28. Этапы становления итальянской журналистики
С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. В это время особенно активную роль в распространении общественной информации играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляют яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям. Расцвет в 5в. до н.э. ораторского искусства. Ораторские речи послужили одним из источников публицистики. 1 в. до н. э.
К настоящему времени большинство исследователей едины во мнении, что появление прессы следует отнести к V в. до н. э., когда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре - в 60 году до н. э. Юлий Цезарь регулярно обнародовал протоколы Сената. «Акта Сенатус» - ежедн.отчеты. (Офиц часть+полуофици (церемонии)+происшествия). Данные о заседаниях сената стали разбавляться другой информацией. «Акта Диурна» - эта газета описывала общественные проблемы, анекдоты, некрологи. Она была первой, кот. имела черты газеты. тиражировалась в скрипториях рабами переписчиками. По распоряжению Цезаря был создан «коментариус рерум новарум» (записки о новых событиях). Эти газ. создали прообраз современной еженед. прессы. Люди, собиравшие информацию для «Acta diurna» назывались диурнарии.
Искусство книгопечатания было перенесено в Италию сразу же после изобретения печатного станка. Два пропагандиста изобретания Гуттенберга были приглашены итальянским королем в Рим. Первым произведением, отпечатанным в Италии, было послание Цицерона, выпущенное в 1468 г. С этой эпохи начинает быстро распространяться по всей Италии искусство книгопечатания. К 1500 году даже в самых маленьких городах были типографии. Введению цензуры способствовали сами типографщики обращая внимание на возрастание числа книг, несогласных с духом католической религии, они просили короля установить строгую цензуру по отношению ко всем книгам, которые продолжали выпускаться, несмотря на то, что католическая церковь внесла их в список запрещенных. Появление первого печатного периодического издания относится к 1636 г., когда во Флоренции типографы Амадоре Масси и Лоренцо Ланди стали издавать еженедельник, не имевший, однако, определенного названия. Первая же итальянская газета, имевшая название «Sincero» («Искренняя»), издавалась Лукой Ассарино в Генуе с 1642 по 1682 гг.
18 августа 1688 г. по настоянию испанских вице-королей было опубликовано доном Антонио-Мариа-Эрба строгое запрещение печатать периодическое издание «Отчеты о новых событиях и фактах». Эти «Отчеты» навлекли неудовольствие главным образом за то, что они давать сведения о передвижении итальянских войск, давая этим драгоценные сведения в руки врагов.
В Риме выходили «Римские известия», содержавшие хронику городских фактов и не затрагивавшие политических военных вопросов. Возникают «Mercurii», «Gazzette», «Galerie». Особенностью всех этих органов было их почти абсолютное молчание о внутренних вопросах тогдашней Италии.
«Caffe» - журнал «Кофейня» в Милане в 1764 г. и издавался братьями Вери и Беккариа. «Кофейня»- это род энциклопедического обозрения. К этой же эпохе относится появление двух замечательных органов итальян. печати – «Литературный бич» Баретти и «Наблюдатель» Гоцци, повлиявших на направление итальян. литературы. Баретти раскритиковал всю периодическую печать своего времени. Бичевал свою современную культуру.
Великая французская революция вызвала в Италии события, повлекшие падение старого режима и уничтожение всех тех законов, которые сковывали свободную мысль. Могли выходить только правительственные газеты типа Римского наставника, скопированного с образцов из Франции. В Милане появляются «Австрийский наблюдатель», «Эхо Милана», «Газета высшего света» и «Дамский курьер», все бесцветные, лишенные всякого политического направления, Борьба между «Итальянской Библиотекой», органом классиков, и «Посредником», органом романтиков.. Три итальянских журнала «Raccoglitore», «Cosmorama» и «Enciclopedia italiana» защищали итальянскую народность, не выходя при этом из сферы литературно-философских рассуждений.
В 20 годы 19 века некий экономический подъем - росло число фабрик, но много безграмотных. Журналистика включается в борьбу за просвещение трудящихся. Журналы – Народное чтение и Семейное чтение. Закон о печати недопустимы публикации, которые оскорбительны для королевского величества.
