64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
Политические технологии — это одна из областей политической деятельности, которая очень тесно связана с технологиями проведения предвыборной кампании. Согласно этим технологиям, отрабатываются и внедряются различные способы манипуляций общественным мнением. Политические технологии, по сути, являются действиями, которые повышают эффективность политических организаций и групп, борющихся за приход к власти в государстве.
СМИ являются средством передачи важной и актуальной информации широкому кругу аудитории. СМИ выполняют ряд политических функций:
информационная: получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях; не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценка;
образовательная: сообщение гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников; при этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность (последствия манипуляций);
функция социализации: усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления, которая позволяет личности адаптироваться к социальной действительности
функция критики: эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля, однако критика СМИ отличается широтой охвата;
контрольная: основывается на авторитете общественного мнения; хотя СМИ не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам;
артикуляция и интеграция: СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов; они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы;
мобилизационная: все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ позволяют и стимулируют человека выйти за рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, но! - через призму своего собственного видения политической реальности.
Влияние на политику СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что, в свою очередь, позволяет определенным образом формировать общественное мнение. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. Большой поток информации и её противоречивый характер, иногда не снабженный комментариями, открывает большие возможности для манипулирования общественным сознанием. Фрагментарность, или дробление, информации, создавая видимость ее разносторонности и оперативности подачи, препятствует людям сформировать целостную картину политических явлений или событий. Это дает коммуникаторам дополнительные возможности манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя другие.
Предвыборная кампания начинается за три месяца до дня голосования. Во время предвыборной агитации государственные средства массовой информации обязаны предоставить бесплатные площади (эфирное время) под агитационные материалы, плюс к этому все СМИ имеют возможность заработать на платной рекламе кандидатов: каждый из них получает избирательный фонд. В информационных материалах следует быть осторожными. Упомянув одного кандидата (партию), необходимо упомянуть остальных, иначе можно получить судебный иск от неупомянутых. Кандидаты стараются всячески вынудить СМИ нарушить это правило, при этом применяют разные способы создать информационный повод (устраивают скандалы с покушениями, судятся друг с другом, устраивают пресс-конференции и брифинги по любому поводу, организуют пикеты и митинги в свою поддержку). За сутки до дня голосования прекращается всякая предвыборная агитация. В это время выход любых материалов с упоминанием кандидатов или партий является противозаконным. (Глеб Павловский в день выборов Путина организовал сайт, на котором публиковали результаты экзит пуллз; сайт не являлся средством массовой информации, то есть формально нарушения закона не было, однако, по свидетельству аналитиков, это оказало влияние на исход голосования – впрочем, спорное утверждение). Существует два вида PR-технологий: «белые» и «черные». Белые – призывают голосовать ЗА данного кандидата, расписывая его достоинства. Черные – призывать голосовать ПРОТИВ оппонента, расписывая его недостатки (сидел в тюрьме, понизил пенсии, развалил образование и т.д.). Сейчас чаще всего используются именно черные PR – технологии.
СМИ в системе власти и политики. Чаще всего в редакциях имеется журналист, специализирующийся на политической тематике, который интересуется политикой, долго пишет об этой сфере, и который поддерживает контакты с важными людьми или их заместителями. По опыту наиболее открытая для контактов – законодательная власть. Депутаты заинтересованы, чтобы о них слышали избиратели, депутаты зависят от их голосования. Как правило, именно депутаты «ухаживают» за журналистами, поставляют им информацию, комментируют события. По опыту наиболее интересная – исполнительная власть. Именно от ее решений зависит повседневная жизнь граждан. Но чиновники более закрыты для контактов и более подвержены субординации, склонны спрашивать разрешения у своих начальников. Отношения прессы и исполнительной власти относительно равноправны: где-то власть вынудить каким-либо способом освещать «нужное» мероприятие, где-то пресса «ущипнет» власть. По опыту, информация, исходящая от судебной власти, наиболее рейтинговая. Интерес аудитории к судебной хронике непреходящ. Однако судебные органы часто оказываются наиболее закрытыми для прессы. В частности, разрешение на съемки в зале суда дает судья, обе стороны вправе заявить о своем нежелании, чтобы присутствовала пресса. Многое решают хорошие отношения с судьями и пресс-секретарями судов. При работе в суде следует помнить об ограничениях. Например, до вынесения приговора нельзя называть подсудимого преступником. При описании обстоятельств дела нужно оговариваться: «по данным следствия», «по версии обвиняемого».
Не каждое СМИ способно на политическую аналитику. Для этого нужно иметь журналистов с особыми способностями и особо информированных. Кроме того, аналитика – самое продуктивное поле для манипуляций общественным мнением. Манипулирование - скрытое управление сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. СМИ являются основным инструментом политического манипулирования, поскольку обладают богатыми и фактически неограниченными ресурсными возможностями воздействия на массовое сознание. Цель манипулирования - повлиять на человека по каналам, которые менее всего контролируются осознанно, и таким образом внедрить в массовое сознание социально-политические мифы (СССР: миф о крахе капитализма и торжестве социализма, миф о частной собственности как о главном источнике социального зла и другие). К приемам политического манипулирования можно отнести «наклеивание ярлыков», стереотипы Липпмана, периодическое повторение информации (информация забывается, если её не подогревать новыми фактами), полуправда, снижение статуса («Ни один патриот нашей страны не будет возражать», то есть, поддерживая данную точку зрения, вы автоматически попадаете в разряд людей, лишенных патриотических чувств) и многие другие способы.
Таким образом, СМИ непосредственно связаны с властью и политическими структурами, они не могут существовать, не сталкиваясь друг с другом. Благодаря большому спектру возможностей, СМИ могут не только формировать общественное мнение, но и манипулировать им.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.