logo
Ответы ГОС 2013

3) Экспериментальные методики.

«Сделав какое-либо предположение о смысле того или иного слова, о том или ином правиле словообразования и т. п., следует пробовать, можно ли сказать ряд разнообразных фраз, применяя это правило». Одним из результатов этого метода было то, что возникло понятие «отрицательный языковый материал» – это «всякое речевое высказывание, которое не понимается, или не сразу понимается, или понимается с трудом, а потому не достигает цели».

Этот метод заключался в искусственном придумывании стилистических вариантов к тексту. Эксперимент имеет целью определить и оценить роль элемента, подвергшегося изменению. Всякий текст, если он истинно художествен, не выносит замены одного слова другим, одной грамматической формы другой, одного порядка слов другим и т. д. Постановка неудачных вариантов и, что самое главное, исследование причин их неудачности приводит нас к пониманию причин удачности текста.

Таким образом, структура редакторского анализа делится на части, так как каждая единица текста подвергается многим мыслительным операциям, у каждой из которых своя цель.

Общие требования, предъявляемые к редактированию:

  1. Стараться, чтобы исправления внес автор;

  2. Не начинать правку, не познакомившись с текстом в целом;

  3. Править только после того, как установлена причина неудовлетворительности текста;

  4. Не выходить за пределы допустимого вмешательства в авторский текст;

  5. Минимум поправок и пользоваться для этого авторскими речевыми средствами;

  6. Не застревать подолгу на трудных местах, возвращаться к ним по завершению чтения;

  7. Подвергать острой критике собственные предложения и поправки.