logo
Ответы ГОС 2013

28. Этапы становления итальянской журналистики

С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. В это время особенно активную роль в распространении общественной информации играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляют яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям. Расцвет в 5в. до н.э. ораторского искусства. Ораторские речи послужили одним из источников публицистики. 1 в. до н. э.

К настоящему времени большинство исследователей едины во мнении, что появление прессы следует отнести к V в. до н. э., когда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре - в 60 году до н. э. Юлий Цезарь регулярно обнародовал протоколы Сената. «Акта Сенатус» - ежедн.отчеты. (Офиц часть+полуофици (церемонии)+происшествия). Данные о заседаниях сената стали разбавляться другой информацией. «Акта Диурна» - эта газета описывала общественные проблемы, анекдоты, некрологи. Она была первой, кот. имела черты газеты. тиражировалась в скрипториях рабами переписчиками. По распоряжению Цезаря был создан «коментариус рерум новарум» (записки о новых событиях). Эти газ. создали прообраз современной еженед. прессы. Люди, собиравшие информацию для «Acta diurna» назывались диурнарии.

Искусство книгопечатания было перенесено в Италию сразу же после изобретения печатного станка. Два пропагандиста изобретания Гуттенберга были приглашены итальянским королем в Рим. Первым произведением, отпечатанным в Италии, было послание Цицерона, выпущенное в 1468 г. С этой эпохи начинает быстро распространяться по всей Италии искусство книгопечатания. К 1500 году даже в самых маленьких городах были типографии. Введению цензуры способствовали сами типографщики обращая внимание на возрастание числа книг, несогласных с духом католической религии, они просили короля установить строгую цензуру по отношению ко всем книгам, которые продолжали выпускаться, несмотря на то, что католическая церковь внесла их в список запрещенных. Появление первого печатного периодического издания относится к 1636 г., когда во Флоренции типографы Амадоре Масси и Лоренцо Ланди стали издавать еженедельник, не имевший, однако, определенного названия. Первая же итальянская газета, имевшая название «Sincero» («Искренняя»), издавалась Лукой Ассарино в Генуе с 1642 по 1682 гг.

18 августа 1688 г. по настоянию испанских вице-королей было опубликовано доном Антонио-Мариа-Эрба строгое запрещение печатать периодическое издание «Отчеты о новых событиях и фактах». Эти «Отчеты» навлекли неудовольствие главным образом за то, что они давать сведения о передвижении итальянских войск, давая этим драгоценные сведения в руки врагов.

В Риме выходили «Римские известия», содержавшие хронику городских фактов и не затрагивавшие политических военных вопросов. Возникают «Mercurii», «Gazzette», «Galerie». Особенностью всех этих органов было их почти абсолютное молчание о внутренних вопросах тогдашней Италии.

«Caffe» - журнал «Кофейня» в Милане в 1764 г. и издавался братьями Вери и Беккариа. «Кофейня»- это род энциклопедического обозрения. К этой же эпохе относится появление двух замечательных органов итальян. печати – «Литературный бич» Баретти и «Наблюдатель» Гоцци, повлиявших на направление итальян. литературы. Баретти раскритиковал всю периодическую печать своего времени. Бичевал свою современную культуру.

Великая французская революция вызвала в Италии события, повлекшие падение старого режима и уничтожение всех тех законов, которые сковывали свободную мысль. Могли выходить только правительственные газеты типа Римского наставника, скопированного с образцов из Франции. В Милане появляются «Австрийский наблюдатель», «Эхо Милана», «Газета высшего света» и «Дамский курьер», все бесцветные, лишенные всякого политического направления, Борьба между «Итальянской Библиотекой», органом классиков, и «Посредником», органом романтиков.. Три итальянских журнала «Raccoglitore», «Cosmorama» и «Enciclopedia italiana» защищали итальянскую народность, не выходя при этом из сферы литературно-философских рассуждений.

В 20 годы 19 века некий экономический подъем - росло число фабрик, но много безграмотных. Журналистика включается в борьбу за просвещение трудящихся. Журналы – Народное чтение и Семейное чтение. Закон о печати недопустимы публикации, которые оскорбительны для королевского величества.

