logo
Ответы ГОС 2013

18. «Новые медиа» в структуре сми

Вслед за радио и телевещанием были изобретены сетевые технологии, основанные на ином цифровом способе передачи информации, которые привели к формированию новой среды для распространения потоков информации. Форма организации таких каналов передачи информации получила название Интернет.

Интернет – это система соединенных компьютерных сетей мирового масштаба, которая предоставляет услуги по обмену данными. То есть это сеть сетей, которая объединяет национальные, региональные и местные компьютерные сети. Инет стал средством общемирового вещания. В отличие от радио и телевещания, основной функцией которого стало производство и распространение массовой информации, инет оказался средой для межличностной, публичной, индивидуальной и групповой коммуникации.

Функции Интернета:

1.Социальная, которая приводит к образованию новых форм коммуникативного поведения в среде, где господствуют горизонтальные связи и отсутствуют территориальные и временные границы.

2.Информационная, информационные контакты протекают в режиме открытости и общедоступности.

3.Экономическая функция направлена на получение коммерческой прибыли. Функции инета осуществляются через сетевые службы. Основные формы их организации: электронная почта (индивидуальная коммуникация), телеконференции, чат, www (глобальная гипертекстовая система, которая использует каналы Интернета в качестве среды для пересылки электронных документов).

Классификация сетевых изданий (Давыдов):

1. по отношению к традиционным СМИ: собственно сетевые издания; сетевые версии традиционных СМИ

2. по типу содержания: новостные, комментарийные, смешанные; авторские, редакционные.

3. по тематике: монотематические (ориентированы на определенные сигменты аудитории); политематические.

Складывающаяся система сетевых изданий, а так же электронный версии традиционных СМИ – динамично развивающийся сегмент информационного рынка России. Этому способствуют характерные особенности этого канала распространения информации: открытость и демократичность, оперативность и интерактивность (увеличение скорости передачи информации и диалоговый режим ее потребления), а так же мультимедийность (сочетание текста, аудио и видео ряда).

Российские информагентства в WWW. Практически все ИА имеют сегодня собственные веб-страницы (ИТАР-ТАСС, РИА «Вести», ИНТЕРФАКС и др.). Открывая собственные страницы, имеющие презентационный характер, эти службы новостей заявляют о себе на рынке новых информационных технологий. Широкую известность приобрела Национальная служба новостей, созданная в конце 90х. В сети было зарегистрировано новое ИА Lenta.ru. Цель проекта - организация единого оперативного информполя как для рядового пользователя, так для различных типов СМИ.

Российские газеты и журналы в WWW. Все центральные периодические издания сегодня имеют электронные версии, привлекая рекламодателей и расширяя аудиторию. В Западной Сибири наибольшей популярностью пользуются электронные версии экономических изданий «Деловая Сибирь», «Эпиграф», «Коммерсант-Сибирь» (Новосибирск). На электронных страницах издания можно увидеть информацию, которая не вошла в печатный выпуск.

Российское радиовещание и телевидение в WWW. Всемирная паутина сегодня насчитывает великое множество сайтов виртуальных радиостанций. Телевизионные веб-технологии развиваются в нашей стране с опозданием. Видеоблоги.

Ключевые понятия положения СМИ в информационном обществе (Ясен Засурский):

1. Глобализациядоступам ко всем источниками СМИ, сокращение расстояний, быстрый обмен информацией)

2. "Оцифровка" (дигитализация) - перевод информации в цифровое выражение (для передачи всех видов информации - текст, звук, видео, фото)

3. Конвергенция - совмещение всех видов существования информации в электронной среде - и радио, и ТВ, и газета.

4. Демассификация - (обратный процесс - сужение информационного потока). Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию.

М. М. Лукина пишет, что с появлением электронных СМИ аудиовизуальная информация опережала текстовую, но распространение цифровой технологии все изменило. Аудиовизуальные и текстовые СМИ начинают сливаться, становясь мультимедийными, что очень важно. Этот процесс интеграции, «конвергенции», как пишет М. В. Лукина, имеет следующие особенности:

• Наряду с традиционными СМИ возникают «гибридные», как их называет М. В. Лукина, онлайные или офлайные);

• Благодаря слиянию всех видов СМИ, журналист может предложить содержание газете, онлайновому изданию, телевидению, радио отдельно. Возникает возможность получать одно содержание разными путями;

• Это влечет за собой то, что профессиональные требования к журналисту изменяются, теперь он должен уметь производить материалы для всех видов СМИ;

• Конвергенция (здесь М. М. Лукина ссылается на Л. М. Землянову) порождает новые жанры. В качестве примера М. Лукина приводит «инфотейнмент» (от information – информация и entertainment – развлечение);

• Наконец, конвергенция создает новую информационную среду – мультимедийную, обладающую двумя важными характеристиками. Во-первых, «синтетической» - в одной информационном продукте сочетаются текст, изображение, звук, видео. Во-вторых, «интерактивность», позволяющая индивидуализировать продукт, выбирая из многих возможностей необходимые.

Можно лишь догадываться о том, что ждет средства массовой информации в будущем. Возможно, средства информации утратят свою массовость, а возможно, объединившись в олигополии, будут производить информацию самого разного содержания, однако ясно одно: в информационный век средства информации, демассифицированные или недемассифицированные, будут иметь важнейшее значение. Очень многие по-прежнему не хотят верить в то, что настала новая, постиндустриальная, эпоха. Как бы то ни было, бесспорно только одно: «Мы можем двигаться только в одном направлении – вверх, вверх и вверх; так же должны повышаться наши интеллектуальные стандарты. Изящество. Точность. Конкретность. Правота. Стойкость. Это все».