78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
Специфика радио. Радио до настоящего времени остается самым дешевым и доступным средством массовой информации на планете. Радиоволны достигают практически любой точки земного шара. Именно поэтому число радиостанций, вероятно, самое значительное среди всех типов медиапредприятий – более 35000. Радио – не только самое распространенное, но и самое дешевое СМИ. Еще одним ключевым рыночным преимуществом радио является его понятность всем, вне зависимости от уровня грамотности. При этом в отличие от телевизора радио мобильно и может работать без специальной инфраструктуры (электрическая сеть, коллективная или спутниковая антенна).
Историческая справка. 1895 год - первая публичная демонстрация приемника Попова, она состоялась в Санкт-Петербургском университете. 1986 год – итальянский ученый Маркони официально запатентовал радио. До сих пор ведутся споры о том, кто изобрел радио: Попов или Маркони. Важно то, что мир получил уникальнейшее средство коммуникации. Произошел технический прорыв во многих областях науки и техники, связанных с обменом и обработкой информации. Радио послужило мощнейшим стимулом в исследовании и развитии электричества, стало основой электроники и т.д. Как СМИ радиовещание началось развиваться в США.
В 1919 году была образована «Радиокорпорация Америки», задуманная как всеобъемлющий монополист радиопроизводства и радиовещания. Именно эта корпорация стала технической основой массового вещания.
Стратегия узких форматов. Радио прошло сложный путь эволюции и даже радикальной трансформации. Его стратегия, которая сформировалась после возникновения радио как массового СМИ в 1920-х годах, определялась тем, что радио стало первым способом организации семейного и коллективного досуга. Однако в середине 1950-х эта стратегия была перехвачена телевидением. Радиовещание было вынуждено искать новые рыночные стратегии.
Два фактора оказались наиболее существенными:
послевоенный пик рождаемости в США – «бэйби-бум». К 1960-м годам в США выросло молодое поколение, воспитывавшееся в условиях материального благополучия и имевшее достаточно много свободного времени. С 1960-х годов из семейного радио превращается в индивидуальное средство развлечения и досуга.
Окончательному переходу радио к стратегии узких форматов способствовало развитие автомобильной индустрии - сегодня практически во всех автомобилях, имеющихся в США (95%), установлены радиоприемники.
Общественное и коммерческое радиовещание. Национальные рынки радиовещания в США и странах Западной Европы в своем развитии следовали различными путями: коммерческое радио в США и общественное радиовещание в Западной Европе.
Коммерческое радиовещание – США. 2 этапа:
Первый этап: 1920–1950-е годы - становление экономических основ радиоиндустрии, предполагавших создание массовой аудитории и прямое извлечение прибыли из продажи эфира под рекламу. В этот период развитие коммерческого радио в США пошло по пути создания общенациональных сетей, предлагавших широкой аудитории и развлекательные, и информационные программы. Господствовавшее в общенациональном масштабе 1930–1940-х годов радио воспринимало телевидение просто как иную форму радио – своего рода «радио с картинками». И только в 1953 г., когда рекламные поступления на радио впервые начали снижаться, радиовещание осознало реальную угрозу со стороны нового конкурента.
Второй этап: в развитии коммерческого радиовещания США начался в 1950-х годах и продолжается до настоящего времени. Его главной чертой явилось превращение радио в нишевое СМИ, действующее прежде всего на рынке местной рекламы. Большая часть жанров, созданных радиосетями, а вместе с ними исполнителей – звезд и талантливых создателей программ – перешла в телеиндустрию. Радиостанции были вынуждены искать новые концепции программной политики, и их главными находками стали сокращение времени разговорных программ и широкое использование музыкальных фонотек.
Франция: Радио Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио. США: NBC, CBS, ABC. Германия: Типы частных ТРК: Национальные («Никльоден»).Смешанные (принадлежат иностранным компаниям) – «Евроньюс». Иностранные («Тэ эР Тэ- Инт») - вещание от ТРК Анкары, для турецкой диаспоры. Основной источник дохода частных ТРК – реклама+ аб.плата за платное вещание.
Общественное радиовещание – Западная Европа.
Для стран Западной Европы радио – составная часть деятельности вещательных общественных корпораций, которая финансируется за счет единой лицензионной платы, поступающей в бюджет телерадиокомпаний. Положение общественных радиоканалов в разных странах Западной Европы существенно отличается. Наиболее стабильно положение радио ВВС. В начале 2000-х годов доля аудитории его пяти каналов составляла 51%. Вещательная политика "BBC" предусматривала создание широкого спектра качественных образовательных, научно-популярных, публицистических и культурных программ, призванных обеспечить развитие массовой аудитории. Наличие этих программ в сетке вещания "BBC" выгодно отличало эту британскую вещательную службу от большинства коммерческих радиостанций, нацеленных преимущественно на развлечение радиослушателей. Одним из ключевых принципов деятельности "BBC" является редакционная самостоятельность. Декларируя свое служение обществу, корпорация принципиально не использовала коммерческую рекламу, доказывая этим свою независимость от рекламодателей и коммерческой конъюнктуры. Деятельность радиовещания ВВС внутри Великобритании финансируется за счет абонентской платы.
Создаваемые, как правило, по решению правительств, общественные вещательные корпорации имеют различную степень автономности от государственных структур в осуществлении своей деятельности: от значительной ("BBC", Земельные вещательные службы Германии) до весьма ограниченной (Зимбабвийская вещательная корпорация "ZBC", вещательная корпорация Шри-Ланки "SLBC"). В странах с развитыми парламентскими системами общественные службы подотчетны парламентам. «Немецкая волна» медиакомпания Германии, распространяющая радио- и телепрограммы. В 60г. «Н.В.» начала радиовещание на русском языке. Русскоязычная редакция позиционирует себя как независимый источник инфы из Европы для жителей России, Украины, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана».
Принципы вещания Сев. Евр: 1. универсальный доступ к СМИ 2. программная политика удовлетворяет интересы общин и меньшинств 3. главная задача – развитие национального самосознания 4. отстраненность от политики 5. культурная и образовательная функции доминируют над развлекательной.
Государственное финансирование радиовещания. Государственная модель вещания оказалась весьма привлекательной для стран с централизованной плановой экономикой, а также для диктаторских и фашистских режимов. Эта модель стала преобладающей в азиатских странах после достижения ими независимости. Несмотря на развитие телевидения, радио по сей день признается в Африке ведущим средством массовой информации. В большинстве арабских стран радиовещание монополизировано государством, как и телевидение. В связи с тем что многие государства арабского мира находятся в зонах международной напряженности, вещание обычно отличается высокой степенью политизации.
Основные форматы радиовещания.
Формат – совокупность жанровых, тематических прочих признаков, формирующих концепцию вещания.
При классификации по типу радиовещания за основу берутся различные основания:
соотношение в эфире информации и музыки.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.