18. «Новые медиа» в структуре сми
Вслед за радио и телевещанием были изобретены сетевые технологии, основанные на ином цифровом способе передачи информации, которые привели к формированию новой среды для распространения потоков информации. Форма организации таких каналов передачи информации получила название Интернет.
Интернет – это система соединенных компьютерных сетей мирового масштаба, которая предоставляет услуги по обмену данными. То есть это сеть сетей, которая объединяет национальные, региональные и местные компьютерные сети. Инет стал средством общемирового вещания. В отличие от радио и телевещания, основной функцией которого стало производство и распространение массовой информации, инет оказался средой для межличностной, публичной, индивидуальной и групповой коммуникации.
Функции Интернета:
1.Социальная, которая приводит к образованию новых форм коммуникативного поведения в среде, где господствуют горизонтальные связи и отсутствуют территориальные и временные границы.
2.Информационная, информационные контакты протекают в режиме открытости и общедоступности.
3.Экономическая функция направлена на получение коммерческой прибыли. Функции инета осуществляются через сетевые службы. Основные формы их организации: электронная почта (индивидуальная коммуникация), телеконференции, чат, www (глобальная гипертекстовая система, которая использует каналы Интернета в качестве среды для пересылки электронных документов).
Классификация сетевых изданий (Давыдов):
1. по отношению к традиционным СМИ: собственно сетевые издания; сетевые версии традиционных СМИ
2. по типу содержания: новостные, комментарийные, смешанные; авторские, редакционные.
3. по тематике: монотематические (ориентированы на определенные сигменты аудитории); политематические.
Складывающаяся система сетевых изданий, а так же электронный версии традиционных СМИ – динамично развивающийся сегмент информационного рынка России. Этому способствуют характерные особенности этого канала распространения информации: открытость и демократичность, оперативность и интерактивность (увеличение скорости передачи информации и диалоговый режим ее потребления), а так же мультимедийность (сочетание текста, аудио и видео ряда).
Российские информагентства в WWW. Практически все ИА имеют сегодня собственные веб-страницы (ИТАР-ТАСС, РИА «Вести», ИНТЕРФАКС и др.). Открывая собственные страницы, имеющие презентационный характер, эти службы новостей заявляют о себе на рынке новых информационных технологий. Широкую известность приобрела Национальная служба новостей, созданная в конце 90х. В сети было зарегистрировано новое ИА Lenta.ru. Цель проекта - организация единого оперативного информполя как для рядового пользователя, так для различных типов СМИ.
Российские газеты и журналы в WWW. Все центральные периодические издания сегодня имеют электронные версии, привлекая рекламодателей и расширяя аудиторию. В Западной Сибири наибольшей популярностью пользуются электронные версии экономических изданий «Деловая Сибирь», «Эпиграф», «Коммерсант-Сибирь» (Новосибирск). На электронных страницах издания можно увидеть информацию, которая не вошла в печатный выпуск.
Российское радиовещание и телевидение в WWW. Всемирная паутина сегодня насчитывает великое множество сайтов виртуальных радиостанций. Телевизионные веб-технологии развиваются в нашей стране с опозданием. Видеоблоги.
Ключевые понятия положения СМИ в информационном обществе (Ясен Засурский):
1. Глобализация – доступам ко всем источниками СМИ, сокращение расстояний, быстрый обмен информацией)
2. "Оцифровка" (дигитализация) - перевод информации в цифровое выражение (для передачи всех видов информации - текст, звук, видео, фото)
3. Конвергенция - совмещение всех видов существования информации в электронной среде - и радио, и ТВ, и газета.
4. Демассификация - (обратный процесс - сужение информационного потока). Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию.
М. М. Лукина пишет, что с появлением электронных СМИ аудиовизуальная информация опережала текстовую, но распространение цифровой технологии все изменило. Аудиовизуальные и текстовые СМИ начинают сливаться, становясь мультимедийными, что очень важно. Этот процесс интеграции, «конвергенции», как пишет М. В. Лукина, имеет следующие особенности:
• Наряду с традиционными СМИ возникают «гибридные», как их называет М. В. Лукина, онлайные или офлайные);
• Благодаря слиянию всех видов СМИ, журналист может предложить содержание газете, онлайновому изданию, телевидению, радио отдельно. Возникает возможность получать одно содержание разными путями;
• Это влечет за собой то, что профессиональные требования к журналисту изменяются, теперь он должен уметь производить материалы для всех видов СМИ;
• Конвергенция (здесь М. М. Лукина ссылается на Л. М. Землянову) порождает новые жанры. В качестве примера М. Лукина приводит «инфотейнмент» (от information – информация и entertainment – развлечение);
• Наконец, конвергенция создает новую информационную среду – мультимедийную, обладающую двумя важными характеристиками. Во-первых, «синтетической» - в одной информационном продукте сочетаются текст, изображение, звук, видео. Во-вторых, «интерактивность», позволяющая индивидуализировать продукт, выбирая из многих возможностей необходимые.
Можно лишь догадываться о том, что ждет средства массовой информации в будущем. Возможно, средства информации утратят свою массовость, а возможно, объединившись в олигополии, будут производить информацию самого разного содержания, однако ясно одно: в информационный век средства информации, демассифицированные или недемассифицированные, будут иметь важнейшее значение. Очень многие по-прежнему не хотят верить в то, что настала новая, постиндустриальная, эпоха. Как бы то ни было, бесспорно только одно: «Мы можем двигаться только в одном направлении – вверх, вверх и вверх; так же должны повышаться наши интеллектуальные стандарты. Изящество. Точность. Конкретность. Правота. Стойкость. Это все».
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.