- 30-е – 40-е годы 19 века в Европе и развитие журналистики в Италии тесно связано с деятельностью группы «Молодая Италия». Это были газеты, издававшиеся за границей и распространявшиеся нелегально: «Da giovana Italia» (Марсель), «Tribuno» (Лугано), «Italieno» (Париж), «Apostolato popofer» (Лондон). Душой подпольной лит-ры был Джузеппе Мадзини, который регулярно направлял в Италию, то из Лондона, газеты патриотически-республиканского характера, печатавшиеся за границей под охраной местных законов. Таковы были «Бог и народ», «Народ-правитель», «Справедливость и свобода». В 1848 г, когда началась революция, Джузеппе Мадзини переезжает в Милан, и под его редакторством начинает выходить «Народная Италия».
В 1861 году страна начинает объединяться и провозглашается свобода слова. В этом законе излагались меры пресечения злоупотреблений печати. Этот закон распространялся лишь на период.печать, все иные произведения печати находятся вне законодат. Регулирования: издатель, но не автор, обязан лишь представить три экземпляра этих произведений в королевскую прокуратуру. Бурно развивается пресса. Ватикан издает «Римский наблюдатель». Много либеральных газет.
Наиболее распространенной итальянской газетой была в Милане умеренно-либеральная «Secolo» («Век»). Газета эта расходится в 100–120 тыс. экз., самый крупный тираж, который только знает Италия. Вторая: Милан, консервативная «Corriere della sera», печатающаяся в 90000 экз. Третье место занимают «Stampa» и «Tribuna» – либеральные органы с тиражом в 60000 экз. А так же: «Gazetta del popolo» – в Турине, «Osservatore Cattolico» – в Милане, «Avanti!» – в Риме, «Patria», «Messaggero», «Popolo romano» – в Риме.
Итальянская газета стремится соединить в себе и тип французской газеты, в которой видное место отведено отдельным статьям, и тип английской, в которой хроника преобладает над всем, причем все-таки и итальянская печать больше уделяет места хронике, чем статьям. Так, например, в «Corriere della sera» и «Secolo» отдел получения известий обставлен лучше, чем в парижской «Temps», одной из немногих французских газет, где отводится преобладающее значение хронике.
20 век. В 1947 год выходит 114 газет ежедневных, 700 еженельных. Антонии Монти – крунейший газетный магнат. 200 религиозных газет. 450 католических радиостанций. Радио Ватикан.
Quaderni Piacentini (итал., Тетради Пьячентини) левый журнал по проблемам политики и культуры. (1963-1983).
Аванти! (итал. Avanti! — Вперёд!) существует с 1986 г., 1912-1914 г – главный редактор Бенито Муссолини, независимая газета социалистической направленности.
Ринашита (итал. Rinascita — «Возрождение») (1944-1991), итальянский политический журнал.
Rai Radio 1 – с 1924, радиостанция, специализирующаяся на новостях, спорте, разговорных передачах и популярной музыке.
Rai Radio 2 – с 1933 г, радиостанция, специализирующаяся на разговорных передачах и популярной музыке.
Rai Radio 3 - радиостанция, специализирующаяся на культуре и классической музыке
«Ла Газзетта делло Спорт»(итал. La Gazzetta dello Sport) с 1896 г, ежедневная национальная спортивная газета; формат – Broadsheet; тираж - 375.624 (понед. 436.563)
«Коррьере делла Сера» (итал. Corriere della Sera, «Вечерний курьер»), итальянская ежедневная газета
Telasisa Globo, с 1975, ТВ (сериалы, мыльные оперы)
Сегодня среди информационных газет лидируют «Коррьере делла сера» («Вечерний вестник» 1876) и «Республика (1976) среди журналов уверенно чувствует себя «Оджи» («Сегодня», 1945). В целом же итальянские ежедневные газеты имеют невысокие тиражи. Но зато разовый тираж журналов существенно превышает газетный. Многие СМИ находятся в собственности политических партий и профсоюзов.
Радиовещание в Италии существует с 1924 г., а телевидение — с 1954 г. После отмены государственной монополии на телевидение Сильвио Берлускони в 1977 г. вложил 1 млрд. лир в местную кабельную станцию «Телемилано», используя ее как средство рекламного бизнеса, постепенно приобрел еще три крупнейшие коммерческие телесети страны — «Канале-5», «Италиа-1» и «Рете-4» («Сеть-4») и стал основным конкурентом государственной службы РАИ-ТВ (Объединенное итальянское радиовещание и телевидение). В Италии — два крупнейших информационных агентства — Национальное агентство объединившейся печати АНСА, созданное в 1945 г. на кооперативных началах, рядом итальянских газет, и Журналистское агентство Италии АДЖИ, существующее с 1950 г.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.