46. Современное радио России. Структура и система организации.
К концу 90-х годов сформировалась новая структура радиовещания. Возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.
Крупнейшим собственником радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы – создание «Радио России» (дек. 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всероссийскую государственную телерадиовещательную компанию. «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ-FM.
До 1995 года параллельно существовала другая Российская телерадиокомпания – «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио - 1», «Маяк», «Юность», «Орфей». После ликвидации компании «Останкино» в 1995 году все эти каналы получили статус общероссийских, в результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности.
В августе 1997 года Указом Президента «О совершенствовании структуры радиовещания в РФ» было ликвидировано «Радио - 1», как государственная станция. В результате акционирования переместилось в сектор негосударственного радиовещания в качестве канала «Радио – 1 - Культура». Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк» и «Юность». «Радио России» изменило программную концепцию, прежде всего в информационной части эфира: новости этого радио выходят в эфир под тем же названием «Вести» и с той же заставкой, что и информационная программа РТР.
В 1998 году четко обозначилась тенденция монополизации и централизации вещания. Указом Президента и соответствующим постановлением правительства на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую наряду с ВГТРК вошли (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объединенный с радиостанцией «Юность», «Орфей» и российская радиокомпания «Голос России», технические службы, 99 региональных ВГТРК и 110 региональных передающих радиотелецентров. Таким образом, воссоздается система единого государственного телерадиовещания страны.
К зоне государственного радиовещания примыкают радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим и другим организациям. Постоянно укрепляет свои позиции сектор коммерческих и частных радиостанций. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-FM диапазон.
На рубеже 80-90-х годов стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт), поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM диапазон, причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах. Определяющим фактором развития коммерческого радиовещания стали экономические преобразования, появление частного капитала. На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные предприниматели (российско-французская станция «Европа плюс», российско-американская «Максимум»).
Классификация. Коммерческие станции в регионах делятся следующим образом: франчайзинговые, местные коммерческие FM - станции, частные медиа-холдинги (Ростов-на Дону, «Пульс»). По охвату аудитории:
- общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая ее часть. К ним относятся государственные радиостанции («Радио России», «Маяк») и коммерческие каналы («Русское радио», «Европа плюс»).
- региональные, вещающие на регионы и крупные города страны.
- локальные – местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов.
Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.
1) Радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач («Радио России», «Эхо Москвы»);
2) Информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения (информационно-музыкальная радиостанция «Маяк»);
3) Музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции («Европа +», «Русское Радио»);
4) Специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории («Авторадио», Юмор);
5) Религиозные станции, представляющие разные конфессии («Радонеж», «Радио Алеф», «Радио Кришналока», радиостанция «София», радио «Теос»);
6) Вещающие в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) («Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы», «Станция 2000»).
Функции, 3 группы (по Шерелю): информационные: собственно информационная и рекламная; обеспечивающая социальное управление обществом: интегративная, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропангандистская и организаторская; культурно-просветительская: эстетическая, просветительская и функция развлечения – рекреативная.
Тенденции в развитии современного отечественного радиовещания:
Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов;
Определилась и консолидировалась аудитория различных станций;
Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важное направление в развитие вещания;
Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий;
Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу;
Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с ТВ;
Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важные его профессиональные качества, индивидуальность;
Прямой эфир и как его следствие интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой, радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник;
Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока;
Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию.
В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных, региональных, местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типом собственности, направленности и форматом вещания, популярности у слушателей. Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.