- 30-е – 40-е годы 19 века в Европе и развитие журналистики в Италии тесно связано с деятельностью группы «Молодая Италия». Это были газеты, издававшиеся за границей и распространявшиеся нелегально: «Da giovana Italia» (Марсель), «Tribuno» (Лугано), «Italieno» (Париж), «Apostolato popofer» (Лондон). Душой подпольной лит-ры был Джузеппе Мадзини, который регулярно направлял в Италию, то из Лондона, газеты патриотически-республиканского характера, печатавшиеся за границей под охраной местных законов. Таковы были «Бог и народ», «Народ-правитель», «Справедливость и свобода». В 1848 г, когда началась революция, Джузеппе Мадзини переезжает в Милан, и под его редакторством начинает выходить «Народная Италия».

В 1861 году страна начинает объединяться и провозглашается свобода слова. В этом законе излагались меры пресечения злоупотреблений печати. Этот закон распространялся лишь на период.печать, все иные произведения печати находятся вне законодат. Регулирования: издатель, но не автор, обязан лишь представить три экземпляра этих произведений в королевскую прокуратуру. Бурно развивается пресса. Ватикан издает «Римский наблюдатель». Много либеральных газет.

Наиболее распространенной итальянской газетой была в Милане умеренно-либеральная «Secolo» («Век»). Газета эта расходится в 100–120 тыс. экз., самый крупный тираж, который только знает Италия. Вторая: Милан, консервативная «Corriere della sera», печатающаяся в 90000 экз. Третье место занимают «Stampa» и «Tribuna» – либеральные органы с тиражом в 60000 экз. А так же: «Gazetta del popolo» – в Турине, «Osservatore Cattolico» – в Милане, «Avanti!» – в Риме, «Patria», «Messaggero», «Popolo romano» – в Риме.

Итальянская газета стремится соединить в себе и тип французской газеты, в которой видное место отведено отдельным статьям, и тип английской, в которой хроника преобладает над всем, причем все-таки и итальянская печать больше уделяет места хронике, чем статьям. Так, например, в «Corriere della sera» и «Secolo» отдел получения известий обставлен лучше, чем в парижской «Temps», одной из немногих французских газет, где отводится преобладающее значение хронике.

20 век. В 1947 год выходит 114 газет ежедневных, 700 еженельных. Антонии Монти – крунейший газетный магнат. 200 религиозных газет. 450 католических радиостанций. Радио Ватикан.

Quaderni Piacentini (итал., Тетради Пьячентини) левый журнал по проблемам политики и культуры. (1963-1983).

Аванти! (итал. Avanti! — Вперёд!) существует с 1986 г., 1912-1914 г – главный редактор Бенито Муссолини, независимая газета социалистической направленности.

Ринашита (итал. Rinascita — «Возрождение») (1944-1991), итальянский политический журнал.

Rai Radio 1 – с 1924, радиостанция, специализирующаяся на новостях, спорте, разговорных передачах и популярной музыке.

Rai Radio 2 – с 1933 г, радиостанция, специализирующаяся на разговорных передачах и популярной музыке.

Rai Radio 3 - радиостанция, специализирующаяся на культуре и классической музыке

«Ла Газзетта делло Спорт»(итал. La Gazzetta dello Sport) с 1896 г, ежедневная национальная спортивная газета; формат – Broadsheet; тираж - 375.624 (понед. 436.563)

«Коррьере делла Сера» (итал. Corriere della Sera, «Вечерний курьер»), итальянская ежедневная газета

Telasisa Globo, с 1975, ТВ (сериалы, мыльные оперы)

Сегодня среди информационных газет лидируют «Коррьере делла сера» («Вечерний вестник» 1876) и «Республика (1976) среди журналов уверенно чувствует себя «Оджи» («Сегодня», 1945). В целом же итальянские ежедневные газеты имеют невысокие тиражи. Но зато разовый тираж журналов существенно превышает газетный. Многие СМИ находятся в собственности политических партий и профсоюзов.

Радиовещание в Италии существует с 1924 г., а телевидение — с 1954 г. После отмены государственной монополии на телевидение Сильвио Берлускони в 1977 г. вложил 1 млрд. лир в местную кабельную станцию «Телемилано», исполь­зуя ее как средство рекламного бизнеса, постепенно приобрел еще три крупнейшие коммерческие телесети страны — «Канале-5», «Италиа-1» и «Рете-4» («Сеть-4») и стал основным конкурентом государственной службы РАИ-ТВ (Объединенное итальянское радиовещание и телевидение). В Италии — два крупнейших инфор­мационных агентства — Национальное агентство объединившей­ся печати АНСА, созданное в 1945 г. на кооперативных началах, рядом итальянских газет, и Журналистское агентство Италии АДЖИ, существующее с 1950 г.