Введение
Сколько различной гадости внедряется в наш мозг через черный ящик. А ведь забавно: все смотрят, и никто не думает, на что он смотрит. Каковы от этого последствия. Плодотворно ли это влияет на его психическое и эмоциональное состояние. Если откровенно и субъективно, то характеристика нашего телевидения далека от идеала, который должен способствовать нравственному, интеллектуальному и духовному развитию.
По данным опросов различных социологических групп, телевидение является главным источником, как получения информации, так и развлечений почти для 80% жителей России. При увеличении количества телевизионных программ и каналов, качество телепередач становиться крайне невысоким, и они не несут никакого смыслового подтекста. Соответственно и отношение населения страны к данному виду СМИ и СМК неоднозначно. В российском обществе, особенно последнее время, постоянно раздаются заявления о негативном воздействии СМИ, прежде всего телевидения, на психику людей. Чаще всего сейчас произноситься словосочетание «информационная война», под которым подразумевается целенаправленное использование возможностей телевидения и других СМИ для формирования в сознании зрителей или читателей отрицательного или положительного образа тех или иных политических деятелей, партий, организаций и т.п.
Периодически также возникают дискуссии о более широком разрушительном воздействии содержания и методов СМИ на психическое здоровье, нравственность и мировоззрение личности. К сожалению, подобные дискуссии и заявления имеют расплывчатый характер, не опираются на правильно собранные и проанализированные факты. Внимание, прежде всего, должно быть направлено на все, что отражает представления аудитории о тех или иных ценностях, идеалах, мечтаниях. Телевизионная критика в газетах постепенно утрачивает аналитику и трансформируется в информационную печатную журналистику о телевидение: информационные жанры все больше вытесняют аналитические. Газеты все чаще помогают телевидению в привлечении аудитории к тому или иному телевизионному проекту.
Переориентация работников телевидения с интересов аудитории на получение коммерческой выгоды, приводит к тому, что телевидение делает ставку на передачи на криминальную и развлекательную темы. «Наблюдается крайне низкая степень ответственности журналиста не только перед аудиторией, но и перед самим собой» Г. Кузнецов.
Все чаще программы содержат признаки, указывающие на опасность для психического здоровья и нравственности зрителей; содержат этические нарушения.
Таблица 1. - Краткий статистический результат.
Общее количество рассмотренных передач |
9 |
|
Общее время передач |
136 мин. |
|
Время сюжетов с насилием |
45 мин. |
|
Доля сцен со следами насилия во времени |
33% |
|
ДТП |
13 |
|
Драки с нанесением телесный повреждений |
4 |
|
Замерзший человек |
3 |
|
Пожары |
4 |
|
Убийство |
5 |
|
Нанесение побоев ребенку |
2 |
|
Грабеж |
2 |
|
Найден труп |
6 |
|
Теракт |
1 |
«Медийная критика - особая область журналистики, которая призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в деятельности СМИ. Она является одновременно и своеобразным способом рефлексии, самопознания современной печатной и электронной прессы, и общественным зеркалом, которое призвано отражать «блеск и нищету» СМИ, оказавшихся в рыночной среде» А. Короченский (доктор филологических наук, профессор).
Целью работы является анализ популярной телевизионной передачи.
Из поставленной цели вытекают задачи:
1) определить роль и место популярной телепередачи как одного из проводников массовой культуры на современном социокультурном этапе;
2) выявить манипулятивные возможности медиатекстов телепередачи;
3) обосновать необходимость введения медиаобразования.
Вопросы влияния телевизионных передач исследуются в научных трудах многих отечественных и зарубежных авторов [Усов Ю.Н., 1995, 2000; Зазнобина Л.С., 1996, 1998; Спичкин А.В., 1999; Шариков А.В., 1991; Федоров А.В., 1999, 2001-2008; Мастерман Л., 1985, 1997 и др.]. В настоящее время разработано немало концептуальных подходов и в сфере влияния телепередач на аудиторию [Левшина И.С., 1983; Полуэхтова И.А., 2003; Собкин В.С., 2000; Федоров А.В., 2001-2008; Шариков А.В., 1991 и др.]
Структура работы: курсовая работа состоит из введения; 4 глав; заключения, включающего выводы и перспективы дальнейшего исследования проблемы; библиографического списка.
Во Введении обоснована актуальность исследования, определена его цель, объект и задачи, раскрывается научная новизна и теоретическая значимость, практическая ценность. Формулируется гипотеза, указываются методы исследования. Отмечаются теоретическая и практическая значимость работы.
В главе I « Анализ принципов функционирования телевидения » описывается, какое информационное воздействие производится на человека.
В параграфе 1. 1 «Анализ жанровой структуры каналов» речь идет о том, что особенности развития современного общества порождают передачи такого типа. («Спрос рождает предложение»).
В параграфе 1. 2 «Краткое содержание передачи. Ее влияние на обстановку в семье» идет краткое описание сюжета и персонажей, рассмотрена проблема возможности этой передачи оказывать социально-деструктивное, манипулятивное воздействие, регулировать и предписывать определенные модели поведения; выражать и отображать оценки действительности.
В главе II «Закон РФ "О средствах массовой информации"» написан непосредственно сам закон.
В главе III «Социально безответственное и депрессивное телевидение» автор приводит факты, подтверждающие негативное влияние этой телепередачи и передач такого типа на аудиторию.
В главе IV «Медиаобразование» идет объяснение необходимости введения медиаобразования и толкование этого термина.
В параграфе 4. 1 «Медиакритика» описывается термин «медиакритика» и его теоретическое и практическое значение.
В параграфе 4. 2 «Развитие критического мышления» автор объясняет причину, по которой возникает необходимость развития критического мышления у людей и способы развития.
В параграфе 4. 3 «Научные труды отечественных и зарубежных авторов» предлагается список ученых и авторов книг (с годами изданий и переизданий), изучающих поднятую проблему.
Заключение содержит общие выводы исследования.