удобней разоблачены изменнические и тиранические планы; эта свобода имеет наиважнейшее значение для республики, и должно запрещать только то, что касается установления тирании»
«Вторая часть Новых цепей Англии» - «Правящие офицеры говорят о свободе, но какая это свобода, если они заставили замолчать печать, которая по праву является и считается у всех свободных народов самым существенным признаком свободы?»
За памфлеты «Новые цепи Англии» и «Вторая часть Новых цепей Англии» Лильберн был арестован и заключен в тюрьму. Он выиграл судебный процесс, был оправдан, а затем выслан из страны. По возвращении на родину Лильберна заключили в тюрьму, где он умер.
Джон Уилкс. Газета «Норт Бритон»
Английский политический деятель и публицист. В 1757 избран в парламент. В обстановке массовых выступлений мануфактурных рабочих и ремесленников У. возглавил группу буржуазных радикалов, выступавших против правительственной политики. В 1762 основал газету "Норт Бритон" ("North Briton"). Историки журналистики утверждают, что он превратился в кошмар для короля и его министров, так как все время добивался права печатать репортажи о парламентских дебатах и критиковать правительство. Уилкс полностью, а не сокращенно (как это было традиционно принято) приводил имена критикуемых политиков; однажды он позволил себе выступить с очень резкой статьей по поводу речи короля. Уилкса обвинили в клевете, он несколько дней провел в Тауэре. После того как он был выпущен на свободу, толпа встретила его с восторгом. Уилкс перепечатал номер, вызвавший негодование властей. Опасаясь преследований, Уилкс эмигрировал, но в 1768 г. вернулся в Англию и возобновил борьбу.
Оноре Мирабо. «Опыт о деспотизме», «Тайные приказы и государственные тюрьмы».
Деятель Великой Французской революции, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции. Мирабо выступил как сторонник теории естественного права и доказал законность и справедливость борьбы с тиранией: «Человеку для того, чтобы разорвать свои цепи, дозволены все средства без исключения…». Свобода есть суть человеческой личности, без свободы нет и личности. «Я знаю только три способа существования в современном обществе: надо быть или нищим, или вором, или получать жалованье».
История печати в Германии. Условия становления и развития журналистики Германии как профессиональной деятельности.
В истории развития журналистики Германии можно выделить следующие этапы:
1. Пражурналистские явления.
2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
3. Развитие журналистики как общественного института;
4. Журналистика Германии эпохи Просвещения.
5. Журналистика и мартовская революция
6. Деятельность Маркса и Энгельса.
7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
8. Гитлер и журналистика
9. Журналистика ГДР и ФРГ.
10. СМИ Германии на современном этапе.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.